Рефераты. Карсавин Лев Платонович






сокровенные формулы действительности”.Именно это важно понять раньше,

чем мы попытаемся почувствовать ритм нарастающего внутреннего

напряжения, порыв и возбужденность мысли Карсавина. ”Единство в мире”

для Карсавина есть и “всеединство”, т.е. обнимает мир, и все, что вне

его, над ним (“Абсолют”, “Совершенное Бытие”). существо, совершеннее

коего нет ничего и помыслить нельзя, все в себе заключает. Оно

Всеединство. Рядом с ним Я - ничто, Я - ничто лишь в Нем и Им, - иначе

Оно не Совершенство, не Всеединство. По существу, Карсавин пытается в

своем учении снять “непроходимую” грань между Божественным и

эмпирическим, между Творцом и тварью. Все бытие человека - религиозно;

все в нас находится в известном противостоянии Богу и в известном

единстве с Ним. Это чувство божественности в человеке лежит в основании

всего замысла книги “Noctes Petropolitanae”, где развивается “метафизика

любви человеческой”. И здесь сказывается влияние традиции. Для

Карсавина, как и для славянофилов И.Кириевского и А.Хомякова, Любовь -

подлинная тайна бытия. Любовь и есть само познание. “Никто не может

любить то, чего не знает” , и “всякий, кто знает Бога, уже любит Его, и

не может любить тот кто, не знает”(7,112). Из “метафизики любви” как

тайны тварного бытия восходит Карсавин к раскрытию тайны Всеединства.

Вас. Зеньковский замечает, что через вхождение в “смысл любви

открывается прежде всего единство человечества, а затем об этом единстве

повествуется, что человечество извечно существует в творческом бытии

Божества. Так мы узнаем, что в плотском слиянии создается тело во Христа

и в Церковь, повторяется воплощение Логоса в Невесте.”(21,387).

“Любовь познает: она - само познанье, как единенье того, кто познает,

с тем, кто им познаваем. И начало познанья, как начало самой любви, в

разъединеньи, в “Отце Истины”. Сама же живая Истина, как познаваемое и

познающее ответно, то, что рождаемо Отцом, - Сын, предвечная Мудрость,

Логос и Ум. В Логосе Истина, единая как разъединенность Всеединства,

Отец как разъединенье, Дух как единенье.”(7,138).

5). Осмысление исторического своеобразия пути России.

В том же 1922г. Карсавин публикует две статьи - “О свободе” и “О

добре и зле”, а также работу “Восток, Запад и русская идея”.

В опыте русской революции снова вставал вопрос об историческом

своеобразии пути России, о национальном призвании русского народа. В

центре внимания Карсавина оказалась тема историософская. Нет спору,

пишет Карсавин в книге “Восток, Запад и русская идея”, препирательства о

мировом призвании русского народа, о его вселенском значении, смирении и

исконном христианском чувстве весьма интересны и “соблазнительны”. ”Но

почему я должен верить поэтической интуиции Ал. Блока в его

“Двенадцати”... а не Н.А.Бердяеву или В.Иванову ? Почему должен

предпочесть западничество славянофильству? Поэты и публицисты - народ

безответственный, мотивов своей интуиции изъяснять не склонный... В том-

то и беда, что все общие высказывания о русской идее, судьбах, культурах

и т.д. не только привлекательны, а и неизбежны, являясь самим существом

жизненного идеала, и что... они... в истории лишены...

обоснованности”(6,3-4). На основе сформулированных принципов

исторического анализа Карсавин определяет специфическое задание русской

культуры, русскую идею. Он показывает, что задача православной или

русской культуры и универсальна, и индивидуально-национальна. Она должна

раскрыть, актуализировать хранимые ею с 8в. потенции, но раскрыть их

путем приятия в себя созданного культурою западной и восполнения

приемлемого своим. “Восполнение” и есть национальное дело, без которого

нет и дела вселенского. Карсавин был вдвойне прав - и в оценке, и в

прогнозе, когда писал следующее: “Православная культура стоит, таким

образом, на распутьи. - Или она осуществит вселенское, все единое

дело через освоение актуализированного Западом... Или она раскроет

только это свое, т.е. подобно Западу - ограниченно актуализирует

всеединство, отказавшись от полноты труда и бытия. Или, наконец, она

останется на распутьи в состоянии потенциальности, упорно ли не приемля

чужого в закостенелости староверия или в чужом теряя свое, обезличиваясь

в европеизации, в том и в другом случае погибая”(6,73).

6). Годы эмиграции.

а). Берлин.

