превращая, следоват, антропологию, в том числе и физиологию, в
универс науку.” Антропология Ф указыв на его стремление разработать
матер сист взглядов. Ф возражал против характ своего учения как
матер, в особенности из за вульгарных материалистов (мысль - это в-во
, выделяемое мозгом).
Существенным содержанием и назнач. антрополог. принципа
является по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он
видит отражение сущности чел. Эта сущность по Ф прежде всего
чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Речь
идет следов о том, чтобы расссматривать разл формы общ сознания (и
религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания. Здесь он
идет дальше предшеств материалистов, кот утверждали, что религия
лишена реального содержания. Ф сводит сверхестеств к естественному,
нереальное к реальному - в этом осн черта его антропол метода.
Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл
единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и
благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе.
Многообразие явл природы не может быть сведено к общей,
однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение
относятся тоько к отдельным явлениям. Прир бесконечна в пространстве.
“У прир нет ни начала не конци. все в ней находится во
взаимодействии; все относительно. Все одновремено явл действием и
причиной, все в ней всесторонне и взаимно...” Однако эта глубоко
диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у Ф.
Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения.
Однако не указывает на качественное многообразие форм движ. материи,
на их взаимопереход. Ф говорит и о развитии, но понимает ее
метафизично.
Пытается преодолеть механисцизм. Он говорит о несводимости
высших форм сущ материи к низшим. Псих акты существенно отличаются от
их физиологич. основы. Единство субъект с объективным, псих с
физическим не устраняет внутреннего различия между ними.
Многообразие чел ощущ. Соотв многообр качеств природы., оно
обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя
противопоставлять содерж чел ощущ качественной определенности чувст-
воспринимаемых явлений. Тем не менее Ф понимание субъекта и объекта
носит антрополог. хар-тер.
Целесообразность в жив и раст мире представляет собой не р-т
реализации внутренне присущей явл цели, а следствие единства мат
мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности в жив природе, он
прав указывает на ее относительность.
Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф
материализма. Это сказывается, например, в Ф. определ природы: “Я
понимаю под прир совокупность всех чувств сил, вещей и существ, кот
человек отличает от себя, как нечеловеческое... Или , беря слово
практически, прир есть все то, что для чел - независимо от сверхъест
внушений теистической веры - представляется непосредственно,
чувственно, как основа и предмет его жизни. Прир есть всет,
электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное,
растение, человек, поскольку он явл существом, непроизвольно и
бессознательно действующим, - под словом прир я не разумею ничего
более, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического”.
Теор познания - сенсуализм. Реальный мир есь чувственно
восприним. действительность, следовательно, лишь благодаря чувств
восприятиям возможно его познание. Чувств восприятие, непоср по своей
природе м.б. также и опосредованным, т.е. давать косвенные
свидетельства относительно того,что мы не видим, не слышим, не
осязаем... Органов чувств, кот обладает чел вполне достаточно для
познания любых явлений. Чувств восприятия в силу своей непосредств
связи с вещами никогда нас не обманывают.
Однако он не включает в свое рассмотрение практическую
деятельность.
Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его
способности достичь более глубокого познания действительности. Зад
мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств
данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое,
непосредственно не являющееся содержание. “Чувствами мы читаем книгу
природы, но понимаем ее не чувствами”. Мышление носит опосредованный
хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом
непосредств восприятия. Как же устанавл истинность наших понятий, их
соотв реальной действительности? Путем сопоставл. понятий, теор
выводов с чувственными данными.
Т.о чувственное созерцание - есть критерий истинности мышления.
В общем Ф не понимает сложн диалект связи между чувств отраж мира и
мышлением, его не интересует пробл категорий и логики. Глуб идея
Гегеля о движ теор мышления от абстр к конкретному, овозможности,
следовательно, конкр. мышления осталась чуждой дляФ.
18. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛ. 19 - нач. 20 в.
Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил.
Однако специф Р фил во многом складывалась под влиянием социально
културных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла
огромную роль в становлении рус. фил мысли.
Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 -
1765). - гениальный ученый-энциклопедист.
А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил
позиции, считая, что “бытие вещей независимо от силы познания о них и
существует по себе”. Впервые в рус. мысли сиситематически
разрабатывал пробл человека.
Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаодаев
(1794-1856). Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен
из атомов и молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все
тела. Тела сущ в простр, кот есть объективная форма вн мира, и во
времени, кот субъективно. Движ и взаимодействие рассматривалось им в
духе механисцизма, кот, однако, ограничивался миром физ явлений.
Сознание чел не подчин мех закономерностям природы, а явл. р-том бож
творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в обл естествознания
действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире, объекты
кот обладают свободой, действует откровение.
Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного,
как существо свободное, кот в своем истор бытиии подчинено диалектике
необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и
своб во многом строится и концепция фил истории Ч, связанная прежде
всего с заботой о судьбе России. Здесь его взгляды эволюционировали.
В нач период он считал необходимым тотальное единство рода
человеческого (применительно к Р - единение Р с др народами) Затем
взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм оторванность
Р от мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро
овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих ей
пороков.
Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов.
А.С.Хомякова (1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). В центре их
внимаия нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. В самобытности
истор прошлого они видели залог всечеловеческого призвания Р., тем
более, что по их мнению, зап культура уже завершила круг своего
развития и клонится к упадку, что выраж в порожденном ею чувстве
обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славяноф. развивали
основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе.
Хомяков - учение об иеархической структуре души и ее “центральных
силах”. Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достиж
целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они видели в
идее общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего -
бог. Истор прогресс связан с отысканием “дух смысла”. Сущность мира
м.б. познана лишь синтезом всех духовных функций чел, так называемой
“Разумной Зрячестью” или “живознанием”, исходное начало кот -
религия.
Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870),
Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев
(1840-1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и
идеологами р. рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас
фил и Фр просвещения. После глубокого увлечения гегельянством р фил
повернулась в стор мат-ма (не без помощи Феерб), стремясь однако
сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и
бытия, первичность матер по отнош к сознанию, идею о том , что созн
есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи - мозга.
В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь
разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те
столкновения кот и начинается жизнь природы.
Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории.
Герцен: природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они
течение, прелив, движение, причем движ происходит посредством борьбы
2 противопол тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет
через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего
нарождающимся.
Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая
критике общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный
прогресс в сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр
о назначении чел и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная
им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону,
отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление
злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие внутри нас” - он
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24