Мы подошли к рубежу, когда от своих собственных успехов Мы можем
погибнуть, как цивилизация. Прогресс ведет к гибели человечества.
Современная цивилизация создала такое мировоззрение , которое несовместимо
с существованием самой цивилизацией
Так какой же выход из создавшейся ситуации? Естественно смена
мировоззрения . Во все исторические эпохи обнаруживали себя и продолжают
сохранять важное значение в наши дни мировоззренческие взгляды, идеи,
основанные на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте.
Их нередко называют «жизненной философией. Эта стихийно складывающаяся
форма мировоззрения заключает в себе мироощущение, умонастроение широких
слоев общества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку является
массовым и реально «работающим» сознанием. Вот почему, кстати, так
необходимо, чтобы утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового
политического, экономического, экологического, социального, нравственного
мышления коснулись не единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей,
стали импульсом их Жизни, действия. Но это в общем. А в частности?
Новый образ жизни, новый способ производства, новая семья. Замена
технологии на более прогрессивную , экологически чистую, безвредную для
окружающей среды , поднятие морального облика населения , путем познания
духовных ценностей и проникновения их в массы, поднятия жизненного уровня ,
обращению к разуму человека, к научному осмыслению происходящего. В
некоторых сильно развитых, привилегированных странах это программа контроля
за рождаемостью, так называемая программа «Двух миллиардов», смысл которой
в том , чтобы оставить на планете два миллиарда людей и тем самым решить
проблему перенаселения. Но вряд ли это выход, ведь это чистой воды
расизм.Расизм в общем смысле этого слова.
Это с позиции материализма .
Если брать христианское мировоззрение , то это обращение к Богу,
житие по законам Божьим. И в принципе если бы все на Земле происходило бы
по законам божьим, то не было бы глобальных кризисов и вполне вероятно
общество не пришло бы к такой тупиковой ситуации. Хотя у христиан есть и
другая точка зрения.По их убеждению все что вокруг нас-прах, лишь
материальная оболочка, а основная жизнь наступает лишь после смерти в
царстве Господнем,так что все что вокруг происходит лишь суета и абсолютно
не важно что на земле будет дальше. Ведь грядет Апокалипсис и весь
материальный мир сгорит в гиене огненной.
У теософов тоже довольно таки антимировое отношение к миру их
окружающему. Мир сегодняшний сгорит в ОГНЕ и после него появится новый, так
зачем же задумываться над сегодняшним, ведь материальная оболочка явление
временное.
Можно привести множество примеров , но я опишу лишь один.Это еще одно
понимание кризисов и путей выхода из них.Возможно он во многом схож с
предыдущими.Возможно это утопия,но это один из выходов.
В середине нашего века была написана Даниилом Андреевым -
последователем Владимира Соловьева - книга "Роза Мира". Этот философский
трактат был создан автором в политическом изоляторе, в тюрьме и является,
по мнению критиков, одной из самых необычных книг ХХ века. Д.Андреев
пытается показать в "Розе Мира" пути предотвращения двух самых страшных зол
в современном мире - мировых войн и всемирной тирании, пути изменения
общества во всечеловеческом братство.Он говорит, что в мире существует
инстанция, много лет претендующая на то, чтобы стать единственной,
неуклонной объединительницей людей, предотвращающей от них опасность
войны всех против всех, опасность падения в хаос. Такая инстанция
-государство. Со времен окончания родового строя, на всех исторических
этапах, государство являлось существенной необходимостью. На горьком
опыте человечество убеждается, что ни социально-экономические движения,
управляемые голым рассудком, ни достижения науки сами по себе не в
состоянии провести человечество между тираниями и мировыми войнами.Наука
превращается в послушную служанку политических деспотий, куда более
послушную и надежную, чем была церковь для феодальных владык. Трагедия, по
словам Андреева, коренится в том, что научная деятельность с самого начала
не была сопряжена с глубоко продуманным нравственным воспитанием. К этой
деятельности допускались все, независимо от уровня их
нравственного развития. Неудивительно, что каждый успех науки техники
обращается теперь одной стороной против подлинных интересов
человечества.Таким образом, опыт истории подводит нас к пониманию того
очевидного факта, что опасности будут предотвращены и социальная гармония
