Рефераты. Гегель - наука логика






Гегель - наука логика

«Чем хуже ваша логика,

тем интереснее следствия,

к которым она может привести»

Рассел Б.

Оглавление

Введение ________________________________3

Троичная структура логики _______________5

Бинарная структура логики _______________12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ______________________________19

Список использованной литературы ________22

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь Гегеля (1770-1831) бедна событиями. В молодости он сильно

тяготел к мистицизму, и в некотором отношении его поздние взгляды можно

рассматривать как интеллектуализацию того, что вначале появилось перед ним

в мистической форме, как прозрение. Он преподавал философию сначала как

приват-доцент в Иене, затем в Нюрнберге, затем в качестве профессора

Гейдельбергского университета (1816-1818) и, наконец, в качестве профессора

Берлинского университета с 1818 года и до своей смерти (1831). В последние

годы своей жизни он был прусским патриотом, лояльным чиновником

государства, который спокойно наслаждался своим признанным философским

превосходством. Но в юности он презирал Пруссию и восхищался Наполеоном до

такой степени, что радовался французской победе при Иене.

Сама философия Гегеля очень трудна в понимании, что признают и видные

специалисты [2].

Наиболее важной трудом Гегеля являются его «Наука логики». Логикой

для Гегеля является совершенно отличное от того, что мы обычно называем

логикой. Его взгляд состоит в том, что любой обыкновенный предикат, если он

берется как характеристика реального целого, обнаруживает

самопротеречивость.

В данном реферате не предоставляется возможности рассмотреть не только

теории Гегеля, но хотя бы саму логику в его понятии. Поэтому в данном

реферате я затрону только вершину айсберга, а именно общее деление логики в

представлении Гегеля.

Как уже было сказано, Гегель под логикой понимал не то, что все

обычные люди. Гегель говорил «Система логики — это царство теней, мир

простых сущностей, освобожденных от всякой чувственной конкретности.

Изучение этой науки, длительное пребывание и работа в этом царстве теней

есть абсолютная культура и дисциплина сознания».[1]

О делении этого «царства теней» и пойдет речь в данном реферате.

Троичная структура логики

Сам Гегель говорит о делении логики следующее: «…общее деление может

быть здесь лишь предварительным, может быть указано как будто лишь

постольку, поскольку автор уже знаком с этой наукой и потому в состоянии

здесь заранее указать исторически, к каким основным различиям определит

себя понятие в своем развитии.»[1]

Внутренняя организация «Науки логики» выражается в следующем положении

: « Логика… хотя и распадается вообще на объективную и субъективную логику,

все же имеет, точнее, следующие три части:

I Логику бытия,

II Логику сущности и

III. Логику понятия » [1]

Тут дано членение логики на три части – учении о бытии, сущности и

понятии, которые появились в 1812, 1813 и 1816 годах.

Эта троичная структура обнаруживается в линейности всего

произведения.[3]

«Сущность, - пишет Гегель, - находится между бытием и понятием и

составляет их середину, а ее движение – переход из бытия в понятие» [1] С

такой точки зрения закон увязывания частей воедино – это закон перехода от

одной части к другой. Но это такой переход, который грозит оставит каждую

из частей в ее относительной внешней самостоятельности: в качестве «первого

отрицания бытия» сущность стоит сначала рядом с бытием; сущность должна

положить самое себя в-себе и для-себя[3] : «Так она сообщает себе свое

наличное бытие, равное ее в-себе-бытию, и становится понятием»[1]

Из этого П.-Ж. Лабарьер[1] (Франция) [3] делает два вывода. Первый:

три этапа «Науки логики» – иллюстрация трех моментов, которые относятся к

схеме рефлексии (от лат. Reflexio – обращение назад, процесс осмысления

чего-либо при помощи изучения и сравнения). Сфере бытия соответствует

полагающая рефлексия, сущности – внешняя, а понятию – определяющая

рефлексия. Существенно принять во внимание, что это указывает на

основополагающий характер данной схемы по отношению ко всей «науке логики».

Второй вывод: подобно тому как определяющая рефлексия образует единство

рефлексии полагающей и внешней, так и понятие есть единство бытия и

сущности. Вот тут-то и совершается первое нарушение линейной связи.

