Рефераты. История идеи гуманизма






особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по

собственному желанию, согласно своей воле и своему решению».

Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по

своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого

себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико

о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать

тем, кем пожелает.

Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными

творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению

человека с Богом.

«Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени... Кроме

того, он с помощью светильника ночь превращает в день. Наконец,

божественность человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит

чудеса - как те, которые может сотворить природа, так и те, которые может

сотворить только бог».

В подобных рассуждениях Джанноццо Манетти (1396-1472), Марсилио Фичино

(1433-1499), Томмазо Кампанеллы (1568-1639), Пико (1463-1494) и др.

проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма -

тенденция к обожествлению человека.

Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в

подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское

мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем -

человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о

Боге.

Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных

мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к

церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким

образом, включает и антиклерикальные (от лат. anti - против, clericalis -

церковный) взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви

и духовенства на господство в обществе.

В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни (1374-1444), Поджо

Браччолини (1380-1459), Эразма Роттердамского (1469-1536) и др. содержатся

выступления против светской власти римских пап, разоблачения пороков

служителей церкви и нравственной развращенности монашества. Однако это не

помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них -

Томмазо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини - даже были возведены в XV

в. на папский престол.

Надо сказать, что до середины XVI в. преследования гуманистов со

стороны католической церкви - явление крайне редкое. Поборники новой

светской культуры не боялись костров инквизиции и слыли добрыми

христианами. И только Реформация - (от лат.reformatio - преобразование)

движение за обновление веры, обратившееся против папства - заставила

церковь перейти в наступление.

Отношения Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны,

гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая

неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к

истокам (в одном случае - к античным, в другом - к евангельским). С другой

стороны, Реформация - это протест против ренессансного возвеличивания

человека.

В полной мере эта противоречивость проявляется при сопоставлении

взглядов родоначальника Реформации Мартина Лютера и голландского гуманиста

Эразма Роттердамского. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями

Лютера: это и саркастический взгляд на привилегии католических иерархов, и

язвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов. Но они

разошлись в отношении к свободе воли. Лютер отстаивал мысль о том, что

перед лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если

человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может

спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. Для

Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное

Писание для него - это призыв, обращенный Богом к человеку, и последний

волен откликнуться на него или нет.

Так или иначе, эпоха Возрождения, сменившая средневековье, «надстроила»

христианскую этику и способствовала дальнейшему развитию гуманизма.

Развитие идей гуманизма в России.

Уже у первых значительных русских поэтов XVIII века - Ломоносова и

Державина - мы находим секуляризованный национализм, соединенный с

гуманизмом. Уже не святая Русь, а Великая Русь вдохновляет их; национальный

эрос, упоение величием России относятся всецело к эмпирическому бытию

России вне всякого историософского обоснования. В этом обращении к России

есть, конечно, реакция против слепого поклонения Западу и

пренебрежительного отношения ко всему русскому, что так ярко проявлялось в

русском вольтерианстве. Ломоносов был горячим патриотом и верил, что:

Может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Державин, истинный "певец русской славы", защищает свободу и

достоинство человека; в стихах, написанных на рождение внука Екатерины II

(будущего императора Александра I), он восклицает:

Будь страстей твоих владыка,

Будь на троне человек.

Этот мотив чистого гуманизма все больше становится кристаллизационным

ядром новой идеологии. Чтобы не потонуть в безмерном материале, сюда

относящемся, остановимся только на двух ярких представителях русского

гуманизма XVIII века - Новикове и Радищеве.

Новиков (1744-1818) родился в семье небогатого помещика, получил

довольно слабое образование дома, но много потрудился над своим

самообразованием. В 25 лет он предпринял издание журнала ("Трутень"), в

котором проявил себя человеком большого общественного чутья, страстным

обличителем разных неправд русской жизни, горячим идеалистом. Борясь со

слепым поклонением Западу, высмеивая жестокие нравы русской жизни того

времени, Новиков с глубокой скорбью пишет о тяжком положении русских

крестьян. Работа мысли шла под знаком реакции тогдашним "западникам" и

выработки нового национального самосознания. Но в гуманизме XVIII века у

русских все чаще начинает выдвигаться основное значение морали и даже

проповедуется первенство нравственности над разумом. В педагогических

мечтах, столь близких в России XVIII века к утопическому плану "создания

новой породы людей", на первое место выдвигали "развитие изящнейшего

сердца", а не разума, развитие "умонаклонения к добру". Фонвизин в

"Недоросле" высказывает даже такой афоризм: "Ум, коль скоро он только ум,-

самая безделица; прямую цену уму дает благонравие". В этих словах очень

типично выражен морализм, как некая новая черта русского сознания.