достигнута не путем развития науки и техники самих по себе, не
переразвитием государственного начала, не приходом к власти пацифистских
организаций социал-демократического типа - но установлением над Всемирно
федерацией государств некоей незапятнанной, неподкупной,
высокоавторитетной инстанции, инстанции этической, внегосударственной
и надгосударственной, ибо природа государства внеэтична по своему
существу.Эту инстанцию Андреев условно называет Лигой Преобразования
сущности государства. Ее задачи: последовательное осуществление
всеохватывающих реформ, воспитание человека облагороженного образа,
замена принуждения добровольностью, окриков внешнего закона голосом
глубокой совести, - должны подготовить почву для создания Федерации
государств. Путь ко всемирному объединению в этом случае ляжет через
лестницу различных ступеней международной солидарности, через объединение
и слияние региональных содружеств; последней ступенью такой лестницы
станет всемирный референдум. Для осуществления такого этического
надгосударственного строя Д.Андреев видит необходимым создание учения, в
высшей степени мирообъемлющего - и нравственного, и политического, и
философского, и религиозного. То обстоятельство, что последнее крупное
религиозное движение в человечестве - протестантская Реформация - имело
место 400 лет назад, а последняя религия мирового значения, ислам,
насчитывает уже 13 веков своего существования, выдвигается иногда как
аргумент в пользу мнения, что религиозная эра в человечестве завершилась.
Более конкретная цель этого учения: объединение Земного Шара в
федерацию государств с этической контролирующей инстанцией над
нею,распространение материального достатка и высокого культурного уровня
на все население всех стран, воспитание поколений людей облагороженного
образа, объединение церквей, превращение планеты в сад, а государств - в
братство.В осуществлении этих идеалов Андреев важную роль отводит
искусству. Опыт последних веков и рост личности привели к тому, что
сознание человека ощущает условность и тесноту любой догматики.
Следовательно,сколь адогматичными ни были бы тезисы Розы Мира, сколь бы ни
были они проникнуты духом религиозной динамики, но весьма многие
затруднятся принять даже их. Зато множества и множества откликнутся на
ее зов, если он будет обращен не столько к интеллекту, сколько к
сердцу, звуча в гениальных творениях слова,музыки, театра, архитектуры.
Образы искусства оставляют больше свободы воображению, они предоставляют
каждому толковать учение так, как это органичнее и понятнее именно для его
индивидуальности.Андреев подчеркивает, что абсолютная ценность личности
заключена в том, что она содержит единородные с Богом способности
творчества и любви.И именно в этом я вижу заманчивость этой идеи. Книга Д.
Андреева пронизана надеждой на светлое будущее, на то,что наши внуки и
правнуки будут свидетелями прихода Розы Мира к власти надо всей
землей. Он пишет: " ...Вспомним всадников Апокалипсиса. Лишь
последовательность всадников в истории не та, что предсказал провидец
на острове Патмосе:первым промчался Черный - эра господства иерократии на
феодальной основе. Теперь завершает свой путь всадник второй, Красный:
каждый поймет, что таится за этим символом. Ждем и уповаем на всадника
Белого - Розу Мира, золотой век человечества! (см.1)"
Насколько же важно иметь мировоззрение ? Очень важно. Будь то
человек в отдельности или общество в целом , мировоззрение иметь
необходимо. Хотя это самое общее представление о нашем мире , без него
общество и человек будут находиться в вакууме , в неопределенности .Не
будет цели , а значит и существование будет бессмысленно .
Приведем примеры когда мировоззрение формируюется под влиянием знаний и
опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о
мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников.
Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов,
писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусства
внедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем.
Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди, составляющие
цвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно
важных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественное
мировоззрение.
Возьмем к примеру христианское мировоззрение . Христиане ,
убежденные , что нет ничего начальнее Бога , что Бог-творец и повелитель ,
живут по законам Божьим , и мир представляют и создают по этим законам , то
есть согласно святому писанию-Библии. Для них Библия-источник знания, их
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6