Рефераты. Конспект и анализ первоисточников: Аристотель О душе. Платон Диалоги






Таким образом, для существования необходимо обладать каким-либо чувством

вообще, но не обязательно осязанием.)

Итак, душа есть причина и начало живого тела. О причине говорится в

различных значениях. Подобным же образом душа есть причина в трех смыслах,

которые мы разобрали. А именно душа есть причина, как то, откуда движение,

как цель и как сущность одушевленных тел. Что душа есть причина в смысле

сущности - это ясно, так как сущность есть причина бытия каждой вещи. А у

живых существ быть означает жить. Причина же и начало этого - душа.

Очевидно также, что душа есть причина и в значении цели, ибо также как ум

действует ради чего-то, так и природа, а то, ради чего она действует, есть

ее цель. А такая цель у живых существ по самой их природе есть душа. Тому,

кто хочет исследовать способности души, необходимо выяснить, что такое

каждое из них, далее исследовать все, связанное с ним.

Таким образом ясно, что рассмотрение каждой отдельной души и ее

способности есть наиболее подобающее исследование самой души.

(Думаю, причина и цель составляют своеобразный фундамент души,

являются ее ядром, но сверху существует еще много слоев различного рода,

значение которых еще предстоит выяснить и определить. Аристотель не

рассматривает возможность существования тел, имеющих иную природу, нежели

физическое тело, а следовательно имеющих возможность воплощать душу или ее

часть вне физического тела и позволять ей совершать движения вне

физического пространства. Так как душа в принципе может существовать в

субстанции мысли и мышления, то она может свободно существовать и

сохраняться вне физического тела при условии независимости мышления и мысли

от такового.)

Платон. Диалоги.

Он( т.е. Клиний) молод и естественно его юность внушает нам опасение как бы

кто-нибудь не опередил нас , не направил его ум на другое какое-то дело и

тем самым не погубил.

Вся жизнь человека представляет собой гигантскую сеть разветвлений, путей,

вариантов, а в период детства и молодости эта сеть наиболее густа. Поэтому

выбор должен производиться между многочисленными альтернативами. Правильный

выбор важен по причине далеко идущих последствий. Ибо, как в решении диф.

уравнения при плохой устойчивости незначительные вариации начальных условий

приводят к глобальным изменениям в получаемых решениях, так и на старте

жизни малые воздействия могут в корне поменять дальнейший путь развития

человека. Любое стороннее воздействие может привести к непредсказуемым

последствиям, поэтому отец особенно обеспокоен тем, какое воздействие

окажет на юношу окружение (и в первую очередь его сверстники).

Все рожденные существа созданы, по-видимому, на один лад: после того, как

посаженое растение получит жизнь, начинается трудный длительный и тяжкий

уход за ростком. Нечто подобное происходит с человеком.

Все зависит от результата, который вы хотите получить. Как известно, без

труда ….

Отец о своем сыне: до сих пор я удерживал его увещеваниями, но поскольку

далее удерживать его я не в силах, полагаю, что лучше всего будет уступить

ему, иначе, общаясь с кем -либо без моего ведома , он может погибнуть.

Демодок является действительно мудрым родителем и хорошим психологом, так

как понимает, что человека (особенно развивающегося) невозможно удержать от

совершения различных действий, что помогают изучать новое. Лучшим вариантом

будет уступить, но проинструктировать о возможных последствиях. Пусть

человек сам делает выбор: делать или не делать. Увещевания - своеобразный

инструктаж. Человек узнает сначала теоретически и далее (при желании) может

испытать это практически. В случае же прямого запрещения родителями

некоторых действий слабая личность может быть подавлена, что еше более ее

ослабит, а это недопустимо при воспитании человека, которому предстоит жить

в этом "прекрасном и яростном" Мире. Сильная же личность пойдет против

запрета и может совершить ненужный поступок лишь с целью самоутверждения,

но не с целью познания, а это разные вещи. Тем более, что , быть может, при

ином подходе, человек не совершил бы такого поступка, но неверный подход

родителей подтолкнул его к этому. Оптимальным вариантом является

предварительное разъяснение предмета и последствий действий без нажима и

предоставления возможности провести этот опыт под наблюдением, дабы уберечь

от наиболее негативных последствий. Но позволить набить свою шишку

желательно, ибо, как ни жаль, очень часто люди учатся лишь на своих

ошибках, так пусть легкие ошибки послужат своеобразной прививкой от

серьезных ошибок.

Мыслят существа, имеющие душу. Познаю, а именно думаю.

