Рефераты. Классическая немецкая философия






непрерывности материи. Но отсюда элейцы сделали метафизический вывод:

поскольку движение и многообразие мира противоречивы, а всякое противоречие

разрушает мысль, то движение есть, то движение есть иллюзия, мир неподвижен

и лишен многообразия. Нечто похожее делает и Кант. Он полагает, что

одинаково безупречно с точки зрения логики доказывает как тезис, так и

антитезис каждой антиномии. Например, в четвертой антиномии доказывается,

что Бог существует и то, что Бог не существует. Как же быть? Надо отбросить

и тезис и антитезис. Логика и разум здесь бессильны. Вера в Бога – это

вопрос не науки, а нравственности, полагает Кант.

Итак, антиномии есть противоречия, которые свидетельствуют о бессилии

разума, о его неспособности постичь «вещи в себе», выйти за границы опыта».

Есть нечто печальное и унизительное в том, что вообще существует антитетика

чистого разума и что разум, составляющий высший трибунал для всех споров,

принужден вступать в спор с самим собой» – констатирует Кант. (4.1.412).

Были бы несправедливо не заметить положительных, прогрессивных сторон

теории Канта. В «Критерии частого разума» подняты кардинальные проблемы

теории познания и логики, сделана попытка диалектического их решения. Кант

первым в философии нового времени показал сложность и противоречивость

процесса познания. Эти его идеи нашли продолжение и более глубокую

разработку в философии Гегеля.

4. ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ КАНТА

Поскольку теоретический «чистый « разум потерпел фиаско в своих опытах

постигнуть мир вещей в себе, то человеку остается лишь одно - уповать на

«практический разум», под которым философ понимал учение о нравственности,

этику. По его мнению, в области нравственности человек уже не подчинен

необходимости, которая господствует с неотвратимой силой в сфере явлений.

Как субъект нравственного сознания человек свободен, т.е. приобщен к миру

вещей в себе. Кант устанавливает между теоретическим и практическим разумом

отношение субординации: теоретический разум подчиняется практическому.

Под практикой Кант понимал не реальную деятельность, а сферу

применения нравственных оценок поступков людей. В основе любых нравственных

оценок лежит категорический императив – основной закон этики Канта.

Императив – есть форма повелений, связанная с категорией должного.

Категорическим императивом философ называет такую форму повеления, которая

представляет собой действие как бы ради его самого , без отношения к другой

цели.. Императив не связан со стремлением к пользе или счастью людей, он

носит строго формальный и априорный характер и имеет форму заповеди,

безусловной, обязательной для всех людей. Категорический императив

формируется следующим образом: поступай так, чтобы максима (основной

принцип) твоей воли во всякое время могла бы служить принципом всеобщего

законодательства.

Этот принцип носит отвлеченный характер, Ему могут соответствовать

самые разнообразные требования и постулаты: религиозные заповеди, выводы

житейской мудрости и многое другое.

Эти положения, выражая принципы гуманизма, имели большое

прогрессивное значение для своего времени. В них заключен протест против

закрепощающих человека уз феодально-абсолютистского строя. Большое влияние

на этические и социально- политические взгляды Канта оказал Ж.Ж.Руссо.

«Было время, когда……я презирал чернь, - писал Кант. Руссо исправил меня и

направил на иной путь. Это ослепляющее преимущество исчезает; я учусь

понимать человека…». (4.2.242). Выступая за права человека, философ

подчеркивал, что « человек, зависящий от другого, не есть уже более

человек; он это звание утратил, он тогда не что иное, как принадлежность

другого человека, …в человеческой природе рабство есть наивысшее из зол».

(4.2.253). Кант заимствовал у Руссо мысль о независимости нравственной

природы человека от достижений науки и культуры, проломив ее в своем учении

о независимости и первоначальности нравственности, о первенстве

практического ума над теоретическим. Кант, вопреки догматам протестантизма

и католицизма, считал, что нравственность автономна и не зависит от

религии. Напротив, религия должна выводиться из принципов нравственности.

Практический императив, провозглашая человека целью, а не средством,

устраняет, по словам философа, «фанатическое презрение к самому себе как

человеку (ко всему человеческому роду) вообще…». Человек не может быть ни

чьим рабом, в том числе рабом божьим. Поэтому « мораль следует

культивировать больше, чем религию», а «Бог необходим только с моральной

точки зрения»

(4.5.224). Бог превращен в этический символ. Кант, таким образом,

сближается с деизмом.

Кант мечтал о вечном мире на земле, о союзе свободных государств и

свободных народов как гаранте этого мира. Обоснованию этого посвящен его

трактат «Вечный мир».

