Рефераты. Герберт Маркузе Одномерный человек






буржуазии и пролетариата. Но, хотя в капиталистическом мире они по-прежнему

остаются основными классами, структура и функции обоих настолько изменились

в ходе капиталистического развития, что они перестали быть агентами

исторических преобразований. Всепобеждающий интерес в сохранении и

улучшении институционального status quo объединяет прежних антагонистов в

наиболее развитых странах современного общества. Что касается

коммунистического общества, то и там технический прогресс обеспечивает рост

и сплоченность в такой степени, что реалистичность понятия лишенной скачков

эволюции подавляет саму идею качественных перемен. В отсутствие явных

агентов и сил социальных перемен критика не находит почвы для соединения

теории и практики, мысли и действия и, таким образом, вынуждена восходить

на более высокий уровень абстракции. Даже самый эмпирический анализ

исторических альтернатив начинает казаться нереалистичной спекуляцией, а

подобные убеждения - делом личного (или группового) предпочтения.

И однако: опровергается ли этим теория? Перед лицом явно

противоречивых фактов критический анализ продолжает утверждать, что

необходимость социальных перемен не менее настоятельна, чем когда-либо

прежде. Для кого? Ответ неизменен: для общества в целом и для каждого из

его членов в отдельности. Союз растущей производительности и усиливающейся

разрушительности, балансирование на грани уничтожения, отказ от личной

ответственности за мысль, надежду и страх в пользу власть предержащих,

сохраняющаяся нищета перед лицом беспрецедентного богатства являют собой

наиболее бесстрастный обвинительный приговор - даже в том случае, если они

составляют лишь побочный продукт этого общества, а не его raison d'etre

(рациональное основание (фр.)): сама его всеохватная рациональность,

которая обусловливает его эффективность и разрастание, иррациональна.

Тот факт, что подавляющее большинство населения принимает и вместе с

тем принуждается к приятию этого общества, не делает последнее менее

иррациональными и менее достойным порицания. Различие между истинным и

ложным сознанием, подлинными и ближайшими интересами еще не утеряло своего

значения, но оно нуждается в подтверждении своей значимости. Люди должны

осознать его и найти собственный путь от ложного сознания к истинному, от

их ближайших к их подлинным интересам. Это возможно, только если ими

овладеет потребность в изменении своего образа жизни, отрицании

позитивного, отказе - потребность, которую существующее общество сумело

подавить постольку, поскольку оно способно "предоставлять блага" во всем

большем масштабе и использовать научное покорение природы для научного

порабощения человека.

«Умиротворение существования»

Развитое индустриальное общество приближается к такой стадии, когда

продвижение вперед может потребовать радикального изменения современного

направления и организации прогресса. Эта стадия будет достигнута, когда

автоматизация материального производства (включая необходимые услуги)

сделает возможным Удовлетворение первостепенных потребностей и

одновременное превращение времени, затрачиваемого на работу, в маргинальное

время жизни. Переход через эту точку означал бы трансцендирование

техническим прогрессом царства необходимости, внутри которого он служил

инструментом господства и эксплуатации, ограничивая этим свою

рациональность; за счет этого технология стала бы субъектом свободной игры

способностей, направленной на примирение природы и общества.

Такое состояние предвосхищено понятием Маркса "упразднение труда".

Однако термин "умиротворение существования" кажется более подходящим для

обозначения исторической альтернативы миру, который посредством

международного конфликта, трансформирующего и консервирующего противоречия

существующих обществ, подталкивает к глобальной войне. "Умиротворение

существования" означает развитие борьбы человека с человеком и с природой в

таких условиях, когда соперничающие потребности, желания и побуждения уже

не преобразовываются в господство и нужду посредством имущественных прав,

т.е. означает конец организации, увековечивающей деструктивные формы

борьбы.

