Рефераты. И. Кант: Метафизика свободы






очевидностью выявляется в кантовском понимании разума. Кант , как

известно, различает эмпирический и чистый разум. Свою вторую “ Критику...”

Кант, в отличие от “Критики чистого разума”, назвал “Критикой практического

разума”, поскольку одной из ее главных задач было иссследование возможности

и действительности наряду с эмпирическим практическимразумом, существование

которого не подлежит сомнению, чистого практического разума, который

способен самоопределятся безотносительно к чуственным обстоятельствам.

Не следует думать, что согласно Канту, человек обладает двумя разумами

, эмпирическим и чистым. Один и тот же человеческий разум выступает в двух

ипостасях: имперической и умопостигаемой. И в этой последней форме, т. е.

как чистый разум,. он есть “вещь в себе”, которая существует и в

повседневной жизни человека, поскольку он поступает разумно . Понятно

поэтому следующее замечание Канта:” в концеконцов мы имеем дело с одним и

тем же разумом, который должен иметь различие лишь в применении”7.

Чистый разум , утверждает Кант , “ присутствуе и остается одинаковым

во всех поступках человека при всех обстоятельствах времени, но сам он не

находится во времени и не приобретает , например нового состояния, в

котором он не находилсяраньше, он определяет состояние, но не определяется

им”8. Следовательно чистый разум не есть явление, он не подчинен каким

-либо условиям чувственности. Свобода есть порождение чистого разума,

следствие присущей ему способности “самопроизвольно начинать ряд

событий”9.Речь идет об эмпирических событиях, которые вызваны априорным

полаганием чистого разума т.е. безотносительно к

эмпирическимобстоятельствам.

Как же конкретно совершается свободное действие, инициируемое чистым

разумом, который хотя и присущь живому, смертному индивиду, существует вне

времени и пространства, из чего следует , что здесь нет места причинно-

следственному отношению, предполагающему отношение во времени между

“прежде” и “после”.Чистый разум инициирует свободные действияне как

непосредственная, ближайшая причина( такое имеет место лишь в империческом

казуальном ряду), а как определенный “образ мыслей”, духовный склад

личности, ее нравственная ориентация. При такой постановке проблемы понятие

трансцендентальногосубъекта свободной воли в значительной мере утрачивает

мистический привкус. Чистый разум , т.е. разум , свободный от чувственных

побуждений, эгоистических пристрастий, предубеждений, оказывается

общественным сознанием , общественным разумом. В понятии чистого разума

преодолевается противопоставление личного общественному, т. е. личное ,

природа которого социальна, возвыщается до уровня, определяемого

собственной природой. Такое возвышение не есть конечно , устранение

личного в частности стремления к счастью, Речь идет лишь о подчинении

личных стремлений нравственному закону. Нельзя поэтому согласиться с

другими исследователями философии Канта, которые отказываются видеть в

кантовском понятии свободы его социальные, т.е. по существу имперические

интенции. заблуждается например, Г. Шульете, утверждающий в противовес

Канту:”Я знаю лишь свободу тела. Я воспринимаю ее, ощущая свое тело,

передвигаясь , заботясь о своей жизни, продолжая ее. Я постигаю свободу

вследствие страха ее потерять . Эту свободу Кант не может мыслить”10. Между

тем Кант вовсе не исключает из сферы свободы телесные действия, если они

инициированы разумом. Он не отрицает и свободы как источника поступков ,

противных нравственности.

Еще более конкретное представление о трансцендентально-идиалистическом

понимании свободы воли, проявляющейся в поступках эмпирического, т.е.

подчиненного законам природы человеческого существа, дают положения Канта о

фундаментальном значении идеи свободы. Напомню, что тремя основными ,

неискоренимыми идеями чистого разума являются идея бессмертия человеческой

души, идея свободы и идея Бога. Кант называет эти идеи регулятивными

принципами, указывая тем самым на их роль в поведении людей, в формировании

их менталитета. В этой троице основных идей чистоо разума идее свободы

принадлежит , по существу, определяющая , ведущая роль, ибо познание бытия

Бога и личного бессмертия предлагает выбор между противоположными

убеждениями, что немыслимо без свободы воли. Понятно поэтому категорическое

утверждение Канта: “ Каждое существо, которое не может поступать иначе,

как руководствуясь идеей свободы, имеено поэтому в практическом отношении

действительно свободно...”11.

Таким образом идея свободы как сущностное содержание чистого разума,

ане просто как убеждение, мнение отдельных индивидов , это идея,

осознаваемая человеком во всем ее значении, нравственно освобождает,

нарвственно преображаетэмпирическое человеческое существование. Не может

быть более высокой оценки свободы , чем та, которая дана Кантом:” идея

свободы делае меня членом постигаемого мира”12. Это значит , что по-меньшей

мере в сфере нравственности существует переход из мира явлений в мир “вещей

в себе”. Это возвышение эмпирического индивида до общечеловоческого

трасцендентального субъекта, который Фихте, продолжая учение Канта назвал

абсолютным субъектом.

