Рефераты. Изменение состояния сознания






Сознание, имеющее ясный логический «фокус», со всех сторон окутано

туманными слоями внелогического, смыслового переживания, страстями,

желаниями, которые «прожектор- разум» время от времени направляет свой

мощный пронзительный луч. От сознания нельзя также отъединить волю, которая

и совподает, и не совподает с ним. Воля- это как бы энергетическая сторона

нашего сознания, способность реализовывать наш свободный выбор и доводить

начатое дело до конца.

И, наконец, сознание постоянно соприкасается и взаимопроникает с

бессознательным. В 20 веке возникла и ныне существует мощная философская

школа психоанализа, которая специально занимается отношениями между

сознанием и сферой безсознательного. Безсознательным называют то, что

достаточно редко попадает под рационально- логический «луч», остается за

гранью осознавания. Безсознание включает в себя механизмы регуляции

организма, наших движений и действий, содержит стереотипы поведения,

которым мы привычно следуем, эмоционально- ценностные установки. Оно

выступает вместилещем того, что мы по разным причинам желаем забыть. Между

сознанием и безсознательностью, тем не менее нет непреодолимой преграды, и

вместе они составляют тот внутренний мир, которым обладает каждый из нас.

Перспективы, которые открывает для нас внутренний мир, огромный, и в

чем-то превосходят те возможности, которые дает нам внешняя

действительность со всей ее наукой и техникой.

Как мы уже отмечали, наше сознание не дублирует того, что есть во

вне, оно версия, интерпритация, и каждый внутри себя волен строить такие

«возможные миры», какие ему заблагорассудится. Разумеется, когда мы

вынириваем из области мечтаний и грез и возвращаемся к общению с другими

людьми, мы должны корректировать свое представление о реальности с

представлениями других людей, чтобы не прослыть «чудиками», летающих в

облаках, но пока мы остаемся внутри своего «я», на почве идеального, мы

можем достаточно произвольно строить «параллельну действительность».

Сознание интересно тем, что в одно мгновение мы преодалеваем

гигантские пространства и периоды времени, можем отбыть в свое младенчество

или наглядно представить собственную старость, поситить разные исторические

эпохи.

Бывают люди, которые в своей обыденной жизни по большей части живут

не настоящим, не текущим моментом, а прошлым или будущим. Прошлым чаще

живут престарелые люди, которые как бы навсегда осталисчь в своей молодости

и до сих пор продолжают печалиться и радоваться радостям давно минувших

дней. Настоящее для них всегда хуже прошлого: и солнце тогда было ярче, и

сахар слаще, и жизнь веселее. Но есть природа и мечтателей, которые,

несмотря на возраст, упорно ожидают хорошего от будущего. Настоящего они

как бы и не замечают: вот когда разбогатею, тогда и заживу… . Многие

современные психотерапевты считают, что такое увлечение лишь одним из

модусов субъективного времени очень вредно для человека. Полностью уйдя в

прошлое или будующее, он не замечает реальной жизни, теряет важные

сиюминутные переживания вместе со всеми хронящимися в них возможностями.

Человек и потому человек, что обладает памятью и проекциями на будующее, он

не может настолько погрузиться в мгновение, чтобы совсем забыть о «завтра»

и «вчера». Проблема в другом; важно так сбалансировать составные своего

внутреннего времени, чтобы они находились в гармонии.

Наше сознание позволяет нам не только вспоминать, что происходило на

самом деле, но и создавать варинты событий. Нередко это имеет негативное

явление или проявление: человек не сознательно идет на обман, а как бы

малость привирает, приукрашивая свою роль в каких-то ситуациях. Но это

вариативность воспоминаний может иметь и положительный эффект.

Психотерапевты утверждают, что если с человеком произошло несчастье,

оставившее в его памяти тяжелый след, то он может избавиться от болезненных

воспоминаний, мысленно переиграв ситуацию.