Кант – одна из ключевых фигур мировой философской мысли. Гегель

справедливо считал, что в учении Канта происходит главный переход к

новейшей философии. В его учении о категориях рассудка и антиномиях разума,

об активности субъекта в познании и нравственной практике началась

разработка диалектического метода познания – главного движения немецкой

классической философии.

У Канта было огромное число последователей и не меньшее число критиков.

Критиковали его «справа» и «слева». Справа – с позиций последовательного

идеализма- за допущение материалистического тезиса о существовании

независимо от субъекта вещей в себе. Слева – с позиций материализма – за

агностицизм и априоризм, которые вели к субъективному идеализму. За это же

его критиковал и Гегель, но с позиций абсолютного объективного идеализма и,

что очень существенно, - с позиций всесторонне разработанного

диалектического метода.

2.СИСТЕМА И МЕТОД ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ

5. Жизнь и философическое творчество

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в Штутгарте -

столице Вюртембергского княжества. Его отец, секретарь казначейства, входил

в состав высшего чиновничества. В гимназии Гегель, бывши образцовым

учеником, особый интерес проявлял к античной литературе. В семье готовили

Гегеля к карьере пастора, для чего он прошел курс обучения в Тюбингенском

теологическом институте (1788-1793). В течение первых двух лет обучения

здесь преподавалась Лейбнице - вольфианская философия; защитив написанное в

ее духе сочинение о границах нравственных обязанностей, Гегель получил

степень магистра философии. В течение последующих трех лет он изучал курс

теологии, за успешное освоение которого Гегелю была присвоена степень

кандидата теологии. Сильное впечатление на Гегеля произвела французская

революция. Живой интерес к глубоким социальным преобразованиям, возникший у

Гегеля в эти годы и сохраненный им до последних дней, обусловил его

внимание к социальной философии, в которой он особенно ценил учение Руссо.

Гегель разочаровался в карьере пастора и его интеллектуальные интересы

сосредоточились на философии, однако, заниматься только ею он смог лишь

спустя несколько лет, в течении которых он, подобно своим предшественникам

к немецкой классической философии, вынужден был трудиться домашним учителем

и воспитателем- сначала в Швейцарии, в Берне (1793-1796), а затем в

немецком городе Франкфурт- на- Майне (1797-1800). В Берне началось, а во

Франкфурте продолжалось философское творчество Гегеля- создание ряда работ,

посвященных в основном весьма критическому осмыслению причин возникновения

и распространения христианства, а также его роли в жизни народов от

античности до современности. Уже в этих работах философская мысль Гегеля

выступает как диалектичная : она выявляет внутренние противоречивые

процессы и в сфере общественного сознания, и в сфере общественного бытия,

понимаемого как отражаемого в этом сознании; причем и то и другое

рассматривалось в их развитии.

Получив после смерти отца свою долю наследства и имея собственные

сбережения из педагогических заработков, Гегель получает возможность

всецело отдаться философской деятельности. В начале 1801 г. Гегель

приезжает в Йену, где после защиты двух диссертаций получает право

преподавать в местном университете как приват-доцент философии.

Первой значительной философской публикацией Гегеля, сделавшей его

известным, была объемистая работа «Различие между системами философии

Фихте, Шеллинга» (1801).

В том же духе Гегель написал ряд статей в 1802 г. для « Критического

журнала философии», который он издавал совместно с Шеллингом. Из-за этих

публикаций многие, начиная с самого Шеллинга, считал Гегеля вплоть до

завершения йенского периода (1801-1807) последовательным шеллингианцем.

Гегель заявляет о себе как об оригинальном философе как раз в то время,

когда шеллинговская мысль вслед

за фихтиевской исчерпала потенциал прогрессивного развития и повернула

в теософские тупики.

Читая в Йенском университете лекции по логике, метафизике, философии

природы, философии духа, естественному праву, истории философии, Гегель

постепенно осуществляет разработку своей оригинальной философской системы.

Из набросков этой системы 1801-1802 гг. и 1804-1806 гг. оформляется к концу

1806 г. «Феноменология духа», которая после написания обширного предисловия

публикуется в начале 1807 г.

Оккупация Йены французскими войсками, сопровождавшаяся закрытием на

время университета, побудила Гегеля перебраться в баварский город Бамберг,

где он с помощью своего влиятельного друга Нитхаммера был назначен

редактором местной газеты. Гегель пробыл на этой должности полтора года,

после чего из-за столкновений с цензурой газета была закрыта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.