Рефераты. Конспект статьи А.Ф. Лосева Русская философия по его книге Философия. Мифология. Культура.






Познание истины мыслимо только как осознание своего бытия в Истине. Теория

познания рационализма статична. Тот, кто стоит, всегда ограничен какими-

нибудь горизонтами. Теория познания «логизма» динамична. Отсюда

беспредельность познания.»

Русская философия провозглашает восточно-христианский логизм,

полнокровный и беспокойный мистико-онтологический реализм. Постигая в себе

и предчувствуя негибнущее зерно, извечную мысль Божества, личность в

атмосфере логизма занимает центральное место. В логизме Бог – Личность,

Вселенная – Личность, человек –Личность. Т.е русская самобытная философия

представляет собой непрекращающуюся борьбу между ratio и конкретным,

богочеловеческим Логосом и является беспрестанным , постоянно

поднимающимся на новую ступень постижением иррациональных и тайных глубин

космоса конкретным и живым разумом.

ФИЛОСОФИЯ Г.С.СКОВОРОДЫ, СЛАВЯНОФИЛОВ, ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА

В последующих главах А.Ф.Лосев дает краткую характеристику учений

русских философов. Начинает он с русского философа 18в. Григория

Сковороды(1722-1794). Он называет его истинным Сократом на русской почве.

Основная идея философии Сковороды – антропологизм. Познание

возможно только через человека. Человек – это микрокосм. Познай самого себя

– основание всей философии. Человек в себе должен найти последний критерий,

основание познания и жизни. Больше их искать негде.

Вторая основная идея системы Сковороды – мистический символизм. Это

очень важная черта и одна из оригинальных особенностей его философии.

Рассудок создает только схемы. Живую связь бытия и его скрытую сущность

нельзя постичь с их помощью. Только в образах можно достичь истинного

познания. Сковорода осуждает старый грешный земной глаз, которому чужды

символы, который не видит истины.

Из антропологического символизма возникает у Сковороды проблема

Библии. Библия для него – объект любви, даже влюбленности. Он избегал всех

земных и телесных радостей, чтобы полностью отдаться одиночеству и

наслаждаться любовью « в пречистых объятиях краснейшей паче всех дщерей

человеческих сей Божьей дщери», Библии. Существует три мира. Один

огромный, бесконечный – макрокосм. Другой маленький, человеческий –

микрокосм. И третий, символический – Библия. Она, прежде всего, учит тому,

что в человеке два сердца, смертное и вечное, нечистое и чистое. Человек,

проникающий в глубины этой двойственной природы и охваченный стремлением

узреть свою истинную идею Бога, ощущает всю силу божественного Эроса.

В своем особом учении о Боге и мире Сковорода не расстается с

избранной им точкой зрения антропологизма. Он познает мир и Бога как

человек – посредством людей на путях самопознания. Как у человека два

сердца, так и у мира две сущности, видимая и невидимая. В этом разделении

двух сущностей Сковорода доходит до полного дуализма. Человек воскреснет,

воскреснет и мир.

Мистическая и практическая мораль Сковороды теснейшим образом

связана с его метафизикой и теологией. Воля и разум в их божественной

глубине суть одно и тоже, однако в –жизни они разорваны и мучительно

стремятся к первоначальному единству. Воля могуча, однако слепа. Разум

ясен, однако бессилен. Цель жизни состоит в том ,чтобы вернуться в отчий

дом ,чтобы посредством разума уяснить , а посредством воли приблизиться к

познанию истины. Счастье состоит в соответствии, в следовании собственной

природе , в созидании, в работе над самоопределением в жизни, в тонкой

восприимчивости велений своего духа, в счастье переживать собственное Я.

Идиллический романтизм и апокалипсическое предчувствие конца –

таковы начало и конец стержневого направления русской философии, с которым

встречаешься в 19 в.. Лосев считает, что Сковорода был в 18в.

провозвестником своеобразной русской философии, а все остальное до него

было привозным и неорганичным.

На пути познания глубин исконно русского мышления вслед за

Сковородой мы встречаем славянофилов и Владимира Соловьева. Славянофилы

рассматривали основную проблему философии в свете антитезы «Восток и

Запад»; в своих религиозных , философских наблюдениях они не покидали

романтизированного барского поместья. , не отделялись от родной , близкой

им почвы. Владимир Соловьев также близок к земле, но утрачивает веру в

уютный романтизм, в идеализацию русской старины. Он и его ученики

проникнуты апокалипсическими тревогами.

