Рефераты. Концепция информационного общества в современной философии






мере того как знания и техническая компетентность становились непременным

условием для входа в элиту, основой процесса для такого продвижения

становилось образование. В постиндустриальном обществе элита - это элита

знающих людей. Такая элита обладает властью в пределах институтов,

связанных с интеллектуальной деятельностью - исследовательских организаций,

университетов и т.п. - но в мире большой политики она обладает не более чем

влиянием. Постольку, поскольку политические вопросы все теснее

переплетаются с техническими проблемами (в широких пределах - от военной

технологии до экономической политики), (элита знания( может ставить

проблемы, инициировать новые вопросы и предлагать технические решения для

возможных ответов, но она не обладает властью сказать (да( или (нет(. В

этой связи крайне преувеличенной представляется идея о том, что (элита

знания( может стать новой элитой власти.

Что, однако, верно, так это то, что в современном обществе растет

элитаризм, чему в большой мере содействуют различные группы (элиты знания(,

особенно молодежной”[21].

Комментарий: В процитированных отрывках Д.Белл обращает внимание на

два вопроса человеческого бытия будущего: жизнь в городах и процесс

урбанизации, которые уже сегодня доставляют массу забот как

градостроителям, так и экологам, и социальные пропорции нового общества, в

котором прежняя “родовая” элита будет потеснена в пользу “элиты знания”.

У.Дайзард:

“Нынешние системы могут подключать своих абонентов только к

сравнительно большим и централизованным компьютерным банкам. Следующий шаг,

который технология позволяет сделать уже сейчас, даст абонентам возможность

создавать свои собственные базы данных. Люди смогут передавать совю

информацию центральным банкам данных, другим абонентам - безвозмездно или

за плату - либо накапливать ее на будущее. Так мы получим своего рода новую

Первую поправку к Конституции, новый вариант политической культуры

демократического общества, где каждый человек - хранитель и издатель своей

собственной информации, его деятельность в этом отношении не опосредуется

никакими властями - общественными или частными, и он свободно занимается

ею, пока оплачивает в конце месяца счета за телефонно-компьютерные услуги.

Грядущие изменения... затронут систему нашего образования... С новой

технологией (продолжающееся образование( будет чем-то большим, нежели курсы

переподготовки и другие виды так называемого образования для взрослых... В

конце концов перед нами открывает перспективы вступления в век, в котором

любой тупица, сидя за компьютерным терминалом в лаборатории, офисе,

публичной библиотеке, сможет просматривать невообразимо колоссальные залежи

информации, находящейся в различных банках данных. Эдисон говорил, что

гений это - 99% потения и 1% вдохновения. Так вот, через четыре десятилетия

после его смерти мы стали обладателями машин, которые могут сократить часть

работы, требующей потения, гораздо больше, чем в 90 раз. Поскольку в

результате намного больше, чем прежде, людей смогут с успехом заниматься

исследовательской работой, это наверняка увеличит вероятность выявления

людей со способностями Эйнштейна или Эдисона. До сих же пор, по моему

мнению, лишь единицы потенциальных гениев человечества имели возможность

заниматься исследовательской работой”[22].

Комментарий: В отрывке из работы У.Дайзарда под названием “Наступление

информационного века” затрагиваются важные вопросы, касающиеся еще двух

сфер человеческой жизни - образования и гражданских прав и свобод личности.

Любопытно, что если дайзардовские прогнозы о миллионах Эдисонов и

Эйнштейнов отдают утопичностью, то его система реализации свободы слова

вполне реальна и практически работоспособна уже сейчас в виде

многочисленных компьютерных станций и сетей.

Дж.Мартин:

“Представьте себе город будущего... Высотные дома расположены не

слишком близко друг к другу, так что их жителям открываются далекие виды.

Под улицами проведены кабельные сети, обеспечивающие всевозможные виды

коммуникации.

У жителей этого города нет такой необходимости в транспортных

поездках... Банковские операции осуществляются из дома, равно как и

приобретение товаров... Всяческие поощряется работа дома, выполяемая через

терминалы и видеофоны... Преступность канула в прошлое, уличных ограблений

не происходит, потому что люди носят при себе мало наличности... Прежде

люди имели при себе карманный калькулятор, теперь - карманный компьютерный

терминал. Общественныые сети коммуникации повсеместны и дешевы, доступны из

каждой телефонной будки.