Становится ясным, что на протяжении всего сочинения и во всех его частях

речь идет о понятии: в первой – о понятии в-себе, в разделе, посвященному

сущности, - о понятии для-себя, а в разделе «Понятие» – о понятии,

полностью опосредовавшем самого себя, ставшего непосредственным. В

оригинале это звучит так: «…все понятие в целом должно рассматриваться, во-

первых, как сущее понятие и, во-вторых, как понятие; в первом случае оно

есть только понятие в себе, понятие реальности или бытия; во втором случае

оно есть понятие как таковое, для себя сущее понятие (каково оно — назовем

конкретные формы — в мыслящем человеке, но также, хотя и не как

сознаваемое, а тем более не как понятие, которое знают, в ощущающем

животном и в органической индивидуальности вообще; понятием же в себе оно

бывает лишь в неорганической природе). — Согласно этому, логику следовало

бы, прежде всего, делить на логику понятия как бытия и понятия как понятия,

или, пользуясь обычными, хотя и самыми неопределенными, а потому и самыми

многозначными выражениями, на объективную и субъективную логику. Сообразно

же с лежащей в основе стихией единства понятия в самом себе и,

следовательно, нераздельности его определений, последние, поскольку они

различны, поскольку понятие полагается в их различии, должны также

находиться, по крайней мере, в соотношении друг с другом. Отсюда получается

некая сфера опосредствования, понятие как система рефлективных определений,

т. е. как система бытия, переходящего во внутри-себя-бытие понятия,

понятие, которое, таким образом, еще не положено, как таковое, для себя, а

обременено в то же время непосредственным бытием как чем-то также внешним

ему». [1]

Следующая проблема, которую я хотел бы рассмотреть может быть

определена следующим образом: поскольку понятие в его различных формах

является единственным субъектом совокупного логического процесса, то оно

может и должно положить самого себя как «основание», в котором первые две

части находят разрешение своих исходных противоположностей и одновременно

обретают конкретную возможность нового структурного развития – последнее

образует дополнение к ним. Схема, которая артикулирует все три момента, в

конце концов, преодолевает линейность (Бытие – Сущность - Понятие), чтобы

принять форму объединения двух первых моментов в третьем

Бытие

Понятие[pic] ,

Сущность

Что и заставляет нас отказаться от линейной структуры при анализе

«Науки логики» и рассматривать первую книгу (учение о бытии и сущности в ее

противоположении третьей книге (учении о понятии).[3]

Хотя сам Гегель говорил так об учении о сущности: «… находящееся

посредине между учением о бытии и учением о понятии. — В общем делении

нашего логического произведения оно помещено еще в объективной логике,

поскольку, хотя сущность и есть уже внутреннее, но характер субъекта

следует непременно сохранить за понятием».[1]

П.-Ж. Лабарьер делает следующие выводы:

1. Различные части «Науки логики» соотносятся друг с другом отнюдь не в

качестве чего-то противоположного и гомогенного: напротив, каждая из них,

как всегда бывает в диалектической сфере, находится в состоянии

существенного для нее движения от самой себя к другой части, которую она

с самого начала уже заключает в себе. Поэтому бытие и сущность суть

моменты становления понятия, и субстанции, появляющаяся в конце

«Объективной логики». И наоборот, понятие определяется благодаря своему

объективному становлению как абсолютная идея, которая в-себе и вне-себя-

самой полагает инобытие, придающее абсолютной идее природное и духовное

существование.

2. Это предполагает, - говорит П.-Ж. Лабарьер, -что каждая из частей в ее

внутренней организации может и должна быть поставлена в структурное

отношение с логическим моментами, которые составляют другую часть.

Например, он в начале раздела о сущности формально противопоставляет

функции количества внутри сферы бытия и внутри сферы сущности, в

умозаключении целого.

3. Эта комплексная организация целиком подчинена закону движения рефлексии,

а именно трех ее моментов – полагающей, внешней и определяющей рефлексии.

Бинарная структура логики

Когда размышляют над структурой «Науки логики», то обычно в первую

очередь упоминают о тройственном делении – на бытие, сущность, понятие. Но

ведь деление на два тома – первичное и основополагающее: именно оно дано в

начале произведения, в разделе «Общее деление логики», и объяснено там с

большой подробностью.

Хотя сам Гегель, говоря о делении логики «вообще на объективную и

субъективную», уточнил, что она имеет все же три части (см. стр.4 данного

реферата).

Деление логики на две части вытекает из того, что внутреннее движение

содержания есть именно движение понятия и что как раз понятие изначально

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.