Обратимся к другому яркому выразителю русского гуманизма XVIII века -

А. Н. Радищеву, у которого мы найдем еще больше философского содержания.

Имя Радищева окружено ореолом мученичества (как и Новикова тоже), но,

кроме этого, для последующих поколений русской интеллигенции Радищев стал

неким знаменем, как яркий и радикальный гуманист, как горячий сторонник

примата социальной проблемы.

В лице Радищева мы имеем дело с серьезным мыслителем, который при

других условиях мог бы дать немало ценного в философской области, но судьба

его сложилась неблагоприятно. Творчество Радищева получило при этом

одностороннее освещение в последующих поколениях - он превратился в "героя"

русского радикального движения, в яркого борца за освобождение крестьян,

представителя русского революционного национализма. Все это, конечно, было

в нем; русский национализм, и до него секуляризованный, у Радищева вбирает

в себя радикальные выводы "естественного права", становится рассадником

того революционного фермента, который впервые ярко проявился у Руссо.

Тяжелая судьба Радищева дает ему право на исключительное внимание

историков русского национального движения в XVIII веке - он, бесспорно,

является вершиной этого движения, как яркий и горячий представитель

радикализма. Секуляризация мысли шла в России XVIII века очень быстро и

вела к светскому радикализму потомков тех, кто раньше стоял за церковный

радикализм. Радищев ярче других, как-то целостнее других опирался на идеи

естественного права, которые в XVIII веке срастались с руссоизмом, с

критикой современной неправды. Но, конечно, Радищев в этом не одинок - он

лишь ярче других выражал новую идеологию, полнее других утверждал примат

социальной и моральной темы в построении новой идеологии. Но Радищева надо

ставить прежде всего в связь именно с последней задачей - с выработкой

свободной, внецерковной, секуляризованной идеологии. Философское

обоснование этой идеологии было на очереди - и Радищев первый пробует дать

самостоятельное ее обоснование (конечно, опираясь на мыслителей Запада, но

по-своему их синтезируя). Развиваясь в границах национализма и гуманизма,

Радищев проникнут горячим пафосом свободы и восстановления "естественного"

порядка вещей.

В духовной мобилизации творческих сил России сыграло громадную роль

русское масонство XVIII и начала XIX веков. С одной стороны, оно привлекало

к себе людей, искавших противовеса атеистическим течениям XVIII века, и

было в этом смысле выражением религиозных запросов русских людей этого

времени. С другой стороны, масонство, увлекая своим идеализмом и

благородными гуманистическими мечтами о служении человечеству, само было

явлением внецерковной религиозности, свободной от всякого церковного

авторитета. Захватывая значительные слои русского общества, масонство,

несомненно, подымало творческие движения в душе, было школой гуманизма, и в

то же время пробуждало и умственные интересы. Давая простор вольным

исканиям духа, масонство освобождало от поверхностного и пошлого русского

вольтерианства.

Гуманизм, питавшийся от масонства, нам уже знаком по фигуре Н. И.

Новикова. В основе этого гуманизма лежала реакция против одностороннего

интеллектуализма эпохи. Любимой формулой здесь была мысль, что "просвещение

без нравственного идеала несет в себе отраву". Здесь, конечно, есть

близость к проповеди Руссо, к воспеванию чувств,- но есть отзвуки и того

течения в Западной Европе, которое было связано с английскими моралистами,

с формированием "эстетического человека" (особенно в Англии и Германии) ,

т. е. со всем, что предваряло появление романтизма в Европе. Но здесь,

конечно, влияли и различные оккультные течения, поднявшие голову как раз в

разгар европейского просвещения. В русском гуманизме, связанном с

масонством, существенную роль играли мотивы чисто моральные. В этом

отношении гуманизм XVIII века находится в теснейшей связи с моральным

патетизмом русской публицистики ХIX века.

