Рефераты. Глобальные прблемы человечества






Глобальные прблемы человечества

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

| |Кафедра философии |

Глобальные проблемы человечества и перспективы их решения с точки зрения

современной науки

| |Реферат: |

| | |

Стерлитамак 1997

Содержание

Введение 2

Глава 1. Наука, определение, цель, критерии и функции. 6

Глава 2. Возникновение и сущность глобальных проблем. 8

Глава 3. Современные глобальные проблемы . 10

3.1 Проблемы предотвращения термоядерной войны. 10

3.2 Экологическая проблема. 12

3.3 Демографическая и продовольственная проблемы. 15

3.4 Энергетическая проблема. 17

Глава 4. Перспективы развития человечества. 20

4.1 Низкая энергетика и высокая устойчивость цивилизации. 20

4.2 Подлинная человечность. 22

Заключение. 25

Список использованной литературы. 27

Введение

Бурное развитие классической науки началось в 17—18 веках, когда ее

основоположники научились переводить эмпирическое знание на язык

математики. В наш век, в век научно-технического прогресса и мастерства,

невозможно представить себе отсутствие науки и научных познаний. Без

достижений науки мы вряд ли могли бы существовать. Наука — основная форма

человеческого познания, становится все более значимой и существенной

составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой мы живем

и действуем.

Платон признавал разделение науки на три рода: действенные,

производительные и умозрительные. Но ему, однако, был неведом тот реальный,

практический опыт массированного, подчас неожиданного и даже драматического

воздействия научно-технических достижений на повседневное существование

человека, который приходится осмысливать сегодня.

Бесконтрольное развитие цивилизации, варварское отношение человека к

природе привели к тому, что на Земле не осталось ни одного укромного

уголка, не затронутого цивилизацией, ни одного растения, животного, ни

капли воды, ни пищи, оставшихся в естественной первозданной чистоте. На

пороге 21 века человечество столкнулось с необходимостью решения важных

проблем, которые с легкой руки Римского клуба, получили название

глобальных.

Глобальные проблемы оказывают существенное влияние на многие стороны

современного мира — социально-экономическую, политическую, этнокультурную и

географическую. Они особенно остро ставят вопрос о будущем всего

человечества.

В погоне за властью и богатством человек не заботится о последствиях своей

деятельности, об ущербе, который он наносит окружающей среде.

Нерешенность одних проблем, влечет за собой появление других, еще более

опасных. Именно в руках нашего поколения будущее всего человечества.

Надо безоговорочно признать невозможность избавиться от надвигающейся

катастрофы какими бы то ни было средствами, не меняя кардинального образа

жизни людей. Можно признать необходимость перехода к “альтернативной

цивилизации”.

Перед человечеством на сегодняшний момент стоят множества проблем, в данной

работе выделены наиболее важные и первоочередные. В работе проанализирована

роль науки и ее перспективы, рассмотрены проблемы предотвращения войны,

экологические проблемы, демографическая проблема и перспективы развития

человечества.

В ходе написания реферата использованы материалы периодической печати,

учебные пособия, научно-популярная литература отечественных и зарубежных

авторов.

Из учебных пособий для вузов можно выделить: “Введение в философию” под

авторством И. Т. Фролова, Э. А. Ораб-Оглы, Г. С. Арефьева и др. В данном

учебном пособии науке, глобальным проблемам и перспективам развития

человечества посвящены отдельные главы. Материал, изложенный по этим

проблемам, ценен наличием фактов, но требует критического подхода к

некоторым теоретическим выводам.

Среди научно-популярной литературы особый интерес представляет книга под

общей редакцией доктора философских наук А. И. Ракитова “Философия.

Основные идеи и принципы”. Автор по новому подходит к рассмотрению причин и

сущности глобальных проблем. Книга написана живым языком и содержит богатую

информацию о развитии общества.

Демографической проблеме посвящены книги П. П. Звилриньш, М. А. Звидриня

“Население и экономика” и сборник статей “Проблемы народонаселения” под

редакцией Д. И. Валенти и А. П. Судопластова.

Данные книги ценны наличием фактического материала и раскрывают суть

демографической проблемы, рассматривая ее на примерах отдельных регионов.

