Рефераты. Кандидатский минимум по философии






превращая, следоват, антропологию, в том числе и физиологию, в

универс науку.” Антропология Ф указыв на его стремление разработать

матер сист взглядов. Ф возражал против характ своего учения как

матер, в особенности из за вульгарных материалистов (мысль - это в-во

, выделяемое мозгом).

Существенным содержанием и назнач. антрополог. принципа

является по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он

видит отражение сущности чел. Эта сущность по Ф прежде всего

чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Речь

идет следов о том, чтобы расссматривать разл формы общ сознания (и

религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания. Здесь он

идет дальше предшеств материалистов, кот утверждали, что религия

лишена реального содержания. Ф сводит сверхестеств к естественному,

нереальное к реальному - в этом осн черта его антропол метода.

Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл

единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и

благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе.

Многообразие явл природы не может быть сведено к общей,

однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение

относятся тоько к отдельным явлениям. Прир бесконечна в пространстве.

“У прир нет ни начала не конци. все в ней находится во

взаимодействии; все относительно. Все одновремено явл действием и

причиной, все в ней всесторонне и взаимно...” Однако эта глубоко

диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у Ф.

Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения.

Однако не указывает на качественное многообразие форм движ. материи,

на их взаимопереход. Ф говорит и о развитии, но понимает ее

метафизично.

Пытается преодолеть механисцизм. Он говорит о несводимости

высших форм сущ материи к низшим. Псих акты существенно отличаются от

их физиологич. основы. Единство субъект с объективным, псих с

физическим не устраняет внутреннего различия между ними.

Многообразие чел ощущ. Соотв многообр качеств природы., оно

обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя

противопоставлять содерж чел ощущ качественной определенности чувст-

воспринимаемых явлений. Тем не менее Ф понимание субъекта и объекта

носит антрополог. хар-тер.

Целесообразность в жив и раст мире представляет собой не р-т

реализации внутренне присущей явл цели, а следствие единства мат

мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности в жив природе, он

прав указывает на ее относительность.

Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф

материализма. Это сказывается, например, в Ф. определ природы: “Я

понимаю под прир совокупность всех чувств сил, вещей и существ, кот

человек отличает от себя, как нечеловеческое... Или , беря слово

практически, прир есть все то, что для чел - независимо от сверхъест

внушений теистической веры - представляется непосредственно,

чувственно, как основа и предмет его жизни. Прир есть всет,

электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное,

растение, человек, поскольку он явл существом, непроизвольно и

бессознательно действующим, - под словом прир я не разумею ничего

более, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического”.

Теор познания - сенсуализм. Реальный мир есь чувственно

восприним. действительность, следовательно, лишь благодаря чувств

восприятиям возможно его познание. Чувств восприятие, непоср по своей

природе м.б. также и опосредованным, т.е. давать косвенные

свидетельства относительно того,что мы не видим, не слышим, не

осязаем... Органов чувств, кот обладает чел вполне достаточно для

познания любых явлений. Чувств восприятия в силу своей непосредств

связи с вещами никогда нас не обманывают.

Однако он не включает в свое рассмотрение практическую

деятельность.

Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его

способности достичь более глубокого познания действительности. Зад

мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств

данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое,

непосредственно не являющееся содержание. “Чувствами мы читаем книгу

природы, но понимаем ее не чувствами”. Мышление носит опосредованный

хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом

непосредств восприятия. Как же устанавл истинность наших понятий, их

соотв реальной действительности? Путем сопоставл. понятий, теор

выводов с чувственными данными.

Т.о чувственное созерцание - есть критерий истинности мышления.

В общем Ф не понимает сложн диалект связи между чувств отраж мира и

мышлением, его не интересует пробл категорий и логики. Глуб идея

Гегеля о движ теор мышления от абстр к конкретному, овозможности,

следовательно, конкр. мышления осталась чуждой дляФ.

18. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛ. 19 - нач. 20 в.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил.

Однако специф Р фил во многом складывалась под влиянием социально

културных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла

огромную роль в становлении рус. фил мысли.

Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 -

1765). - гениальный ученый-энциклопедист.

А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил

позиции, считая, что “бытие вещей независимо от силы познания о них и

существует по себе”. Впервые в рус. мысли сиситематически

разрабатывал пробл человека.

Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаодаев

(1794-1856). Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен

из атомов и молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все

тела. Тела сущ в простр, кот есть объективная форма вн мира, и во

времени, кот субъективно. Движ и взаимодействие рассматривалось им в

духе механисцизма, кот, однако, ограничивался миром физ явлений.

Сознание чел не подчин мех закономерностям природы, а явл. р-том бож

творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в обл естествознания

действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире, объекты

кот обладают свободой, действует откровение.

Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного,

как существо свободное, кот в своем истор бытиии подчинено диалектике

необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и

своб во многом строится и концепция фил истории Ч, связанная прежде

всего с заботой о судьбе России. Здесь его взгляды эволюционировали.

В нач период он считал необходимым тотальное единство рода

человеческого (применительно к Р - единение Р с др народами) Затем

взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм оторванность

Р от мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро

овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих ей

пороков.

Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов.

А.С.Хомякова (1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). В центре их

внимаия нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. В самобытности

истор прошлого они видели залог всечеловеческого призвания Р., тем

более, что по их мнению, зап культура уже завершила круг своего

развития и клонится к упадку, что выраж в порожденном ею чувстве

обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славяноф. развивали

основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе.

Хомяков - учение об иеархической структуре души и ее “центральных

силах”. Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достиж

целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они видели в

идее общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего -

бог. Истор прогресс связан с отысканием “дух смысла”. Сущность мира

м.б. познана лишь синтезом всех духовных функций чел, так называемой

“Разумной Зрячестью” или “живознанием”, исходное начало кот -

религия.

Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870),

Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев

(1840-1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и

идеологами р. рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас

фил и Фр просвещения. После глубокого увлечения гегельянством р фил

повернулась в стор мат-ма (не без помощи Феерб), стремясь однако

сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и

бытия, первичность матер по отнош к сознанию, идею о том , что созн

есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи - мозга.

В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь

разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те

столкновения кот и начинается жизнь природы.

Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории.

Герцен: природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они

течение, прелив, движение, причем движ происходит посредством борьбы

2 противопол тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет

через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего

нарождающимся.

Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая

критике общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный

прогресс в сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр

о назначении чел и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная

им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону,

отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление

злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие внутри нас” - он

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.