Обращаясь к религиозно-философским течениям в масонстве, отметим, что

масонство распространяется у нас с середины XVIII века - в царствование

Елизаветы. Русское высшее общество к этому времени уже окончательно отошло

от родной старины. Кое-кто увлекался дешевым "вольтеризмом", как выражался

Болтин, кое-кто уходил в националистические интересы, в чистый гуманизм,

изредка - в научные занятия (особенно русской историей). Но были люди и

иного склада, которые имели духовные запросы и болезненно переживали

пустоту, создавшуюся с отходом от церковного сознания. Успехи масонства в

русском обществе показали, что таких людей было очень много: масонство

открывало им путь к сосредоточенной духовной жизни, к серьезному и

подлинному идеализму и даже к религиозной жизни (вне Церкви, однако). В

переводческой и оригинальной масонской литературе довольно явственно

выступает основная религиозно-философская тема: учение о сокровенной жизни

в человеке, о сокровенном смысле жизни вообще. Здесь теоретический и

практический интерес сливались воедино; особую привлекательность этой

мистической метафизике придавала ее независимость от официальной церковной

доктрины, а в то же время явное превосходство, в сравнении с ходячими

научно-философскими учениями эпохи. Для русского общества учения, которые

открывались в масонстве, представлялись проявлением именно современности -

в ее более глубоком течении. Масонство, как и вся секуляризованная

культура, верило в "золотой век впереди", в прогресс, призывало к

творчеству, к "филантропии". В русском масонстве формировались все основные

черты будущей "передовой" интеллигенции - и на первом месте здесь стоял

примат морали и сознание долга служить обществу, вообще практический

идеализм. Это был путь идейной жизни и действенного служеня идеалу.

В современной философии, при изменениях жизни и мыслей, происходивших

с конца XIX века со все большим ускорением, многие принципы, в том числе и

классического гуманизма были поставлены под сомнение.

Своеобразным гуманизмом новой волны представляется философия

экзистенциализма (от позднелатинского existentia - cуществование). Отцом

экзистенциальной мысли для современного экзистенциализма стал Мартин

Хайдеггер. Он оказал решающее влияние и на французский экзистенциализм.

Центральным тезисом экзистенциализма является утверждение, согласно

которому "сущность человеческого бытия заключается в eksistence, в

преступлении", в выходе за пределы всех других существ и самого себя..

Это означает не только то, что, как хотел показать Сартр в сочинении

"Экзистенциализм - это гуманизм", человек открыт миру, а не скован

предопределенностью... но и то, что внутри себя человек - постоянное пре-

ступление, бесконечное воспарение.

Хайдеггер противопоставляет свою концепцию традиционному гуманизму в

рациональной и оптимистической форме XVIII-XIX веков, а также

догматической форме утверждения неизменных ценностей. Однако гуманизм он

опровергает не во имя антигуманизма, а во имя eksistence человека, его

незавершенности, его созидательного познания.

Экзистенциализм - философия суровая и трезвая, в центре его

исследований стоит человек, ставший благодаря опыту двух мировых войн

враждебным идеологии, человек, сил которого хватает только на то, чтобы

существовать и преследовать единственную цель: внешне и внутренне

справиться с бременем своей судьбы.

Гуманизм принес в этическую мысль признание самоценности человеческой

личности и земной жизни. Отсюда постепенно развились идеи счастья,

справедливости и равенства людей. Вольно или невольно, но гуманистическое

течение эпохи Возрождения способствовало утверждению прав личности и, в

частности, признанию права на счастливую жизнь. Не стоит удивляться, что в

дальнейшем гуманизм органично трансформировался в человеколюбие,

пропагандирующее мягкость в отношениях, сострадание, милосердие,

дружелюбие, а со временем и терпимость к инакомыслящим. Многие философские

течения впитали в себя черты гуманизма. Гуманизм как явление оказался

исторически изменяющейся системой воззрений. Зародившись в искусстве, он

открыл дорогу науке, научно-технической революции, способствовал

экономическому буму, просвещению, социальным преобразованиям и революциям.

Список использованной литературы:

1. Л.М.Брагина "Социально - этические взгляды итальянских гума-

нистов" (II половина XV века) Издательство МГУ, 1983 г.

2. Очерки истории русской этической мысли. М., "Наука", 1976

3. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство

"Наука", М., 1976 г.

4. Эстетика. Словарь. Политиздат, М., 1989

5. Краткая философская энциклопедия. "Прогресс", 1994

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.