Рефераты. Историко-философское становление научной методологии в период Нового времени






практическую прикладную ценность в качестве инструмента для расчетов.

Открытие трех законов Кеплера является и теперь образцом истинно

научного исследования. Недюжинная сила воображения, необходимая для

выдвижения гипотез, сочетается у него с самым критическим контролем над их

корректностью. Результатом является математически стройная научная теория,

имеющая как огромное познавательное, так и практическое значение,

актуальное и до наших дней.

Галилео Галилей

Итальянский ученый–астроном Галилео Галилей (1564-1642) с точки зрения

данной работы прежде всего важен тем, что он формулирует теоретическое

различие между суждениями веры и науки. Священное Писание и вера показывают

человеку «как попасть на небо», но при этом почти ничего не говорит о том,

«как перемещается небо. На этот второй вопрос дает ответ научное знание.

При этом научное знание является нейтральным по отношению к вопросам

духовных и религиозных ценностей, а вера не должна рассматривать Библию как

источник точных фактических знаний об окружающем нас мире. Таким образом

провозглашается автономия научного знания относительно Священного Писания.

Наука и вера у Галилея несоразмерны, но вполне могут сосуществовать.

Рассмотрим образ науки у Галилея. Прежде всего, как уже было сказано,

наука более не служанка веры, она имеет самостоятельное значение. Основы и

задачи науки и веры отличаются. Более того, наука должна стать независимой

от оков догматизма, слепого преклонения перед древними авторитетами. Для

определения истинности или ложности того или иного положения следует

использовать доказательства, а не бумажные ссылки на авторитеты. При этом

такой подход не означает полного отказа от традиций и наследия того же

Аристотеля. Следует только отделить истинно научные доказательства,

опирающиеся на чувственные опыт, от оторванных от действительности

рассуждений.

Галилей воспринимает науку в стиле реализма. Рассуждая более как физик,

нежели как математик, он считает научное знание описание реальной

действительности, а не просто набором инструментов для практических

расчетов. В этом заключается основное эпистемологическое противоречие между

Галилеем и церковью, причина гонений и суда инквизиции.

Наука будет в состоянии дать достоверное описание действительности

только в том случае, когда она будет в состоянии различить субъективные и

объективные свойства тел. Объективность науки состоит в том, что она

оперирует количественными характеристиками тел, не зависимыми от

наблюдающего их субъекта, доступными исчислению и измерению. Субъективные

качества тел (к ним Галилей относил в том числе цвет, запах, вкус) не

являются предметом науки. Объективная и доступная измерениям наука о

действительности возможна, так как природа, с точки зрения Галилея,

написана на языке математики.

Галилей также формулирует научный метод, следуя которому можно получить

объективные научные знания. Суть его можно сформулировать несколькими

цитатами из его письма к Христине Лотарингской: «в диспутах о проблемах

природы не следует начинать с авторитета Священного Писания, но с

чувственного опыта и необходимых доказательств»; «природные явления,

которые открывает перед нашими глазами чувственный опыт или в которых

убеждают нас необходимые доказательства, никоим образом не должны быть

подвергнуты сомнению или осуждены отрывками из Священного Писания, где, как

представляется, говорится иначе». Сочетание чувственного опыта с

необходимыми доказательствами образует научный опыт – эксперимент. Отличие

эксперимента от простого пассивного наблюдения заключается в том, что

эксперимент проводится для подтверждения или опровержения какой-либо

гипотезы. В результате происходит формирование научной теории,

подтвержденной экспериментально. Следует отметить, что Галилей широко

использовал также мысленные эксперименты, часто невыполнимые на практике.

Такие эксперименты вполне оправданы в случае использования их с критической

или эвристической точки зрения.

Галилей использовал подзорную трубу в качестве инструмента научного

исследования. Это являлось революционным шагом, так как до того

механические приборы не признавались научной средой как средства, способные

расширить наше представление о мире. Велик вклад Галилея в преодоление

эпистемологических барьеров на пути внедрения инструмента в научное

исследование. Он превратил подзорную трубу из простого предмета в решающий

элемент научного знания. Несовершенство человеческих чувств может быть

преодолено использованием научных приборов, расширяющих возможности

познания.

