Рефераты. Классическая философия






По Ксенофонту, Сократ восторгается "самыми древними и самыми

образованными государствами и народами", потому что они "самые

набожные". Больше того: "...он думает, что ему не стыдно будет взять за

образец персидского царя", потому что персидский царь считает

земледелие и военное искусство благороднейшими занятиями. Земля и

военное искусство - исконная принадлежность "благородных господ",

родовой землевладельческой аристократии. Сократ, по Ксенофонту,

воспевает земледелие. Он дает возможность сулить "хорошие обещания

рабам" и "приохочивать рабочих и склонять их к послушанию". Сельское

хозяйство - мать и кормилица всех искусств, источник жизненных

потребностей для "благородного господина", лучшее занятие и лучшая

наука. Оно сообщает телу красоту и силу, побуждает к храбрости, дает

отличных и наиболее преданных общему благу граждан. При этом сельское

хозяйство противополагается городским занятиям, ремеслам как вредящим

делу и разрушающим душу. Сократ на стороне отсталой деревни — против

города с его ремеслами, промышленностью и торговлей. Таков идеал

Сократа. Надо было воспитать адептов этого идеала. Отсюда неустанная,

непрерывная, изо дня в день ведущаяся пропагандическая деятельность

Сократа. Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости,

скромности. Он хотел бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но

скромных, не требовательных, благоразумных, справедливых в

отношениях к своим друзьям, но отнюдь не к врагам. Гражданин должен

верит в богов, приносить им жертвы и вообще исполнять все религиозные

обряды, надеяться на милость богов и не позволять себе "дерзости"

изучать мир, небо, планеты. Словом, гражданин должен быть смирным,

богобоязненным, послушным орудием в руках "благородных господ".

Следует, наконец, упомянуть, что Сократ наметил так же классификацию

государственных форм, исходя из основных положений своего этико-

политического учения. Государственные формы, упоминаемые Сократом,

таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.

Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что

опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а

поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании.

Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и

моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным

формам, в особенности направляя острие своей критики против античной

демократии как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы

государственной власти.

II. Платон.

Платон (427 – 347 до н. э.) – сын афинского гражданина. По своему

социальному положению происходил из афинской рабовладельческой

аристократии. И, конечно же, был своим человеком в Сократовском кружке.

В молодости был слушателем кружка сторонника учения Гераклита –

Кратила, где познакомился с принципами объективной диалектики, на него

также оказала влияние и тенденция Кратила к абсолютному релятивизму. В

20 лет он готовился участвовать в соревновании как автор трагедии и

случайно перед театром Дионисия услышал дискуссию, в которой участвовал

Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег свои стихи и стал

учеником Сократа. Было это примерно в то время, когда афинский флот

одержал последнюю значительную победу в Перепелонской войне.

Платон разделял со всем кружком отвращение к афинской демократии.

После осуждения и смерти Сократа, в период, когда демократы снова

вернулись к власти, Платон отправляется к одному из старших учеников

Сократа – Евклиду – в Мегару. Однако вскоре он снова возвращается в

город и принимает активное участие в ее общественной жизни. После

возвращения в Афины он предпринял первое путешествие в Южную Италию и

на Сицилию. Он пытается реализовать свои идеи и принял участие в

политической жизни на стороне местной аристократии, возглавляемой тогда

Дионом, зятем Дионисия Старшего. Дионисий был последователем

пифагорейской философии и в своей общине представлял крайне реакционное

крыло. Политическая деятельность Платона не была, успешной. Дионисий

выдал его, как военного, послу Спарты. На рынке рабов его выкупили

друзья, и он возвращается в Афины.

В Афинах Платон интенсивно работает в области философии. Во время

своих странствий он познакомился с Пифагорейской философией, которая в

дальнейшем повлияла на него. Диоген Лаэртский считает, что учение

Платона является синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа. В этот

же период Платон в саду, посвященному полубогу Академу, основывает свою

собственную философскую школу – Академию, которая становится центром

античного идеализма.

В период правления в Сиракузах тирана Дионисия Младшего Платон вновь

пытается, включится в политическую борьбу. И на этот раз его стремление

провести свои мысли в жизнь не находят ожидаемого понимания.

Подавленный политическими неудачами он возвращается в Афины, где и

умирает в возрасте 80 лет.

1 Три периода творчества.

Его творчество имеет приблизительно три периода:

Первый начинается после смерти Сократа. Он создает первые диалоги и

трактат “Апология Сократа”. Форма всех диалогов этого периода сходна, в

них всегда выступает Сократ, который говорит с кем-то из видных

афинских или других граждан. Сократ задает вопросы тому, кто считается

знатоком предмета. Искусно подобранными вопросами Сократ заставляет

оппонента точнее формулировать свои ответы, и результат выявляется

целый ряд “противоречий” и нелепостей. Сократ же последовательно,

взвешивая все “за” и “против” делает определенные выводы.

Второй период совпадает с первым путешествием в Италию. Он отходит

от собственно сократического ”этического идеализма” и закладывает

основы объективного идеализма. В этот период в мышлении Платона

несколько усиливается влияние философии Гераклита и пифагорейского

подхода к миру. Во второй половине этого периода, который

приблизительно можно ограничить первым и вторым путешествием в

Сиракузы, Платон дает цельное позитивное изложение своей системы.

Большое внимание в этот период Платон уделяет вопросам метода познания

идеи. Он использует для его определения термин “диалектика” и

приравнивает этот метод к трению дерева о дерево, которое, в конце

концов, приводит к возникновению искры познания.

Начало третьего периода считают диалог “Парменид”. Он переоценивает

свое прежнее понимание идеи, рационализирует его, придавая ему характер

общности. Понимание идеи приобретает определенную косность

(застылость). В нем, диалектика идей определена конфликтом бытия и

небытия, который происходит прямо в царстве идей. Тем самым в царство

идей вводится движение и развитие. Диалектика идей была призвана

поддержать идеалистический монизм Платона, в котором заключается

вершина его рационализма. В последующих трудах все больше проявляется

влияние пифагорейской философии, усиливающей его мистицизм и

иррационализм.

Основной вопрос философии он решает однозначно –

идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы

познаем своими чувствами, является лишь “тенью” и произведен от мира

идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы

материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому

не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными

и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным

бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинного истинного

познания. Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием

(т. е. материей как таковой, материей в себе) существует по Платону,

кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных,

чувственно воспринимаемых явлении и вещей), которое отделяет истинное

бытие от небытия. Действительные, реальные вещи представляют собой

соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной

“принимающей” материей (небытием). Отношение идеи (бытия) и реальных

вещей (кажущегося бытия) является важной частью его философского

учения. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие,

тень, в которой отражены определенные образцы – идеи. Но у него также

можно встретить и утверждение противоположного характера. Идеи

присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей, открывает

определенную возможность движения к иррационализму. Много внимания он

уделяет вопросу “иерархизации идей”. Эта иерархизация представляет

определенную упорядоченную систему объективного идеализма. Идея красоты

и добра это одна из самых важных идей для Платона. Она не только

превосходит все реально существующее добро и красоту тем, что

совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит

выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной

действительного познания и свидетельством полноценности жизни. (Работы

– “Пир”, “Закон”, “Федр”).

2. Учение об идеях.

Не вызывает сомнения, что учение Платона об идеях является одной из

важнейших составных частей его творчества. Многие исследователи

склоняются к мысли, что оно является своеобразным “ядром” всей его

философской системы (пожалуй, учение об идеях можно без какого-либо

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.