непрерывности материи. Но отсюда элейцы сделали метафизический вывод:
поскольку движение и многообразие мира противоречивы, а всякое противоречие
разрушает мысль, то движение есть, то движение есть иллюзия, мир неподвижен
и лишен многообразия. Нечто похожее делает и Кант. Он полагает, что
одинаково безупречно с точки зрения логики доказывает как тезис, так и
антитезис каждой антиномии. Например, в четвертой антиномии доказывается,
что Бог существует и то, что Бог не существует. Как же быть? Надо отбросить
и тезис и антитезис. Логика и разум здесь бессильны. Вера в Бога – это
вопрос не науки, а нравственности, полагает Кант.
Итак, антиномии есть противоречия, которые свидетельствуют о бессилии
разума, о его неспособности постичь «вещи в себе», выйти за границы опыта».
Есть нечто печальное и унизительное в том, что вообще существует антитетика
чистого разума и что разум, составляющий высший трибунал для всех споров,
принужден вступать в спор с самим собой» – констатирует Кант. (4.1.412).
Были бы несправедливо не заметить положительных, прогрессивных сторон
теории Канта. В «Критерии частого разума» подняты кардинальные проблемы
теории познания и логики, сделана попытка диалектического их решения. Кант
первым в философии нового времени показал сложность и противоречивость
процесса познания. Эти его идеи нашли продолжение и более глубокую
разработку в философии Гегеля.
4. ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ КАНТА
Поскольку теоретический «чистый « разум потерпел фиаско в своих опытах
постигнуть мир вещей в себе, то человеку остается лишь одно - уповать на
«практический разум», под которым философ понимал учение о нравственности,
этику. По его мнению, в области нравственности человек уже не подчинен
необходимости, которая господствует с неотвратимой силой в сфере явлений.
Как субъект нравственного сознания человек свободен, т.е. приобщен к миру
вещей в себе. Кант устанавливает между теоретическим и практическим разумом
отношение субординации: теоретический разум подчиняется практическому.
Под практикой Кант понимал не реальную деятельность, а сферу
применения нравственных оценок поступков людей. В основе любых нравственных
оценок лежит категорический императив – основной закон этики Канта.
Императив – есть форма повелений, связанная с категорией должного.
Категорическим императивом философ называет такую форму повеления, которая
представляет собой действие как бы ради его самого , без отношения к другой
цели.. Императив не связан со стремлением к пользе или счастью людей, он
носит строго формальный и априорный характер и имеет форму заповеди,
безусловной, обязательной для всех людей. Категорический императив
формируется следующим образом: поступай так, чтобы максима (основной
принцип) твоей воли во всякое время могла бы служить принципом всеобщего
законодательства.
Этот принцип носит отвлеченный характер, Ему могут соответствовать
самые разнообразные требования и постулаты: религиозные заповеди, выводы
житейской мудрости и многое другое.
Эти положения, выражая принципы гуманизма, имели большое
прогрессивное значение для своего времени. В них заключен протест против
закрепощающих человека уз феодально-абсолютистского строя. Большое влияние
на этические и социально- политические взгляды Канта оказал Ж.Ж.Руссо.
«Было время, когда……я презирал чернь, - писал Кант. Руссо исправил меня и
направил на иной путь. Это ослепляющее преимущество исчезает; я учусь
понимать человека…». (4.2.242). Выступая за права человека, философ
подчеркивал, что « человек, зависящий от другого, не есть уже более
человек; он это звание утратил, он тогда не что иное, как принадлежность
другого человека, …в человеческой природе рабство есть наивысшее из зол».
(4.2.253). Кант заимствовал у Руссо мысль о независимости нравственной
природы человека от достижений науки и культуры, проломив ее в своем учении
о независимости и первоначальности нравственности, о первенстве
практического ума над теоретическим. Кант, вопреки догматам протестантизма
и католицизма, считал, что нравственность автономна и не зависит от
религии. Напротив, религия должна выводиться из принципов нравственности.
Практический императив, провозглашая человека целью, а не средством,
устраняет, по словам философа, «фанатическое презрение к самому себе как
человеку (ко всему человеческому роду) вообще…». Человек не может быть ни
чьим рабом, в том числе рабом божьим. Поэтому « мораль следует
культивировать больше, чем религию», а «Бог необходим только с моральной
точки зрения»
(4.5.224). Бог превращен в этический символ. Кант, таким образом,
сближается с деизмом.
Кант мечтал о вечном мире на земле, о союзе свободных государств и
свободных народов как гаранте этого мира. Обоснованию этого посвящен его
трактат «Вечный мир».
