Рефераты. Классицизм как направление развития духовной культуры Западной Европы






Классицизм как направление развития духовной культуры Западной Европы

Министерство Высшего Образования Российской Федерации

Димитровградский институт Технологии Управления и Дизайна

Кафедра общественных наук

Реферат на тему:

КЛАССИКА, КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Выполнил: студент группы ТМз-1

Быков В.А.

Проверил:

Димитровград 1999

План работы:

Введение 3

Формирование классицизма 4

Вольтер как представитель классицизма западной Европы 8

Заключение 16

Список литературы 17

Введение

Период развития Просвещения может быть условно ограничен двумя датами:

годом смерти Людовика XIV (1715), положившим конец эпохе «блистательного»

абсолютизма, и годом штурма Бастилии (1789).

Кульминацией просветительского философского течения был примерно 1751

год, в котором вышел в свет первый том знаменитой «Энциклопедии», не

оставившей равнодушными ни врагов, ни друзей.

Французские философы середины ХVIII в. выработали классическую форму

просветительской идеологии, послужившей образцом и примером для родственных

им по духу мыслителей во многих странах – Северной Америке, России,

Польше, Германии,– где также сложились, хотя и по-разному, условия для

антифеодальных выступлений. Более сложными были отношения с британской

прогрессивной мыслью,– хотя в Англии просветительские идеи возникли раньше,

но вследствие определенных социальных причин лишь в ослабленном виде,

однако философия Локка с ее анализом проблем человека многому научила

зачинателей аналогичного движения на континенте Европы, – Вольтера,

Кондильяка и других. Но вскоре именно во Франции Просвещение и

просветительский материализм получили наибольшее развитие и приобрели

классическую форму.

Формирование классицизма

Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и

французского государства. Основой теории классицизма был рационализм,

опирающийся на философскую систему Декарта, предметом искусства классицизма

провозглашалось только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим

идеалом служила античность.

Создателем классицистического направления в живописи Франции XVП в. стал

Никола Пуссен. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история,

Новый и Ветхий завет. Герои Пуссена - люди сильных характеров и

величественных поступков, высокого чувства долга перед обществом и

государством. Общественное назначение искусства было очень важно

для Пуссена. Все эти черты входят в складывающуюся программу классицизма.

Искусство значительной мысли и ясного духа вырабатывает и определенный

язык. Мера и порядок, композиционная уравновешенность становится основой

живописного произведения классицизма. Плавный и четкий линейный ритм,

статуарная пластика прекрасно передают строгость и величавость идей

и характеров. Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов. Это

гармонический мир в себе не выходящий за пределы живописного пространства,

как в барокко.

Первый период Пуссена кончается, когда в его темы врывается тема смерти,

бренности и тщеты земного. Это новое настроение прекрасно выражено в его

"Аркадских пастухах".

В 40-50-е годы главный упор Пуссен делает на рисунок, скульптурность

форм, пластическую завершенность. Из картин уходит лирическая

непосредственность, появляется некоторая холодность и отвлеченность.

Лучшими у позднего Пуссена остаются его пейзажи. Художник именно в природе

ищет гармонию. Человек трактуется прежде всего как часть природы.

Вторая половина XVП столетия - время длительного правления Людовика

XIV, "короля-солнца", вершина французского абсолютизма. Не даром это время

получило название в западной литературе - "великий век". Великий - прежде

всего по пышности церемониала и всех видов искусств, в разных жанрах и

разными способами прославлявших особу короля. С начала

самостоятельного правления Людовика XIV, т.е. с 60-х годов XVП в., в

искусстве происходит очень важный для дальнейшего его развития процесс

регламентации, полного подчинения и контроля со стороны королевской власти.

Созданная еще в 1648 г.

Академия живописи и скульптуры находится теперь в официальном ведении

первого министра короля. В 1671 г. основывается Академия архитектуры.

Устанавливается контроль над всеми видами художественной жизни. Ведущим

стилем всего искусства официально становится классицизм. Знаменательно, что

для строительства восточного фасада Лувра в этот период избирается

не проект известного к тому времени во всей Европе Бернини, а проект

французского архитектора Перро.

Колонада Клода Перро с ее рациональной простотой ордера, математически

выверенным равновесием масс, статичностью, создающей чувство покоя и

величия, более соответствовала сложившемуся идеалу эпохи.