Славянофилы первыми выразили внутренний синтез русского

народного духа и религиозного опыта восточной ортодоксии. В мировом потоке

они сумели занять место своеобразное и оригинально выразить дух России и

призвание. Славянофильство довело до сознательного, идеологического

выражения вечную истину православного Востока и исторический уклад русской

земли, соединив то и другое органически. Русская земля была для

славянофилов прежде всего носительницей христианской истины, а христианская

истина была в православной Церкви. Славянофильство означало выявление

православного христианства, как особого типа культуры.

Основателями славянофильства были А.Хомяков и И.Киреевский, теория

познания которых основывалась на рассуждениях о единой, неразделенной

духовной жизни. Они считали, что у западных народов «раздвоение в самом

начале западного вероучения», считали их теории познания и онтологии

худосочными, противопоставляя им свою общую соборную, т.е. церковную,

теорию познания. Сам себя обосновывающий дух бессилен, он идет навстречу

собственному разрушению, смерти. Разум и воля, находящиеся в моральном

согласии с всеобъемлющим разумом, составляют основание всего. Хомяков видит

истинный критерий познания в церковном общении, в любви. Русские философы

видят в вере основание всей философии, в ней синтезируются и примиряются

отдельные элементы знаний, в том числе и чисто рациональные.

Такова эта теория познания целостного духа. Воля – вот что

действительно отделяет субъект от объекта, истину от лжи. Волящий свободный

разум есть центр всего мировоззрения. На основе своего учения о волящем

разуме Хомяков пытается дать правильное понятие о Церкви: «Я признаю,

подчиняюсь, покоряюсь – стало быть, я не верую… Церковь не доктрина, не

система и не учреждение. Церковь есть живой организм, организм истины и

любви или, точнее, истина и любовь как организм»

Философские основы мировоззрения славянофилов остались непонятыми,

да их тогда и не в состоянии были понять. История философии Хомякова

представляет собой подразделение всех действующих в истории сил на два

основных класса – иранство ,т.е. религия свободы и свободного духа , и

кушитство, религия необходимости и подчинения земному началу. Наиболее ярко

иранство выразилось на православном Востоке, кушитство – на католическом

Западе. С нашей теперешней точки зрения во всем этом много наивного и

некритичного , однако во многих отдельных его ра ссуждениях чувствуется

неопровержимая интуитивная достоверность, которая не может быть

опровергнута средствами какой-либо науки.

В следующей главе А.Ф.Лосев переходит к нашей современной эпохе.

Со времени славянофилов произошло много изменений в общественной жизни, в

отношениях между правительством и народом, вера впала в нужду и упадок.

Настал тягостный период предчувствуемой апокалиптики. Автор с

необыкновенным удовольствием и любовью говорит о философе нового русского

апокалиптического мироощущения , о Владимире Соловьеве(1853-1900) – мистике

и поэте.

Главная идея философии Соловьева – это идея о духовной телесности.

Из этой идеи можно вывести все остальные основные идеи Соловьева, среди

которых наиболее выдающиеся – идеи Всеединства и Богочеловечества, идея

преображения тела и духа и идея Церкви как Тела Христова. Соловьев верит в

святость, чистоту и красоту материи и тела. Если истинный гуманизм – это

вера в Христа как Богочеловека Это истинный натурализм ,согласно Соловьеву,

- Это вера в богоматерию. Реальные материя и тело суть обособления

первичной чистой и недоступной воздействию Мировой души, они утратили ее

святость, но сохранили элементы Всеединства, поэтому и теперь они являются

основой жизни. Аскеза – это не уничтожение тела, а только возвышение духа

за счет тела, воскрешение, освящение и усмирение тела. Материя –

недостойное жилище божественного человеческого духа. То ,что мы сейчас

называем идеей, бестелесно и безжизненно, а то, что мы называем плотью и

материей, грешно и бессмысленно. Содержание идеи не может быть полноценным

без материи, без плоти, само благо было бы без них неполноценным. Вся

природа, все живое ждет воскресения, преображения. И этим преображением

явятся полное одухотворение материи и полная материализация идеи.

Например, в органическом и человеческом мире мы видим постепенное изменение

материи, одушевление телесного принципа – например, в переходе от темных

серых облаков к безоблачному голубому дню. В конце всего совершается

окончательное, полное и общее воссоединение злого и разорванного бытия. Это

– учение о духовной телесности, о преодолении мирового зла посредством

богочеловеческого подвига, о внедрении и созидании универсального

Всеединства.

Далее Лосев выделяет некоторые теоретико-познавательные черты этой

философии. Для Соловьёва тория познания и даже сама онтология никоим

образом не имеют самостоятельного значения. Его теоретико-познавательные и

онтологические изыскания развиваются в рамках религиозных и углубленно

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.