Бестужев-Лада И. В. “Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути

реализации целей будущего. Опыт систематизации”. Монография написана с

принудительных позиций “научного коммунизма”, но в ней рассматриваются

конкретные проблемы социальных прогнозов, нормотивистика в сферах труда,

семьи и быта, здравоохранения, народного образования, культуры, жизненной

среды общества, социальной организации и управления.

Из переводных работ наиболее интересны: К. Х. Пройс “Пути к умеренности.

Стратегия на будущее”.

Тейяр де Шарден П. “Феномен человека”. В книге четыре части: “Преджизнь” —

условия возникновения жизни на Земле, “Жизнь” — происхождение и экспансия,

“Мысль” — развитие идеи ноосферы В. И. Вернадского, “Сверхжизнь” —

преобразование разумной сферы времени-пространства общества.

Из материалов периодической печати в работе использованы статьи,

опубликованные в журналах: “Международная жизнь”, “Международная

экономика”, “ЭКО”, “Вестник Московского университета”, “Вопросы философии”

и другие, а также фактологический материал из газетных публикаций.

В реферате не было поставлена цель анализа всех глобальных проблем и

перспектив развития человечества, мы акцентировали внимание лишь на

наиболее важных.

Для достижения поставленной цели в реферате решались решить следующие

задачи:

Выяснить происхождение, характер и особенности каждой проблемы в

отдельности.

Рассмотреть возможные варианты научно-обоснованных и реалистических в

практическом отношении способов их решения.

Работа состоит из введения, четырех глав и заключения. В конце приводится

список использованной литературы.

Глава 1. Наука, определение, цель, критерии и функции.

“Наука — форма общественного сознания, представляющая исторически

сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и

постоянно уточняется в ходе общественной практики”.[1] Не помню кому из

великих принадлежит шутка: “наука всего лишь средство, с помощью которого

отдельные люди удовлетворяют свое любопытство за счет государства”.

Могущество научного знания в его обобщенности, всеобщности, необходимости и

объективной истинности.

Исследователи материального мира переводят эмпирические знания на язык

математики, что привело ко многим блестящим победам. В области проблем

духа, сознания, мышления этот метод принес значительно меньше результатов.

“Как зрение впитывает свет из окружающей Среды, так и душа — из науки”

Аристотель.

Непосредственная цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов

и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе его

законов, то есть в широком смысле — теоретическое отражение

действительности.

Истинность в научном знании связана с принципом достаточного основания.

Интерсубъективность — свойство общезначимости, общеобязательности,

всеобщности сферы знания и выражается в особом системном строе этого

знания. Таким образом три минимальных признака: истинность,

интерсубъективность и системность, с необходимостью и достаточностью —

определяет научность теоретического знания.

В структуру науки входят: научные проблемы, эмпирические исследования и

анализ фактов: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение и идеализация.

Образ мира построенный классическим естествознанием, оказался по существу

совершенно бездуховным.

Последовавший затем неоклассический и постклассический этапы развития науки

не изменили пока существенно этого положения. Противоречие между крохотным

мирком человека и почти безграничным космосом, не содержащим, похоже,

ничего, кроме костного вещества, стало разительным.

Однако многие объективно установленные за последние годы факты заставляют

пересмотреть сложившиеся представления об устройстве мира. В. И. Вернадский

— наш великий соотечественник, высказывался о том, что в истории

естествознания наибольшее значение имеют не теоретические модели, а

крупномасштабные обобщения научных наблюдений и экспериментов.

Глава 2. Возникновение и сущность глобальных проблем.

Ныне, на рубеже двух столетий, человечество вплотную столкнулось с

острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому

существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

“Сам термин “глобальный” ведет свое название от латинского “глобус”, то

есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия получил широкое

распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных

общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в

целом”.[2]

К глобальным проблемам в первую очередь относятся экологическая,

энергетическая, продовольственная, демографическая и другие проблемы.

Ключевой среди них выступает проблема войны и мира. Эти проблемы стали на

деле глобальными и приобрели вместе с тем опасный характер для будущего

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.