Рефераты. Категории диалектики






относительную независимость

Одно и тоже содержание может быть в разных формах, одна и та же форма -

разное содержание, это требует глубокого анализа содержания изучаемых

явлений: отражение их внешних и внутренних форм.

Форма активно влияет на содержание, она может ускорить развитие или

замедлить его или соответствовать ему

Содержание - изменчиво, форма - устойчива

Форма и содержание противоположности, они в борьбе, содержание отбрасывает

( отрицает ) старую форму, новая форма будет иметь новое содержание

Развитие обеспечивается отрицанием формы

В деятельности офицера важно учитывать эту диалектику:

Каждые проводимые офицером занятие должно быть облечено в

соответствующую форму (лекция, практическое занятие), смещение формы не

позволяет содержанию раскрыться.

Изучая психику военнослужащего командир исследует нормальную форму (

документация, внешний вид, строевая выправка) через которые раскрывается

содержание психики, внутренний мир человека, личности.

Не правда ли пословица " встречают по одежке, провожают по уму "

отражает эту диалектику.

Развитие знания идет отрицанием одной формы другой - научной формой -

научный факт - гипотезой - теорией - методом.

Рассмотрим категории СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ.

Первоначально категория сущность не отделялась от категории

общее, а явление - от категории вещь.

Но с самого начала философия задавалась вопросом поиска сущности мира.

Впервые отделил Сущность от общего Аристотель. У него сущность то, что

существует по вине формы.

Скептики считают - явление, то что снаружи, а сущность - то, что надо

исследовать. Кант открывает полностью Я от Сущности, явление - познаваемо,

сущность - принципиально НЕТ. Гегель не отрывает Явление и Сущность.

Сущность - это совокупность необходимых свойств и внутренних

устойчивых, определяющих связей предмета, явления, процесса, которые

определяют его природу, характер.

Сущность (в теории познания), то, что познается мышлением, а не дается

чувственному восприятию.

Явление - это обнаружение внутреннего в вещи на поверхности через массу

случайных свойств и связей, данной человеку в его ощущениях. Это внешнее

обнаружение сущности.

- это внешние, необходимые, обычно более подвижные,

изменчивые характеристики того или иного предмета.

И общее и особенное и Е обладают сущностью и явлением, таким образом

сущность - категория собирательная.

Диалектика С и Я.

Сущность и явление неразрывно связаны ( сущность является, явлением

сущности, но никогда полностью не совпадает );

Сущность и явление - противоположности ( сущность - тенденция к

устойчивости, явление - тенденция к изменчивости ) ( сущность - беднее, но

глубже, явление - богаче, но разностороннее поверхности ).

Сущность военного командира Одна и та

же сущность

проявляется через развитие явления: проявляется

через разные

требования в повседневности явления,

предметы даются

инициатива в деятельности

восприятию той или иной

решимость в бою

стороной, в зависимости от

интереса.

Сознание как явление выступает Одно и

тоже явление может

по сути:

быть следствием разных

как высшая форма отражения сущностей

как способ регуляции и

поведения в мире

3. Противоположности, явления и сущности носят иногда ярко выраженный

характер. Когда говорят о видимости - факт несоответствия С и Я, т.е.

явление явления, поверхностный субъективный образ явления.

В военном деле использование этой особенности позволило заниматься

маскировкой, и особенно характерен в этом случае такой ее вид, как

демонстрации действия. В воспитании подчиненных мы сталкиваемся с

видимостью определяемой как способность некоторых воспитуемых "пускать пыль

в глаза", " очковтирательство".

Это требует более глубокой работы офицера по отысканию действительной

сущности подчиненного.

4. Сущность постигается путем абстрактного мышления. Её познание требует

серьезных усилий.

4. Сущность и закон понятия одно-порядковые.

5. Категории С и Я показывают в каком направлении должно идти познание (

от Я к С, от С1п ( С2п ) вскрыв сущность посмотреть её проявление на

поверхности. Познание сущности бесконечно. И в конкретном виде

процесс раскрытия С проявляется как познание структуры, целостности,

причин, законов его форм, функции развития. Это путь вечного,

бесконечного углубления человеческих знаний ( Земля плоская на китах,

шар, геоид).

Сущность является, явление существенно. Сущность - основа явления.

Явление внешне выражает сущность.

Категории ПРИЧИНЫ и СЛЕДСТВИЯ.

Одной из главных задач науки - ответ на вопрос "почему". Поиски этого

ответа со времен активности порождают категорию причины.

Причина - это такое явление , которое порождает ,вызывает или изменяет

другое явление ( взаимодействие материальных объектов или их элементов

порождающие соответственные изменения ).

- философская категория, для обозначения такого явления, как

при определенных условиях с необходимостью вызывает другое

явление.

Следствие - это то, что возникает под воздействием причины, что

порождается в результате взаимодействия вещей.

Причинные отношения - всеобщие ( в мире нет явлений, которые бы не имели

причину - всеобщий закон связи )

Причинные отношения ( связь между П и С ) носит объективный характер (

данная причина в отрицательных условиях вызовет отражение следствия )

Причинные отношения всегда необходимы, т.е. носит закономерный характер (

Z - причинная связь )

Действие причины и характер следствия зависят от условий в котором

происходит действие. Ими обусловлено превращение причины следствия.

Причинно-следственные связи всегда происходят в пространстве и во времени,

это однонаправленная связь, т.е. причина наступает раньше следствия ( но

понимать надо относительно ибо перерыва нет )

Причинно-следственные связи не всегда прослеживаются, часто причины глубоко

спрятаны. А на поверхности наступают случайные, несущественные явления.

