Рефераты. Конфуцианство






Конфуций прекращает поиски "идеального" государства и все больше внимания

уделяет своим ученикам . Вскоре он открывает частную школу . С целью

сделать ее более доступной Учитель назначает минимальную плату за обучение

. После нескольких лет преподавания в своей школе на семьдесят четвертом

году жизни Конфуций умирает . Произошло это в 478 году до нашей эры .

Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части

, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве . Первое

и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.

Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта . На основе личного

общения с людьми вывел закономерность о том , что нравы в обществе со

временем падают . Разбил людей на три группы :

1) Распущенные

2) Сдержанные

3) Глупцы

Приводя примеры , характеризующие поведение людей , принадлежащих к

определенной группе , доказал это утверждение и попытался найти причины

данного явления , и , как следствие , силы , движущие людьми в процессе

жизнедеятельности . Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли ,

выраженной в одном изречении : " Богатство и знатность - вот к чему

стремятся все люди . Если не установить для них Дао в достижении этого ,

они этого не достигнут . Бедность и презренность - вот что ненавидят все

люди . Если не установить для них Дао в избавлении от этого , они от этого

не избавятся ".* Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в

человеке от рождения , то есть биологически предопределенными . Поэтому эти

факторы по мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов

, так и поведение больших коллективов , то есть и этноса в целом . К

природным факторам Конфуций относился отрицательно , и высказывания его на

этот счет очень пессимистичны : " Я никогда не встречал человека , который

, заметив свою ошибку , решился бы сам осудить себя ." На основе далеко не

идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с

древнекитайскими учениями , принимавшими идеальность природных творений за

аксиому .

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни

, главным для него было уяснить скрытую природу человека , то , что движет

им и его стремлениями . По обладанию определенными качествами и отчасти

положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории :

1) Цзюнь-цзы ( благородный муж ) - занимает одно из центральных мест во

всем учении . Ему отведена роль идеального человека , примера для

подражания двум остальным категориям .

2) Жэнь - обычные люди , толпа . Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь .

3) Сло Жэнь ( ничтожный человек ) - в учении используется в основном в

сочетании с Цзюнь-цзы , только в отрицательном значении .

Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке , написав: "Благородный

муж думает прежде всего о девяти вещах - о том , чтобы видеть ясно , о том

, чтобы слушать четко , о том , чтобы лицо было приветливым , о том , чтобы

речь была искренней , о том , чтобы действия были осторожными , о

необходимости спрашивать других , когда возникают сомнения , о

необходимости помнить о последствиях своего гнева , о необходимости помнить

о справедливости , когда есть возможность извлечь пользу.

Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао ,

материальное благополучие отходит на второй план : “Благородный муж

беспокоится лишь о том , что не может постичь Дао , его не волнует нищета”

. Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы ? Конфуций выделяет два

фактора : “жэнь” и “вэнь” . Иероглиф , обозначающий первый фактор , можно

перевести как “благорасположенность” . По мнению Конфуция , благородный

человек должен относится к людям очень гуманно ,ведь гуманность по

отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция

. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг

самопожертвования , в результате которого и возникает этически полноценное

общество . Еще один вариант перевода - “человечность” . Благородный человек

всегда правдив , не подстраивается под других. “Человечность редко

сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”.

Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно , прак-тически

невозможно со стороны. Как считал Конфуций , стремиться к достижению “жэнь”

, человек может лишь по искреннему желанию сердца , и определить , достиг

он этого или нет , может также лишь он сам .

“Вэнь” - “культура” , “литература” . Благородный муж должен иметь богатую

внутреннюю культуру . Без духовной культуры человек не может стать

благородным , это нереально . Но в то же время Конфуций предостерегал от

чрезмерного увлечения “вэнь” : “Когда в человеке одерживают верх свойства

натуры , получается дикость , когда образованность - одна ученость.”

Конфуций понимал , что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно

потеряет жизнеспособность , не будет развиваться , и , в конце концов ,

регрессирует . Однако нереально и общество , включающее в себя одних “вэнь”

- прогресса не будет и в этом случае . По мнению Конфуция , человек должен

сочетать в себе естественные страсти ( т.е. природные качества ) и

приобретенную ученость . Это дано не каждому и добиться этого может лишь

идеальная личность .

Как же узнать , определить принадлежность человека к определенной

категории ? В качестве индикатора здесь используется принцип “хэ” и

противоположного ему “тун”. Этот принцип можно назвать принципом

правдивости , искренности , независимости во взглядах.

“Благородный муж стремится к хэ , но не стремится к тун , маленький

человек напротив , стремится к тун , но не стремится к хэ .”

Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений

Конфуция : “Благородный человек вежлив , но не льстив . Маленький человек

льстив , но не вежлив .”

“Благородный муж стремится к справедливости , поэтому он не может

следовать тун . Маленький человек стремится к выгоде , поэтому он не может

следовать хэ .

Обладатель хэ - человек , лишенный жесткого сердца , обладатель тун -

человек , обуреваемый льстивыми намерениями .

Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим

собой , ему чуждо быть со своей компанией . Маленький человек стремится

быть заодно со своей компанией , ему чужды гармония и согласие .”

Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа . Приобретая хэ ,

он приобретал все то , что не могли дать ему вэнь и жэнь :

самостоятельность мышления , активность и т. д. Именно это превращало его в

важную , неотъемлемую часть теории управления государством .

В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека , он просто

говорит о разделе сфер их деятельности . Сло жэнь , по мнению Конфуция ,

должны выполнять неподобающие благородным людям функции , заниматься

черновой работой . Одновременно Конфуций использовал образ маленького

человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные

человеческие свойства , он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится

человек , не пытающийся совладать со своими природными страстями , примером

, подражания которому все должны избегать .

Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао . Что это такое? Дао -

одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической

мысли . Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-

востоковед Алексеев : " Дао - есть сущность , есть нечто статически

абсолютное , есть центр круга , вечная точка вне познавании и измерений ,

нечто единственно правое и истинное ... Оно - самопроизвольное естество Оно

для мира вещей , поэта и наития есть Истинный Владыка ...Небесный станок ,

лепящий формы ... Высшая Гармония , Магнит, притягивающий не противящуюся

ему человеческую душу.

Таково Дао как высшая субстанция , инертный центр всех идей и всех вещей

".* Таким образом Дао - предел человеческих стремлений , но достичь его

дано не каждому . Но Конфуций не считал , что достичь Дао невозможно . По

его мнению , люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от

ненавистных состояний , если будут неуклонно следовать “установленному для

них Дао” . Сопоставляя Дао и человека , Конфуций подчеркивал , что человек

- центр всего его учения .

Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов .

Умудренный опытом , он понимал , какую опасность несло распространение

доносительства , тем более на близких родственников - братьев , родителей .

Более того , он понимал , что такое общество просто не имеет будущего.

Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса , укрепляющего

общество на нравственных началах , и добиться , чтобы общество само

отторгало доносительство .

Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших , о

родне . Конфуций считал , что это должно было установить связь между

поколениями , обеспечить полную связанность современного общества с

предыдущими его стадиями , а значит , обеспечить и преемственность традиций

, опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство уважения и

любви к людям , живущим рядом . Общество , пропитанное таким духом , очень

сплочено , а значит и способно к быстрому и эффективному развитию .

Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях

тогдашней китайской деревенской общины , в которой главную роль играло

соблюдение традиций , заложенных в глубокой древности . Поэтому древность и

все , что с ней связано , ставилось Конфуцием в пример для современников .

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.