Рефераты. Конспект нескольких глав Лосева






провинции был особый стиль в живописи, нашедший отражение в фаюмских

портретах. Кроме того, в Александрии были еще живы традиции

древнеегипетского искусства. Условия общественной жизни в Римской империи

III века развивали терпимость к национальному, идеологическому и

художественному разнообразию. Недаром из жизнеописания, составленного

Порфирием, нам известно о Плотине, что он мечтал поехать в Индию изучать

персидскую философию, читал Платона, в конце концов переехал в Рим. Плотина

окружала умирающая цивилизация, но именно на гибнущих развалинах появляются

первые ростки нового мира.

Миметическая природа искусства. Прежде всего припомним то, что мы уже

знаем. Мы именно встретили учение о том, что искусство есть подражание, что

это подражание относится не к чувственным вещам, но к эйдосам и что в таком

подражании нет ничего унизительного, так как и вся природа тоже

«подражает», и это подражание ничем не отличается от «творчества».

Отношение искусства к другим областям бытия и жизни. Плотин говорит о

трех жизнях — чувственной, практической и той, что протекает в возвышенном

месте. Это то место, куда восходит только «любящий», минуя тело и душу и

приходя к «истинному уму», который «прекрасен сам от себя». Что же такое

ум?

Мыслитель проводит здесь аналогию творящего ума с художником и

искусством. Все произведения искусства содержат в себе медь, дерево или

камень, но они не создаются этим, прежде чем то или иное искусство, путем

вложения от себя эйдоса, не создаст одно—статую, другое—кровать,

третье—дом.

Душа тоже состоит из материи и формы. Ее форма — энергийный ум. Душа

есть нечто потенциальное и несовершенное.

Классификация искусств

Общая классификация искусств. Плотин пишет: «Подражание

искусства—живопись и ваяние, танцы и мимика жестами, то есть все,

получающее свое содержание откуда-нибудь из окружающей действительности и

пользующееся чувственным прообразом, подражая формам и движениям и повторяя

видимую симметрию,—не могут быть как следует возводимы в умный мир, разве

только через разум человека, и если сделать заключение о некоем состоянии

живых существ, взятых в целом, на основании соразмерности, существующей в

отдельных живых существах, то это будет только моментом способности,

наблюдающей и там и созерцающей соразмерность, которая в умном мире

охватывает все. Ведь тогда и вся музыка, содержащая мысли о гармонии и

ритме [под «музыкой» Плотин понимает здесь науку музыки], существует, надо

полагать, таким же образом, как и та, что относится к умному ритму. Те же

искусства, которые создают художественные чувственные предметы, как,

например, строительное или плотничье, могут получать свои принципы оттуда и

из тамошних рассуждений, поскольку они пользуются симметриями. Соединяя это

с чувственным предметом, они не могут быть всецело там, или же они—в

человеке. Но также и—земледелие, которое занимается чувственным растением,

и медицина, рассматривающая здешнее здоровье как в смысле чувственной силы,

так и хорошего состояния. Там—другая сила и здоровье, в силу чего живые

существа оказываются недвижными и довлеющими себе. Что же касается

риторства, стратегии, экономии и государственного управления, если эти

искусства соединяют с действиями красоту, то в случае обращения ими

внимания на то умное, они имеют оттуда должное для науки на основании науки

тамошней. Туда же надо поместить и геометрию, которая относится к умному и

является высшей мудростью относительно сущего. Вот что можно сказать об

искусствах и о том, что соответственно с ними возникает».

Некоторые комментарий к общей классификации искусств у Плотина в связи с

отношением искусства к сфере Души и Ума.

Во-первых, Плотин, по-видимому, делит все искусства на подражательные

(живопись, скульптура, танцы, мимика) и производительные (архитектура,

агрикультура, медицина, военное дело, политика). Здесь, по-видимому, идет

речь о различии чистого искусства и прикладного.

Во-вторых, Плотин ставит вопрос об отношении произведения искусства к

умному первообразу. «Чистота» искусства как раз есть принцип, уводящий от

первообраза. Когда создается картина, статуя и пр., то для Плотина уже само

собой ясно, что содержание этих произведений будет обязательно земным.

Искусство и природа. По Плотину, нет существенной разницы между

искусством и природой. Искусство есть деятельность человека, но через

человека действует все та же душа и жизнь, данная и в космической Душе и в

самом Уме. Природа же творит без «логисмоса», то есть без рассуждения.

Отдельные искусства

Понимание отдельных искусств у Плотина весьма далеко от современного.