По мнению многих религиозных деятелей, философов и современных

психологов, сознание не замкнуто в себе самом, а имеет прямой выход в сферу

Мирового Разума или Космического сознания. Чтобы подключиться к

универсальному энерго- информационному полю , нужно идти не вовне, а

внутрь. Не космическая ракета, а занятия медитациями, не устная работа с

сознанием, погружение в глубинные слои внутреннего мира позволяют нам

установить контакт, если не с Богом, то по крайней мере, с «тонкими

мирами», с духовнорй иерархией бытия, которые не даны органам чувств и

житейскому разуму. Таким образом, сознание раскрывает себя как

действительно особая реальность, где отсутствуют земные барьеры и через

которую можно соединиться с духовным началом всего мироздания.

Однако, вернемся к обычной повседневности, где сознание существует не

само по себе, а со всех сторон укутано в материальные, вещественные

покровы, воплощено в таких внешних формах, которые делают его доступным для

чувственного восприятия. Одной из такой формы выступает язык, речь слова,

которыми мы пользуемся в общении. В сознание другого человека проникнуть

без языка, очевидно нельзя. Мы всегда видим Другого-извне, как видим любой

необладающий сознанием предмет, и не в состоянии заглянуть за поверхность

его лба, в его мысли. Непосредственно зная свой внутренний мир, мы можем по

внешнему поведению человека, по его мимике и жестам заключить, что его

сознание такое-же, как и наше, но мы не можем знать это с определенностью,

пока Другой не заговорит и не выразит свои мысли вовне. Язык- это

вещественный носитель сознания, способ его выражения, передачи другим. Без

языка, который твердо фиксирует в словах отдельные мысли, наше мышление

было бы аморфным, растекалось, одни идеи и образы переливались в другие, и

ясность, отчетливость стала бы невозможной.

Язык- это система знаков, которой пользуется человек для трансляции и

оформления сознания. Знак- это некоторый предмет, который указывает не на

самого себя, а на что-то другое. Обычно предмет указывает сам на себя, на

собственные функции, на предназначение.

Языковые знаки- слова- указывают не сами на себя, а на стоящий за

ними смысл. Когда говорят «красное», то мы мысленно видим цвет, который

стоит за словом. Когда говорят «идти», то мы понимаем, что нужно идти. В

естественных языках, которых на Земле великое множество, звучание слов и их

смысл склеиваются в единое целое на протяжении очень долгого времни и

постепенно. Этот процесс уходит в глубь веков, и для каждого вновь

родившегося члена сообщества язык, на котором он учится говорить, это нечто

естественное и непреложное.

Исторически человеческие языки возникли потому, что сфера общения

людей не ограничивалась только биологическими инстинктами. Животным

достаточно тех биологических сигналов, которые заложены в них матушкой –

природой. Звуками, запахами они сообщают друг другу свои зверинные новости,

которые вертятся вокруг все тех же биологических потребностей. А вот

человеку, который стал создавать мир культуры, очень нужно оказалось

средство для беседы. Тут без новой системы знаков никак не обойтись! Так в

попытках выразить внебиологическое, собственно-культурное содержание и

рождалась человеческая речь.

Впрочем, язык никогда не был только способом общения с другими,

самовыражения и хранения информации. Он с самого начала стал и средством

понимания мира. На внутреннию и внешнию действительность мы как бы

накладываем сеть из слов, фраз и предложений, и потом обращаем внимание в

первую очередь на то, что выражено в языке. Нам трудно размышлять о вещах,

для которых в нашей речи не осталось больше слов. Язык выражает

непосредственно наше ведение мира: что в нем нас притягивает, а что не

удостаивается внимания.

Крупнейший немецкий философ 20 века Мартин Хайдеггер говорил, что

язык- это дом Бытия. Человеческое бытие живет в языке и самом себе через

язык понимает. Вот почему задача точного перевода с одного языка на другой

совсем не проста, особенно там, где речь идет о сложных художественных и

философских произведениях. Другие реальности повседневной жизни и другой

набор слов делают некоторые вещи практически непереводимыми.