Кант – одна из ключевых фигур мировой философской мысли. Гегель
справедливо считал, что в учении Канта происходит главный переход к
новейшей философии. В его учении о категориях рассудка и антиномиях разума,
об активности субъекта в познании и нравственной практике началась
разработка диалектического метода познания – главного движения немецкой
классической философии.
У Канта было огромное число последователей и не меньшее число критиков.
Критиковали его «справа» и «слева». Справа – с позиций последовательного
идеализма- за допущение материалистического тезиса о существовании
независимо от субъекта вещей в себе. Слева – с позиций материализма – за
агностицизм и априоризм, которые вели к субъективному идеализму. За это же
его критиковал и Гегель, но с позиций абсолютного объективного идеализма и,
что очень существенно, - с позиций всесторонне разработанного
диалектического метода.
2.СИСТЕМА И МЕТОД ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ
5. Жизнь и философическое творчество
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в Штутгарте -
столице Вюртембергского княжества. Его отец, секретарь казначейства, входил
в состав высшего чиновничества. В гимназии Гегель, бывши образцовым
учеником, особый интерес проявлял к античной литературе. В семье готовили
Гегеля к карьере пастора, для чего он прошел курс обучения в Тюбингенском
теологическом институте (1788-1793). В течение первых двух лет обучения
здесь преподавалась Лейбнице - вольфианская философия; защитив написанное в
ее духе сочинение о границах нравственных обязанностей, Гегель получил
степень магистра философии. В течение последующих трех лет он изучал курс
теологии, за успешное освоение которого Гегелю была присвоена степень
кандидата теологии. Сильное впечатление на Гегеля произвела французская
революция. Живой интерес к глубоким социальным преобразованиям, возникший у
Гегеля в эти годы и сохраненный им до последних дней, обусловил его
внимание к социальной философии, в которой он особенно ценил учение Руссо.
Гегель разочаровался в карьере пастора и его интеллектуальные интересы
сосредоточились на философии, однако, заниматься только ею он смог лишь
спустя несколько лет, в течении которых он, подобно своим предшественникам
к немецкой классической философии, вынужден был трудиться домашним учителем
и воспитателем- сначала в Швейцарии, в Берне (1793-1796), а затем в
немецком городе Франкфурт- на- Майне (1797-1800). В Берне началось, а во
Франкфурте продолжалось философское творчество Гегеля- создание ряда работ,
посвященных в основном весьма критическому осмыслению причин возникновения
и распространения христианства, а также его роли в жизни народов от
античности до современности. Уже в этих работах философская мысль Гегеля
выступает как диалектичная : она выявляет внутренние противоречивые
процессы и в сфере общественного сознания, и в сфере общественного бытия,
понимаемого как отражаемого в этом сознании; причем и то и другое
рассматривалось в их развитии.
Получив после смерти отца свою долю наследства и имея собственные
сбережения из педагогических заработков, Гегель получает возможность
всецело отдаться философской деятельности. В начале 1801 г. Гегель
приезжает в Йену, где после защиты двух диссертаций получает право
преподавать в местном университете как приват-доцент философии.
Первой значительной философской публикацией Гегеля, сделавшей его
известным, была объемистая работа «Различие между системами философии
Фихте, Шеллинга» (1801).
В том же духе Гегель написал ряд статей в 1802 г. для « Критического
журнала философии», который он издавал совместно с Шеллингом. Из-за этих
публикаций многие, начиная с самого Шеллинга, считал Гегеля вплоть до
завершения йенского периода (1801-1807) последовательным шеллингианцем.
Гегель заявляет о себе как об оригинальном философе как раз в то время,
когда шеллинговская мысль вслед
за фихтиевской исчерпала потенциал прогрессивного развития и повернула
в теософские тупики.
Читая в Йенском университете лекции по логике, метафизике, философии
природы, философии духа, естественному праву, истории философии, Гегель
постепенно осуществляет разработку своей оригинальной философской системы.
Из набросков этой системы 1801-1802 гг. и 1804-1806 гг. оформляется к концу
1806 г. «Феноменология духа», которая после написания обширного предисловия
публикуется в начале 1807 г.
Оккупация Йены французскими войсками, сопровождавшаяся закрытием на
время университета, побудила Гегеля перебраться в баварский город Бамберг,
где он с помощью своего влиятельного друга Нитхаммера был назначен
редактором местной газеты. Гегель пробыл на этой должности полтора года,
после чего из-за столкновений с цензурой газета была закрыта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7