По Платону - душа - это то, что мыслит, познает, чувствует. В некотором

смысле "думание" можно назвать познанием, ибо то, что рождается в нашем

разуме в процессе мышления является результатом конструктивного синтеза из

уже имеющегося в нем, а следовательно не существовало до момента мышления и

возникает и познается в процессе мышления.

- ну а животными - сказал он, - ты называешь то, что имеет душу. Да,

отвечал я

- разве боги не живые существа: ведь ты признал живыми существами всех тех,

кто имеет душу, а эти боги разве не имеют души ?

- Имеют, отвечал я.

- Значит, они животные?

- Животные, отвечаю…

Вопрос в том, что считать животными, богами и человеком. Сократ считает все

живое наделенным душою, а следовательно и растения, и животные (в нашем

понимании), и человек, и те существа, что стоят выше человека, являются

наделенными душою и мыслящими, а следовательно животными от слова "живот" -

жизнь. Но уровни мышления качественно различаются на разных ступенях

развития - от растений до высших существ. С каждой ступенью развития

сознание расширяется и получает новый верхний слой. При достаточном знании

животного( особенностей поведения, сенсорного восприятия и т.д.) можно

затормозить часть своего сознания, выделить его фрагмент и промоделировать

сознание и мышление низших относительно человека животных, тем самым

приблизившись к пониманию.

Но делать это нелегко и чем дальше от нас животное по степени развития, тем

сложнее промоделировать его сознание. Важно также не терять контроля.

Насколько это моделирование опасно для психики, мне неизвестно, так что

советовать экспериментировать с ним я бы не советовал. Но в качестве

особенности все же еще укажу, что при этом желательно уметь мыслить не

словами, а понятиями - своеобразными движениями сознания, дающими предмет,

но не его словесно-звуковой идентификатор.

Люди и все прочие вещи расположенные на грани неких двух (начал) и

причастны к ним обоим, когда находятся посредине между благом и злом,

сказываются хуже блага и лучше зла; те, что слагаются из двух разнородных

благ, хуже каждого из них в том, что в отношении чего каждое из них хорошо;

и лишь те, что слагаются из двух разнородных зол и расположены посредине

между ними, лучше каждой из двух зол, которым они причастны.

Это может быть справедливо при условии отсутствия формирования нового

качественного уровня из промежуточного состояния. При условии полной

автономии начал это будет сходно с интерференцией двух волн: при различных

сочетаниях и пропорциях возможны максимумы, минимумы и промежуточные

состояния. Формулировка Сократа может быть справедлива лишь для усредненных

промежуточных состояний.

Нужно почитать всякого, кто заявляет, что он хоть как-то печется о разуме,

и кто мужественно проводит в жизнь свое дело.

"Обещать - не значит жениться" = "Заявлять - не значит делать". Да и делать

можно по-разному.

Думаю, почитать нужно того, кто меньше заявляет, а проводит в жизнь то

дело, которое полезно многим. Но почитать - не главное. Главное - помочь

(или, по крайней мере, не мешать).

Мне начинает представляться безумием, что я в остальном проявив столько

старания о детях - и в смысле брака, чтобы они родились от благороднейшей

матери, и в отношении состояния, чтобы дать им побольше средств - о

воспитании их вдруг не позабочусь.

Средств должно быть не "побольше", а достаточно для жизни и развития. Если

ребенку средств, по его мнению, мало, то пусть сам позаботится о том, чтобы

их заработать. Но то количество, которого ребенку достаточно, зависит от

понимания ребенком своих потребностей, а , следовательно, от воспитания.

"Благороднейшая мать" также не является необходимым фактором. Гении

рождаются в основном у простых родителей, и главное - чтобы мать была

просто хорошим человеком( без превосходных степеней). Главным фактором

является воспитание, ибо именно оно помогает ребенку развиться,

сформироваться и стать человеком. Однако, всего должно быть в меру - и

средств, и воспитания, и свободы.

Блажен ты, Гиппий, если каждую олимпиаду пребываешь в святилище столь

уверенным в расположении твоей души к мудрости: я был бы удивлен, если бы

кто-нибудь из атлетов входил туда столь же бесстрашно и с такой же

уверенностью в готовности своего тела к борьбе в какой ты по твоим словам

пребываешь относительно своего разума.

Сократ подчеркивает, что именно душа человека предрасположена к мудрости и

отвечает за его рассудок и разум.

Моя уверенность, Сократ, вполне обоснованна: с тех пор, как я начал

участвовать в олимпийских состязаниях, я никогда ни в чем не встречал

никого мне равного.

Гармония - залог успеха. При гармоническом равновесии между развитием души

и развитием тела получается наиболее устойчивая и продуктивная система. При

дисбалансе же снижается продуктивность во всех сферах деятельности. При

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.