Формируя словестную модель мира, язык создает трудности не только для

тех, кто принадлежит к разным народам и говорит на разных наречиях. В одни

и те же слова люди вкладывают разный смысл даже тогда, когда они говорят на

одном языке и постоянно беседуют. Мы из жизни знаем много случаев, когда

нас не понимали и придавали нашим словам совершенно другое значение. Дело в

том, что слова не только открывают стоящий за ним смысл, но и скрывают его.

Чтобы понять друг друга, нужно продолжить общение и без лишних эмоций

выяснить, что же имел ввиду каждый участник беседы.

И, в заключении, мне бы хотелось сделать определенные выводы,

сказать, что сознание- это самая большая загадка на свете, над которой

бьются лучшие умы человечества. Сознание помогает нам видеть внешнюю и

внутреннюю действительность, ощущать мир. Сознание имеет такую характерную

черту, как его двойственность. Кроме образа внешнего мира, у каждого из нас

имеется еще и представление о собственной субъективности: образ «я». И

называется он самосознание. Он выделяет нас из окружающей среды, дает нам

понимание своей уникальности, индивидуальности, неповторимости. Не будет у

нас самосознания, нас можно было бы сравнить с животными, которые обладают

психикой, но не наделены самосознанием.

Сознание отражает действительность. Мы создаем и сохраняем образы

того, что для нас значимо, что имеет смысл. Смысл указывает на то, что

действительность не безразлична нам. Для меня смысл, как мне кажется- это

сама необходимость жить.

В жизни у каждого человека есть своя цель- важнейшая составная часть

человеческой деятельности. Имсенно, что мы желаем, к тому мы и стремимся.

Цель- это образ будущего. Она показывает нам то, что нет, несуществует.

Сознание нам интересно тем, что каждый внутри себя способен строить

«всевозможные миры», какие только нам не заблагорассудится. В одно

мгновение мы можем преодолеть гигантские расстояния и периоды времени,

представить свою старость, поситить разные эпохи. В обычной жизни сознание

существует не само по себе, а воплощено в таких формах, которые делают его

доступным для чувственного восприятия. Одной из такой форм является язык,

речь, слова, которые мы используем в общении. В общении, мы познаем друг

друга.

Для нас, как для юристов, тема теории сознания особенно значима. В

первую очередь, мы должны быть психологами, развивать свое сознание,

познавать всегда и повседневно внешнюю и внутреннюю действительность. Для

успешного раскрытия преступлений, нам не достаточно вдеть только внешний

образ правонарушителей, а необходимо познать их внутренний мир. Прежде

всего это, в первую очередь, достигается в общении с правонарушителями и

преступниками. Чтобы достичь желаемого результата и раскрыть преступление,

нам необходимо построить вопросы подозреваемому так, чтобы услышать правду.

При расследовании же неочевидных преступлений, мы должны логически мыслить,

строить версии кто и как мог совершить это преступление. Иногда, не

прибегая к общению, возможно раскрыть преступление, например, при

производстве обыска мимика, выражение лица, настроение подозреваемого

выдают его, что втом или ином месте находится краденное, либо средство и

орудия совершенного преступления.

Вообще же философское значение способствует формированию и развитию

собственного взгляда на мир, на общество, на человека. А для работников

правоохранительных органов сознательное отношение к этим проблемам

профессионально необходимо.

План:

1. Введение.

2. Идеальное состояние сознания.

3. Самосознание.

4. Свойства сознания- как особое неординарное явление.

5. Возможности сознания.

6. Сознание и язык.

7. Заключение.

Список литературы.

1. Е. В. Золотухина-Аболина «Страна философия», Ростов-на-Дону,

издательство «Феникс», 1995год (стр. 26-46)

«Философский энциклопедический словарь».

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.