Сознание, имеющее ясный логический «фокус», со всех сторон окутано
туманными слоями внелогического, смыслового переживания, страстями,
желаниями, которые «прожектор- разум» время от времени направляет свой
мощный пронзительный луч. От сознания нельзя также отъединить волю, которая
и совподает, и не совподает с ним. Воля- это как бы энергетическая сторона
нашего сознания, способность реализовывать наш свободный выбор и доводить
начатое дело до конца.
И, наконец, сознание постоянно соприкасается и взаимопроникает с
бессознательным. В 20 веке возникла и ныне существует мощная философская
школа психоанализа, которая специально занимается отношениями между
сознанием и сферой безсознательного. Безсознательным называют то, что
достаточно редко попадает под рационально- логический «луч», остается за
гранью осознавания. Безсознание включает в себя механизмы регуляции
организма, наших движений и действий, содержит стереотипы поведения,
которым мы привычно следуем, эмоционально- ценностные установки. Оно
выступает вместилещем того, что мы по разным причинам желаем забыть. Между
сознанием и безсознательностью, тем не менее нет непреодолимой преграды, и
вместе они составляют тот внутренний мир, которым обладает каждый из нас.
Перспективы, которые открывает для нас внутренний мир, огромный, и в
чем-то превосходят те возможности, которые дает нам внешняя
действительность со всей ее наукой и техникой.
Как мы уже отмечали, наше сознание не дублирует того, что есть во
вне, оно версия, интерпритация, и каждый внутри себя волен строить такие
«возможные миры», какие ему заблагорассудится. Разумеется, когда мы
вынириваем из области мечтаний и грез и возвращаемся к общению с другими
людьми, мы должны корректировать свое представление о реальности с
представлениями других людей, чтобы не прослыть «чудиками», летающих в
облаках, но пока мы остаемся внутри своего «я», на почве идеального, мы
можем достаточно произвольно строить «параллельну действительность».
Сознание интересно тем, что в одно мгновение мы преодалеваем
гигантские пространства и периоды времени, можем отбыть в свое младенчество
или наглядно представить собственную старость, поситить разные исторические
эпохи.
Бывают люди, которые в своей обыденной жизни по большей части живут
не настоящим, не текущим моментом, а прошлым или будущим. Прошлым чаще
живут престарелые люди, которые как бы навсегда осталисчь в своей молодости
и до сих пор продолжают печалиться и радоваться радостям давно минувших
дней. Настоящее для них всегда хуже прошлого: и солнце тогда было ярче, и
сахар слаще, и жизнь веселее. Но есть природа и мечтателей, которые,
несмотря на возраст, упорно ожидают хорошего от будущего. Настоящего они
как бы и не замечают: вот когда разбогатею, тогда и заживу… . Многие
современные психотерапевты считают, что такое увлечение лишь одним из
модусов субъективного времени очень вредно для человека. Полностью уйдя в
прошлое или будующее, он не замечает реальной жизни, теряет важные
сиюминутные переживания вместе со всеми хронящимися в них возможностями.
Человек и потому человек, что обладает памятью и проекциями на будующее, он
не может настолько погрузиться в мгновение, чтобы совсем забыть о «завтра»
и «вчера». Проблема в другом; важно так сбалансировать составные своего
внутреннего времени, чтобы они находились в гармонии.
Наше сознание позволяет нам не только вспоминать, что происходило на
самом деле, но и создавать варинты событий. Нередко это имеет негативное
явление или проявление: человек не сознательно идет на обман, а как бы
малость привирает, приукрашивая свою роль в каких-то ситуациях. Но это
вариативность воспоминаний может иметь и положительный эффект.
Психотерапевты утверждают, что если с человеком произошло несчастье,
оставившее в его памяти тяжелый след, то он может избавиться от болезненных
воспоминаний, мысленно переиграв ситуацию.