В современном обществе борьба против этой исторической альтернативы

находит устойчивую массовую поддержку в основных слоях населения, а свою

идеологию - в строгой ориентации мышления и поведения на данный универсум

фактов. Усиленный достижениями науки и технологии и оправданный

возрастающей производительностью, status quo создает препоны для всякого

трансцендирования. Зрелое индустриальное общество, сталкиваясь с

возможностью умиротворения на основе технических и интеллектуальных

достижений, закрывает себя, стремясь избежать этой альтернативы, в

результате чего операционализм в теории и практике становится теорией и

практикой сдерживания. Нетрудно видеть, что под покровом поверхностной

динамики этого общества скрывается всецело статическая система жизни -

система, приводящая себя в движение с помощью угнетающей производительности

и нацеленного на выгоду координирования. Сдерживание технического прогресса

идет рука об руку с развитием в утвердившемся направлении и вопреки тем

политическим оковам, которые налагает status quo; чем более технология

становится способной создать условия для умиротворения, тем с большей

жесткостью умы и тела людей настраиваются против этой альтернативы.

Необходимость революции

Развиваемый советским марксизмом тезис о том, что преобладающие

противоречия между "отстающими производственными отношениями и характером

производительных сил" могут быть разрешены без взрыва и что "согласие"

между этими двумя факторами может быть достигнуто путем "постепенных

изменений", соответствует действительности лишь наполовину. Вторая половина

истины заключается в том, что количественной перемене все еще предстоит

перейти в качественную, в исчезновение Государства, Партии, Плана и прочих

независимых форм власти, налагаемых на индивидов. Поскольку такая перемена

должна оставить нетронутым материальный базис общества (национализированный

производственный процесс), это означает "политическую" революцию. И если бы

она повела к самоопределению в самом фундаменте человеческого

существования, а именно в измерении (dimension) необходимого труда, это

была бы самая радикальная и самая полная революция в истории. Распределение

предметов необходимости независимо от выполняемого труда, сокращение до

минимума рабочего времени, универсальное всестороннее образование,

стремящееся к взаимозаменимости функций - таковы предпосылки, но еще не

содержание самоопределения. И если создание этих предпосылок может быть

результатом принуждающего управления, то их становление означало бы его

конец. Разумеется, это не уничтожило бы зависимости зрелого индустриального

общества от разделения труда, несущего с собой неравенство функций, которое

вынуждается действительными социальными потребностями, техническими

требованиями и физическими и умственными различиями между индивидами.

Однако организаторская и надзирающая функции лишились бы привилегии

управления жизнью других в каких-то особых интересах. Такого рода переход

имел бы скорее революционный, чем эволюционный характер, даже если бы он

произошел на основе полностью национализированной и плановой экономики.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что критика развитого

индустриального общества, осуществленная в период противостояния советского

и капиталистического общества остается такой же актуальной и в наше время.

По-прежнему подавление индивидуальных свобод и огромные расходы на средства

обороны объясняются очевидной угрозой извне, с той лишь разницей, что

теперь в качестве этой угрозы выступает международный терроризм. «Мы молча

принимаем необходимость мирного производства средств разрушения,

доведенного до совершенства расточительного потребления, воспитания и

образования, готовящего к защите того, что деформирует как самих

защитников, так и то, что они защищают»[1].

И хотя критикуемые тенденции получают все большее развитие, методы их

преодоления продолжают вызывать сомнения. Во-первых, это сама возможность

«политической» революции, оставляющей нетронутым материальный базис.

Подобное преобразование, даже если оно совершится практически без потерь,

наверняка вызовет значительное социальное напряжение, которое несомненно

повлияет на метериальный базис. Во-вторых, возможность существования такого

общества, где «распределение предметов необходимости независимо от

выполняемого труда, сокращение до минимума рабочего времени, универсальное

всестороннее образование, стремящееся к взаимозаменимости функций» требует

практически полной автоматизации средств производства, что несмотря на

современный уровень развития технологий вряд ли представляется реальным в

ближайшее будущее.

Единственно возможным в данной ситуации остается эволюционный путь

развития, подразумевающий, что все большая автоматизация производства сама

по себе будет неизбежно приводить к постепенным социальным пребразованиям.

Литература

1. Одномерный человек/ Г.Маркузе; пер. с англ. А.А.Юдина. – М.: ООО

«Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. – 331 с, [5] – (Фиолофия.

Психология).

2. Открытая научная библиотека (http:// proxy.math.rsu.ru/ cgi-bin/

library/ folders.ru?bbk=01-p09&action=4)

3. Герберт Маркузе (http://www.prazdniki.ru)

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.