Признание Л.П.Карсавина как философа и историка.

В 1922г Карсавин был арестован и вместе с большой группой русских

мыслителей выслан из страны. Сперва он обосновался в Берлине (в

Штеглице). Здесь в издательстве “Обелиск” у него выходят книги:

написанная еще в России “Философия истории” (1923), философская

биография “Джордано Бруно” (1923), ”Диалоги”(1923). В новом изложении

появляется метафизика всеединства - “О началах”(Опыт христианской

метафизики) (1925). В Берлине Карсавин участвует в деятельности

созданной в 1922г. по инициативе эмигрировавших из России философов

Религиозно-философской Академии, выступает с лекциями на тему

“Средневековье” , публикует статью “Путь православия” .

б). Париж.

Л.П.Карсавин - идеолог евразийского движения.

В 1926г. Карсавин переезжает в Париж. Как он сам говорит об этом

времени - в общение с иностранными учёными кругами не вступал. В этот

период он издаёт книгу “Святые отцы и учители церкви” (Раскрытие

православия в их творениях) (1926), предназначенную в качестве учебника

для русской семинарии, “Церковь, личность и государство” (1927),

публикует статьи на немецком, итальянском, чешском языках, принимает

довольно активное участие в евразийском движении, публикуя статьи в

газете “Евразия”(выходила по субботам в Париже в 1928 - 1929гг)

Евразийское движение было определено, с одной стороны, задачами и

проблемами новой, послереволюционной России, а с другой - осознанием

глубокого кризиса современной европейской культуры. В книге Вас.

Зеньковского “Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у

русских мыслителей” мы находим обобщенную оценку взглядов евразийцев как

радикальных критиков западной культуры. Евразийство призывало все народы

мира освободиться от влияния романо-германской культуры (забывая,

правда, об англосаксонской) и обратиться к Востоку. На первом своем

этапе (1921-1924) оно представляет собой некоторую совокупность

религиозных и исторических суждений и оценок, в основе которых, по

собственному признанию представителей движения, “катастрофическое

мироощущение”, “трагическая концепция мира”. Евразийцы подчеркивают

относительность значения европейской культуры, ложность в ней

космополитических претензий, не понимая, что это всего лишь

шовинистические тенденции и что корень этих претензий в универсализме

христианского идеала. Они призывают к созданию “православной культуры”,

к возрождению “православного быта”, ставят задачу одухотворения ожившей

верой и религиозным сознанием глубин народного бытия. Вас. Зеньковский

характеризовал подобную настроенность евразийцев как “отсутствие

религиозной вдумчивости и дурной задор”. Он справедливо полагал, что

“покоряющая сила европейской культуры определяется её христианскими

замыслами и упованиями, а вовсе не её фактическим состоянием...”.

Евразийство увидело в России особый культурный - евразийский мир, мир

раскрывающейся православной культуры, равно отличной от европейской и

азиатской. Как заявляли сами евразийцы, исходя из факта - из той России,

которая выходит из революции, евразийство выделяет и раскрывает те

стороны русской современности, которые обращены в будущее. Во имя новой

России - Евразии, новой русской культуры и мощи и новой руководящей

идеологии евразийцы решительно отталкивались как от коммунизма, так и от

дореволюционных реставрационных идеалов, органично сочетая, как им

казалось, традиции подлинного русского охранительства с подвижностью

современного политического действия.

Постепенно в евразийском движении сближались религиозные и

политические мотивы, и вскоре оно в значительной степени

трансформировалось в весьма жесткую политическую идеологию. Причем

решающая сила в этой трансформации принадлежала Л.П.Карсавину, который,

прежде не скрывавший своего критического отношения к евразийству, в 1925-

1926гг. становится одним из идеологов движения.

О том, как складывались отношения Карсавина с кругом русских

философов, можно делать только предположения. Принадлежность к одной

культуре, безусловно, дает основания для сближения некоторых тем их

творчества, влияния тех или иных мыслительных и религиозных традиций.

Вместе с тем при знакомстве с сочинениями Карсавина невольно возникает

впечатление некоей обособленности, своего рода эстетической

самодостаточности создателя метафизики всеединства. Во всем его

творчестве чувствуется какая-то упрямая, почти сверхчеловеческая сила

мысли. Известно, что русских философов Карсавин ценил А.С.Хомякова,

Ф.М.Достоевского и С.Л.Франка, сознательно опирался на свято отеческую

традицию, причем не на патристику вообще, а на сочинения св. Григория

Нисского и св. Максима Исповедника.

Карсавину, как представляется, всегда казались узкими, имеющими

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.