По мнению многих религиозных деятелей, философов и современных
психологов, сознание не замкнуто в себе самом, а имеет прямой выход в сферу
Мирового Разума или Космического сознания. Чтобы подключиться к
универсальному энерго- информационному полю , нужно идти не вовне, а
внутрь. Не космическая ракета, а занятия медитациями, не устная работа с
сознанием, погружение в глубинные слои внутреннего мира позволяют нам
установить контакт, если не с Богом, то по крайней мере, с «тонкими
мирами», с духовнорй иерархией бытия, которые не даны органам чувств и
житейскому разуму. Таким образом, сознание раскрывает себя как
действительно особая реальность, где отсутствуют земные барьеры и через
которую можно соединиться с духовным началом всего мироздания.
Однако, вернемся к обычной повседневности, где сознание существует не
само по себе, а со всех сторон укутано в материальные, вещественные
покровы, воплощено в таких внешних формах, которые делают его доступным для
чувственного восприятия. Одной из такой формы выступает язык, речь слова,
которыми мы пользуемся в общении. В сознание другого человека проникнуть
без языка, очевидно нельзя. Мы всегда видим Другого-извне, как видим любой
необладающий сознанием предмет, и не в состоянии заглянуть за поверхность
его лба, в его мысли. Непосредственно зная свой внутренний мир, мы можем по
внешнему поведению человека, по его мимике и жестам заключить, что его
сознание такое-же, как и наше, но мы не можем знать это с определенностью,
пока Другой не заговорит и не выразит свои мысли вовне. Язык- это
вещественный носитель сознания, способ его выражения, передачи другим. Без
языка, который твердо фиксирует в словах отдельные мысли, наше мышление
было бы аморфным, растекалось, одни идеи и образы переливались в другие, и
ясность, отчетливость стала бы невозможной.
Язык- это система знаков, которой пользуется человек для трансляции и
оформления сознания. Знак- это некоторый предмет, который указывает не на
самого себя, а на что-то другое. Обычно предмет указывает сам на себя, на
собственные функции, на предназначение.
Языковые знаки- слова- указывают не сами на себя, а на стоящий за
ними смысл. Когда говорят «красное», то мы мысленно видим цвет, который
стоит за словом. Когда говорят «идти», то мы понимаем, что нужно идти. В
естественных языках, которых на Земле великое множество, звучание слов и их
смысл склеиваются в единое целое на протяжении очень долгого времни и
постепенно. Этот процесс уходит в глубь веков, и для каждого вновь
родившегося члена сообщества язык, на котором он учится говорить, это нечто
естественное и непреложное.
Исторически человеческие языки возникли потому, что сфера общения
людей не ограничивалась только биологическими инстинктами. Животным
достаточно тех биологических сигналов, которые заложены в них матушкой –
природой. Звуками, запахами они сообщают друг другу свои зверинные новости,
которые вертятся вокруг все тех же биологических потребностей. А вот
человеку, который стал создавать мир культуры, очень нужно оказалось
средство для беседы. Тут без новой системы знаков никак не обойтись! Так в
попытках выразить внебиологическое, собственно-культурное содержание и
рождалась человеческая речь.
Впрочем, язык никогда не был только способом общения с другими,
самовыражения и хранения информации. Он с самого начала стал и средством
понимания мира. На внутреннию и внешнию действительность мы как бы
накладываем сеть из слов, фраз и предложений, и потом обращаем внимание в
первую очередь на то, что выражено в языке. Нам трудно размышлять о вещах,
для которых в нашей речи не осталось больше слов. Язык выражает
непосредственно наше ведение мира: что в нем нас притягивает, а что не
удостаивается внимания.
Крупнейший немецкий философ 20 века Мартин Хайдеггер говорил, что
язык- это дом Бытия. Человеческое бытие живет в языке и самом себе через
язык понимает. Вот почему задача точного перевода с одного языка на другой
совсем не проста, особенно там, где речь идет о сложных художественных и
философских произведениях. Другие реальности повседневной жизни и другой
набор слов делают некоторые вещи практически непереводимыми.