Промышленность управляется главным образом машинами. Основную часть

механической работы выполняют автоматические производственные линии и

роботы, а администартивной - системы обработки данных... Во избежание

безработицы продлены уик-энды, профсоюзы же требуют дальнейшего сокращения

рабочего времени. Бумажная работа расценивается как преступное

расточительство времени. Деловые люди носят с собой миниатюрные компьютеры,

через которые они из любой точки связываются со своим офисом.

Представьте себе небольшое

[совмещенное с системой телевидения] устойство с клавиатурой в каждом доме.

Через него по телекоммуникационным сетям передаются несложные сообщения

центральному компьютеру.... После трансляции политической речи или во время

передачи последних новостей зрителией просят сообщить о своей позиции по

тому или иному вопросу. Президент сам может запросить мнение зрителей по

тому или иному положению своей речи... Респондентное телевидение может

стать эффективнейшим каналом коммуникации, часть демократического процесса

- в большей степени, нежели нынешние опросы общественного мнения.

Расцвет демократии - правительства народа, силами народа и для народа

- имел место в Афинах и других греческих городах-государствах. Греческая

демократия была эффективна потому, что у мужчин было достаточно много

свободного времени, чтобы встречаться, дискутировать и получать новейшую

информацию: за них трудились женщины и рабы. Сегодня мы вступаем в век

автоматизации, женщины уравнены в правах с мужчинами, но рабы у нас могут

быть - это машины”[23].

Комментарий: У Дж. Мартина можно наблюдать такое же смешение

утопические и реалистических элементов, как и у У.Дайзарда. В самом деле,

начало процитированного отрывка напоминает первые строки фантастического

романа, а система респондентного телевидения технически реализуема

сегодняшними средства и иногда даже применяется (правда, не для

голосования, а в шоу-передачах, где подведение итогов производится опросом

зрителей по телефону или через звонки в студию).

5. Проблемы нового общества

Ж.Эллюль:

“Сегодня мы переживаем феномен, породивший много надежд. Это -

преображение техники. Мне хотелось бы уточнить, что вплоть до 70-х годов

нашего столетия техника была монолитной силой, ориентированной лишь в одном

направлении. Она была действительно системой и имело только одну мыслимую

цель - рост во всех направлениях, развертывание мощностей, производства и

т.д., хотя некоторые наблюдатели начинали уже ставить под сомнение этот

рост. Сегодня автоматизация и информатизация способны мало-помалу сменить

ориентацию техники. Сама по себе техническая мутация, информатизация

техники, не вызовет никакого изменения в положении пролетариата, неимущих

масс, никакого освобождения человека не принесет, если не будет решимости,

сознательного выбора, воли, способной использовать технику в этом

направлении. Назовем ее политической волей... Информатизация позволила бы

выбраться из технической системы... Но сегодня для этого необходима

подлинная революция по отношению к государству и автономизировавшейся

технике.

На мой взгляд, сейчас... мы вышли к развилке исторического пути, к

месту возможного пересечения между свободным социализмом и кибернетизацией

общества. Дело еще не проиграно. Главное, чтобы мир информатики, пусть даже

самым невинным и немакиавеллистским образом, не стал агентом технической

системы, увенчав свое движение к концентрации, к всепроникающему контролю.

Когда такое кибернетизированное государство “схватится”, как схватывается

ледяная шуга или бетон, то будет, строго говоря, уже слишком поздно”[24].

Комментарий: Данная цитата из работы французского социолога и

политолога Ж.Эллюля свидетельствует о тех трудностях, которые ждут

человечество на пути к информационному обществу. Собственно говоря, эта

проблема - “дамоклов меч”, которые будет вечно висеть над человечеством,

ибо даже в “информационном обществе” опасность появления информатизированно-

бюрократической машины остается.

Д.Белл:

“Сейчас становится все более очевидной угроза полицейского и

политическогонаблюдения за индивидами с использованием изощренной

информационной техники... Все это элементарно подтверждает один из

старейших... политических трюизмов: когда какое-либо агентство, облеченное

властью, устанавливает бюрократические нормы и стремится во что бы то ни

стало насаждать их, создается угроза злоупотреблений. Другой не менее

важный момент заключается в том, что контроль над информацией чаще всего

выливается в злоупотребления, начиная с сокрытия информации и кончая ее

незаконным обнародованием, и что, дабы предотвратить эти злоупотрблениия,

необходимы институциональные изменения, прежде всего в сфере

информации”[25].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.