Эти явления - явления, которые не вызывают следствия но срабатывают как

импульс вызывая действие причин. Когда повод специально готовится - это

предлог - явления являются причиной, но вызывающие её.

Какова диалектика П и С.

1. П может вызывать одно следствие, много следствий

П ( С П

П(С(С

множество причин может вызвать одно следствие.

2. Следствие может меняться с причиной местами в том смысле, что одно

явление может быть следствием причины и выступать причиной для

другого следствия, но связь П(С необходима.

2. Следствие не пассивно по отношению к причине. Причина порождает

следствие, а следствие оказывает обратное влияние на причину.

Так как П - С это связь, то существует следующая квалификация ПС связи:

a) По внутреннему содержанию процессов:

6. материальные и идеальные

7. энергетические и информационные

8. физические, биологические, химические и социальные

б) По способу проявления:

9. динамические ( однозначные )

10. статистические ( вероятностные )

в) По познавательным основаниям:

11. общие и частные

12. главные и второстепенные

13. объективные и субъективные

14. внутренние и внешние

15. существующие и несуществующие

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ.

Эти категории возникают по причине осмысления мира человеком. В месте

категориями "рок" и "судьба" возникли и эти категории. Сегодняшнее этих

категорий следующее:

Необходимость - это внутренняя устойчивая связь явлений , процессов,

отделяющая их закономерное изменение и

развитие.

- это результат постоянных причин, вызывающих в

данных условиях только

такие, а никакие-нибудь другие изменен

- это такой способ реализации возможности, который в

отдельных условиях у объекта имеется лишь одна

возможность, которая рано или поздно превращается в

действительность.

Случайность - это то, что возникает под воздействием

результата нерегулируемых, непостоянных причин, что

может произойти, а может не произойти.

- это такая связь между явлениями, когда появление

первого явления необязательно вызывает появление

другого явления.

- это способ реалезации нескольких возможностей

имеющихся в данных условиях, но реализуется только

одна.

1. Любое явление имеет причины . Одни причины взывают следствие с

необходимостью и отделяются внутренней случайностью предмета, другие

отделяют несущественное, внешнее, и вызывают случайность.

2. Грани между Н и С подвижны и относительны. В одной связи одно и тоже

явление проявляется как необходимое, в другой как случайное, более

того одно и тоже явление есть единство Н и С.

3. В любом явлении есть Н и С. Они дополняют друг друга, нигде нет

чистой С и чистой Н. Н существует в самой случайности через

случайное.

4. В некоторых случаях С выступает как форма проявления необходимости.

Это проявляется в действиях статистических (вероятностных) законов.

Необходимость обнаруживается в результате больших количеств

случайностей.

Вероятность - мера возможности, наступления случайного события.

Вероятность от 0 до 1, от невозможности до достоверности.

5. Н часто пробивает себе дорогу через случайности. Случайность есть

форма проявления необходимости. Необходимость объективно и носит

всеобщий характер. Она пробивает себе дорогу сквозь массу

случайностей, случайность есть дополнение и форма проявления

необходимости. Они меняются местами.

В процессе познания следует стремиться за случайными явлениями,

открывать необходимые, закономерные связи. В большей мере, чем в природе

случайности проявляются в истории. Историческая необходимость - это

действие объективных законов развития общества.

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Эти категории наиболее распространены. Ибо вся жизнь - это переход

возможности в действительность. Они разрабатывались Платоном, Аристотелем,

Дж. Бруно, материалистами 17-18 в.в.: Кантом , Гегелем.

Возможность - это то, что может произойти необходимым или случайным

образом, совокупность предпосылок становления новой

действительности, это то чего нет, но могло бы быть.

- отражает существования в предметах и процессах

тенденции, которые при определенных условиях способны

воплотиться в жизнь, породить нечто.

Действительность - осуществленная, реализованная возможность, это то,

что есть.

В и Д - противоположности. Больший вес имеет действительность, которая

включает в себя все возможности, но не одна возможность не может охватить

всю действительность.

Д содержит в себе В, но для реализации В в новую Д нужны условия.

Не все В равнозначны. У одних больше шансов, у других меньше.

Классифицируются:

по обусловленности:

реальные - необходимыми свойствами, связями.

формальные - случайными свойствами, связями.

Реальные : от условий реализации:

1. абстрактные ( нет условий )

2. конкретные ( есть )

от результата реализации:

прогрессия

регрессия

варианты

по категориям: в сути и в форме.

в явлении и содержании

от вероятности: с > вероятностью

с < вероятностью

Методология:

в материи скрыто бесчисленное множество возможностей, что показывает

её неисчерпаемость. В ( Д ( В

Реализация В противоречива, что затрудняет простое предвидение.

Ведущий стороной является действительность - это реальная возможность.

Они взаимопревращаются.

Возможность действительна, действительность возможна.

Развитие, есть переход возможности в действительность, которое в свою

очередь порождает новые возможности.

Категории В и Д помогают вскрывать и оценивать тенденции в развитии

явлений Д, определять степень вероятности той или иной возможности,

предвидеть будущее.

ВЫВОДЫ:

1. Категории - универсальная форма человеческого мышления, отражающая

всеобщее в сумме мир - человек

1. Развертывание категорий позволяет говорить о содержании науки, сумма

категорий диалектики - раскрывает содержание, законы и принципы

диалектики.

1. Парные категории диалектики выступают законами диалектики,

раскрывающими систему связей, явлений.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.