Формируя словестную модель мира, язык создает трудности не только для
тех, кто принадлежит к разным народам и говорит на разных наречиях. В одни
и те же слова люди вкладывают разный смысл даже тогда, когда они говорят на
одном языке и постоянно беседуют. Мы из жизни знаем много случаев, когда
нас не понимали и придавали нашим словам совершенно другое значение. Дело в
том, что слова не только открывают стоящий за ним смысл, но и скрывают его.
Чтобы понять друг друга, нужно продолжить общение и без лишних эмоций
выяснить, что же имел ввиду каждый участник беседы.
И, в заключении, мне бы хотелось сделать определенные выводы,
сказать, что сознание- это самая большая загадка на свете, над которой
бьются лучшие умы человечества. Сознание помогает нам видеть внешнюю и
внутреннюю действительность, ощущать мир. Сознание имеет такую характерную
черту, как его двойственность. Кроме образа внешнего мира, у каждого из нас
имеется еще и представление о собственной субъективности: образ «я». И
называется он самосознание. Он выделяет нас из окружающей среды, дает нам
понимание своей уникальности, индивидуальности, неповторимости. Не будет у
нас самосознания, нас можно было бы сравнить с животными, которые обладают
психикой, но не наделены самосознанием.
Сознание отражает действительность. Мы создаем и сохраняем образы
того, что для нас значимо, что имеет смысл. Смысл указывает на то, что
действительность не безразлична нам. Для меня смысл, как мне кажется- это
сама необходимость жить.
В жизни у каждого человека есть своя цель- важнейшая составная часть
человеческой деятельности. Имсенно, что мы желаем, к тому мы и стремимся.
Цель- это образ будущего. Она показывает нам то, что нет, несуществует.
Сознание нам интересно тем, что каждый внутри себя способен строить
«всевозможные миры», какие только нам не заблагорассудится. В одно
мгновение мы можем преодолеть гигантские расстояния и периоды времени,
представить свою старость, поситить разные эпохи. В обычной жизни сознание
существует не само по себе, а воплощено в таких формах, которые делают его
доступным для чувственного восприятия. Одной из такой форм является язык,
речь, слова, которые мы используем в общении. В общении, мы познаем друг
друга.
Для нас, как для юристов, тема теории сознания особенно значима. В
первую очередь, мы должны быть психологами, развивать свое сознание,
познавать всегда и повседневно внешнюю и внутреннюю действительность. Для
успешного раскрытия преступлений, нам не достаточно вдеть только внешний
образ правонарушителей, а необходимо познать их внутренний мир. Прежде
всего это, в первую очередь, достигается в общении с правонарушителями и
преступниками. Чтобы достичь желаемого результата и раскрыть преступление,
нам необходимо построить вопросы подозреваемому так, чтобы услышать правду.
При расследовании же неочевидных преступлений, мы должны логически мыслить,
строить версии кто и как мог совершить это преступление. Иногда, не
прибегая к общению, возможно раскрыть преступление, например, при
производстве обыска мимика, выражение лица, настроение подозреваемого
выдают его, что втом или ином месте находится краденное, либо средство и
орудия совершенного преступления.
Вообще же философское значение способствует формированию и развитию
собственного взгляда на мир, на общество, на человека. А для работников
правоохранительных органов сознательное отношение к этим проблемам
профессионально необходимо.
План:
1. Введение.
2. Идеальное состояние сознания.
3. Самосознание.
4. Свойства сознания- как особое неординарное явление.
5. Возможности сознания.
6. Сознание и язык.
7. Заключение.
Список литературы.
1. Е. В. Золотухина-Аболина «Страна философия», Ростов-на-Дону,
издательство «Феникс», 1995год (стр. 26-46)
«Философский энциклопедический словарь».
Страницы: 1, 2, 3