Галилея можно назвать теоретиком гипотетико-дедуктивного метода в

научном познании. Он продолжил научную революцию, которая будет завершена

Ньютоном.

Рене Декарт

Отец современной философии Рене Декарт (1596-1650) сосредотачивает свое

внимание на построении фундамента нового здания философии. В качестве

основы для него должен быть разработан новый научный метод рассуждений,

который и станет началом нового знания. С точки зрения Декарта, Галилей не

предложил метода, способного проникнуть к корням философии и науки. Такую

задачу ставит перед собой Декарт. В его «Правилах для руководства ума» и

«Рассуждении о методе» содержатся «четкие и легкие правила, которые не

позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное и,

избегая бесполезных умственных усилий, постепенно увеличивая степень

знания, приведут его к истинному познанию всего того, что он в состоянии

постичь». В первой работе он перечисляет двадцать одно правила, но

впоследствии в «Рассуждениях о методе он сводит их число к четырем. Сам он

аргументирует это следующим образом: “…вместо множества законов логики мне

достаточно следующих четырех – при условии твердого и неукоснительного

соблюдения их безо всяких исключений». Ниже приводятся формулировки этих

фундаментальных правил в изложении автора:

1. «Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен;…

включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь

ясно и отчетливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению». Это

фундаментальный нормативный принцип очевидности, которая достигается

посредством интуиции. Речь идет о суждении, которое само служит себе

объяснением, так как не опирается ни на что, кроме прозрачность

интуитивного действия. Для того, чтобы достичь этой прозрачности,

вводятся три другие правила:

1. «Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей,

сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения». Это

аналитический метод, который следует применять до тех пор, пока каждая

отдельная часть проблемы не попадет под первое правило, то есть не станет

очевидной и интуитивно понятной. Но для того, чтобы решить исходную

сложную проблему, одного анализа недостаточно. Следует провести синтез,

цель которого закрепляется в третьем правиле:

2. “…Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов

простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням,

до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди

тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.»

3. «Делать всюду перечни настолько полные и обзоры настолько

всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено». Таким

образом достигается контроль за полнотой проведенного анализа и

корректность синтеза.

Данные правила достаточно просты и понятны, они разделяют любое строгое

исследование на последовательные этапы, типичные для математики и

геометрии. Следуя им, можно быть уверенным в том, что полученные с помощью

метода результаты будут истинными и объективными.

Исаак Ньютон

Исаак Ньютон (1642-1727), один из крупнейших ученых нового времени,

завершил создание классической физики. Наиболее известным его сочинением

являются «Математические начала натуральной философии» (1687). В начале

третьей книги «Начал» Ньютон формулирует четыре «правила философского

рассуждения». Это методологические правила, которым должно подчиняться

научное исследование. При этом ставится вопрос не «что искать», а «как

искать».

1. «Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения

видимых природных явлений». Это аналог бритвы Оккама в отношении научных

теорий. Согласно Ньютону, «природа проста и не роскошествует излишними

причинами вещей». Онтологический постулат простоты природы обосновывает

первое методологическое правило Ньютона.

2. «Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять теми же

причинами». Это выражение второго онтологического постулата о

единообразии природы. На нем же базируется третье правило:

3. «Свойства тел, не допускающие ни постепенного увеличения, ни

постепенного уменьшения и проявляющиеся во всех телах в пределах наших

экспериментов, должны рассматриваться как универсальные». Природа

является простой и единообразной. На основе чувственного опыта возможно

установить основные свойства тел, такие как протяженность, твердость,

непроницаемость, движение. Все эти свойства можно вывести из ощущений с

использованием индуктивного метода. Согласно Ньютону, индукция является

единственной действенной процедурой для формирования научных суждений.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.