А. Фулье , французский филосов позитивистского склада, пытавшийся с

“реалистических” позиций интерпритировать учение Канта о свободе писал, что

человекувнутренне свойственны идеи, которым присуща “аристотелевская

способность или сила”. И, поскольку”идеи суть силы”, они определяют наши

поступки. Среди многочисленных идей Фулье выделяет идею свободы ,

подчеркивая ее укорененностьв сознании каждого человека:”Мы являемся на

свет с инсктинтом свободы”13. Однако несмотря на попытку глубинного

постиженияи , так сказать , субстанциальногообоснования кантовского учения

об идеях, Фулье практически объединяет это учение, так ка он игнорирует

основную характеристику чистого разума как общественного, общечеловеческого

сознания: только в этом качестве разум может быть действительно высшей

инстанцией.

Воля , учит Кант, есть практический разум, свободная или чистая воля

есть чистый практический разум. Все учения Канта о чистом практическом

разуме с необходимостью приводить к заключению , что “воля есть способность

выбирать только то, что разум независимо от склонностей признаетпрактически

необходимым, т.е. добрым”14. Иными словами, “свободная воля и воля

подчиненная законам, - это одно и то же”15. Разумеется, здесь имееются в

виду законы нравственности: лишь подчиненные подчинение этим законам

совместимо с действительной свободой воли.

Докантовские мыслители, начиная с первых христьянских теологов и

философов, обосновывали тезис о свободе воли, имея ввиду источник

первородного греха, морального падения человека ообще.Такое по существу

негативистское понимание свободы воли превращало ее в нечто аналогичное тем

порокам , которые считались вытекающими из нее. Кант, как мы видим,

принципиально по новому оценивает свободу воли, видя в ней прежде всего

глубинный, трансцендентальный источник нравственности. Животные не обладают

волей, утверждает Кант. Человек же отличается от животного не только

наличием воли , но и наличием свободной воли. Последняя также отличае

человеческого индивида как личность от других человеческих индивидов. В

своих посмертно опубликованных заметках Кант подытоживает этотход мысли:”

Вопрос, возможна ли свобода, по-видимому, совпадает с вопросом, является ли

человек подлинной личностью”16.

Тождество свободной воли с нравственным деянием - одно из важнейших

положений трансцендентального идеализма Канта. Понятие чистого разума-

основное в этой системе- имманентно содержит в себе идею свободной воли как

доброй воли. Однако такая постановка проблемы совбодно пораждает немалые

трудности, с которыми постоянно сталкивается Кант.

Существует не только добрая но и недобрая воля , действия которой не

являются следствием внешних, независимых от нее обстоятельств. Поскольку

злая воля ответственна за свои акты, она свободна.И Кант настаивая на том

что свободная воля - добрая воля не может избежать противоречия, которое он

осознает и в определнной мере преодолевает в метафизике нравов. Я

подчеркиваю- в определенной мере, так каккантовское решение этой проблемыне

преодолеавет всех трудностей и постоянно вызываетвсе новые и новые вопросы

возражения.

Еще в 1888 г. в английском журнале “Mind” Г. Сиджвик опубликовал

статью “Кантовская концепция свободной воли “, которая затембыла включена

им в книгу “Методы этики”, неоднократно переиздававшуюся. Кант, указывает

Сиджвик, обосновывает принцип:свободная воля есть воля, сообразующаяся с

нравственным законом. Однако объясняя причины зла , Кант

вынужденпризнавать наличие свободной воли, которая делает выбор вопреки

категорическому императиву.

Н. Поттер, современный американский философ,анализируя статью

Сиджвикаи полемизируя с ним, тем не менее, признает, что у Канта

действительно имеется двойственность в его понимании свободы, Но дает ли

это основания для утверждения о наличии у Канта двух, по существу ,

несовместимых понятий свободы ? Отвечая на этот вопрос, Поттер заявляет:

“ В действительности Сиджвик заблуждается, у Кантанет двух различных

концепций свободы. У него одна, единственная концепция свободы, по меньшей

мере в его поздних трудах...”17.

Ссылаясь на исследования американских кантоведов Л. Бека и Дж.

Сильбера, Поттер приходит к выводу что Кант разрешил указанное противоречие

в “Метафизике нравов“ путем разграничения свободы и произвола. Это

заключение требует существенного уточнения, Прежде всего следует учесть ,

то что у Канта отсутствует характерное, например для Гегеля,

противопоставление свободы и произвола. Произвол трактуется Кантом в

основном положительно как произвольное действие. С этой точки зрения

свобода воли предполагает произвол, включает его в себя, поскольку она

невозможна без свободы выбора.Воля , рассматриваемая безотносительно к

произволу вообще, лишена своих специфических характеристик. Такую волю,

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.