Например, архитектура для него, так же как и плотничье дело, сводится лишь

к механическому соположению частей… Кроме того, ввиду слабых

искусствоведческих интересов у Плотина, мы часто бываем разочарованы

заменой у Плотина специально-художественного анализа общими ссылками на

умопостигаемый мир.

Пластические искусства. Подражательные искусства для Плотина подражают

видимым движениям, формам и соразмерностям. В мире идей есть идея человека,

есть идея разумного существа, идея художника и даже искусства, поскольку

искусства суть порождения Ума.

Из мира идей, по Плотину, искусства заимствуют «симметрию», но когда

начинают внедрять ее в чувственный объект, то этот объект уже не

принадлежит вполне идеальному миру.

Художник своей деятельностью вносит эйдос в материю. Если он «подражает»

другим вещам, это не меняет дела, потому что вещи в свою очередь тоже

подражают эйдосам; и искусства не просто изображают видимое, но восходят к

основаниям, от которых природа восходит к Софии природы.

Искусство для Плотина вполне принадлежит Душе, тяготеющей к миру; как

эйдос, оно пребывает в умном мире; как чувственные качества, оно есть

наброшенный на мир золотой покров.

Магический и символический аспекты пластических искусств. Иногда Плотин

говорит об образах и статуях как о предметах культа. Есть тексты,

свидетельствующие о том, что светское и религиозное искусство — совершенно

разные вещи для философа. Священные изображения «вбирают» в себя частицу

божественной Души; это поняли, согласно Плотину, «древние мудрецы».

Священные изображения, по мысли Плотина, привлекают частицу Мировой Души,

благодаря своему «подобию» ей.

Для священно-магических изображений у Плотина есть особый термин -

«изваяние», «образ». Говоря о жизни блаженных мудрецов в умном мире, Плотин

называет все, что именуется там, «прекрасными изваяниями», не начертанными,

а истинно существующими.

Драматическое искусство. Деятельность драматического поэта Плотин

представляет наподобие деятельности провидения. Истинная драма есть не что

иное, как драма всякого природного существования, драма свободы и

необходимости, хорошего или плохого соответствия вселенскому порядку.

Вследствие этого драматический поэт, подобно скульптору, прикасается к

истине, превосходящей предмет его изображения.

Музыкальное искусство. Музыка для Плотина—это в первую очередь высокая

наука, причастная к «умному ритму» и умопостигаемая. Цель музыки—сделать

явным невыразимое, прекрасное. Для этой цели служит музыкальная техника,

опирающаяся на числовые закономерности. Эти закономерности, однако, целиком

принадлежат чувственному миру, потому что в красоте самой по себе нет

никаких частей, и следовательно, нет числовых соотношений. Число выступает

в музыкальной концепции Плотина в качестве естественного следствия перехода

от неразделимого единства формы к множественности чувственного мира.

Гармонические соотношения низких и высоких звуков в музыке ничтожны по

сравнению с гармонией вселенной.

Художник и зритель

Внутреннее состояние художника. Художник несет в себе идею искусства.

«Музыкант влагает гармонию в струны инструментов, имея в себе основание, в

согласии с которым он будет создавать гармонию». Влечение, любовь к высшей

гармонии, диктующей художнику его произведения, сильнее в нем, чем его

профессионализм.

Художник, согласно Плотину, питается созерцанием божественной красоты,

небесной Софии. Но это удел всякого мудреца. Художник же — это мудрец,

улавливающий отношение между умным и чувственным и воплощающий идею в

материи.

Восприятие искусства и действие его на человека. Плотин неоднократно

говорит о воздействии музыки на слушателя. Являясь отражением гармонии

умного мира, музыка дает соприкоснуться с ним и слушателю.

Любитель музыки, в описании Плотина, пассивен и восприимчив, он

заворожен гармонией звуков и пленен их красотой. Он сам вполне бездеятелен;

звуки действуют на него.

Плотин приписывает музыке не безразличное для нравственности

воздействие. «Музыка преображает человека, изменяя его к лучшему или к

худшему". Музыка подобна магии. Она зачаровывает, однако, не волю и не

разум, а неразумную душу. Очищая ее, освобождая ее от пристрастия к

преходящим формам, музыка делает ее способной понимать и любить Единое.

Искусство, связанное с Душой, «склоняющейся» над миром,— это для Плотина

одна из форм стремления к божеству, форма очень хрупкая и несовершенная,

потому что художник, устремляясь к умопостигаемому, всегда влеком вниз, к

чувственному и материальному.

Общие выводы об искусстве

Черты презрения к искусству. «Безобразное живое прекраснее того, что

прекрасно в статуе». Самое главное — это проникнуть в сферу чистого ума.

Искусство как первая ступень восхождения. Плотина говорит: "Философ по

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.