Классицизм постепенно проникает и в культовую архитектуру при всей

живучести архитектурных традиций итальянского барокко. Но больше всего

архитекторов занимает проблема соотношения ансамбля дворца и парка. Луи

Лево и Андре Ленотр впервые пытаются перспективно решить эту проблему во

дворце и парке Виконт близ Мелена. Дворец справедливо считается прообразом

главного создания второй половины XVП в. - Версальского дворца и парка. Он

был построен Лево, а на последних этапах в его строительстве принял участие

Ардуен Мансар. Экстерьер здания классицистически строг, чередование окон,

пилястр, колонн создает четкий, спокойный ритм. Все это не исключает пышной

декоративной отделки, особенно в интерьере. Интерьеры дворца состоят из

анфилады роскошно убранных комнат.

Версальский парк являет собой программное произведение, где во всем

сказывается воля и разум человека. Его создателем был Ленотр, скульптуры

исполняли Жирардон и Куазевокс.

В классицизме второй половины XVП в. нет искренности и глубины

лорреновских полотен, высокого нравственного идеала Пуссена. Это

официальное направление, приспособленное к требованиям двора и прежде всего

самого короля, искусство регламентированное, унифицированное, расписанное

по своду правил, что и как изображать, чему посвящен специальный

трактат Лебрена. В эти рамках развивается и жанр портрета. Это, конечно,

парадный портрет. В первой половине века портрет монументален,

величественен, но и прост в аксессуарах, а во второй половине века, выражая

общие тенденции развития искусства, портрет становится все более пышным.

Со второй половины XVП столетия Франция прочно и надолго занимает

ведущее место в художественной жизни Европы. Но в конце правления Людовика

XIV в искусстве появляются новые тенденции, новые черты, и искусству XVШ в.

предстоит развиваться уже в другом направлении.

Вольтер как представитель классицизма западной Европы

Каковы основные черты просветительской идеологии? Прежде всего это

убежденность в особой, решающей роли состояния просвещения и знаний в

социальном развитии. Причина всех бедствий и несчастий людей,– заявляет

Гельвеций,– состоит в невежестве. Преодолеть свое печальное положение,

выйти из него люди смогут только через просвещение, а рост его неодолим. В

умах идет «скрытая и непрерывная революция и... с течением времени само

невежество себя дискредитирует». Будучи основным рычагом устранения

феодальных отношений, деспотизма, фанатизма и произвола, просвещение,

согласно данной концепции, воздействует либо с помощью «просвещенного

монарха», «разумного мужа-правителя», либо путем постепенного

распространения знаний и истинных понятий в народе, что так или иначе

определяющим образом скажется на дальнейших социальных процессах. Ж.-Ж.

Руссо возлагал главные надежды на развитие морального сознания, но и он не

был свободен от идеи «мудрого :законодателя».

Характернейшей особенностью мировоззрения Просвещения был специфический

«рационализм» главнейших ее представителей, который может быть выражен в

простой, но требующей пояснения формуле «законы природы суть законы

разума». При анализе этой формулы нужно учесть и то общее, что было у нее с

рационализмом Декарта (и отчасти с будущим рационализмом Гегеля).

Общее заключалось в убеждении, что мир сложился как стройное,

внутреннее единое целое, в соответствии с простыми и логически связными

законами механики. Выдвинувшись на первое место среди других наук еще в

предыдущем столетии, механика вместе с примыкающими к ней ветвями

математики и астрономией утвердила в умах ученых и передовых философов

стремление объяснить мир в ясных и самоочевидных понятиях. Кинематика,

математика, логика составили неразлучную троицу, которую рационализм ХVII

в. понял в смысле отождествления ее звеньев: разумное стали предельно

уподоблять механическому и выводить одно из другого. Гоббс усмотрел в

обществе продукт целесообразно примененного искусства, то есть вариант

механизма, построенного на основании доводов разума. Гольбах рассматривает

природу и ее законы как учителя человеческого разума, его источник и

мерило. Соединение двух путей тесно переплело «разумность познания» и

«разумность природы»: в невежестве стали видеть не только помеху на пути

собственно познавательной деятельности, но и преграду на пути к

установлению практически разумного отношения к миру, а это последнее стали

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.