искусстве вплоть до версальских садов, основано на известном образе
мышления, принципы которого нигде не были выражены более ясно и
сознательно, чем в учении Декарта. Поэтому легко понять, что последнее
стало в Париже и во Франции силой, гораздо более могущественной, чем
декреты короля, которого она также как бы incognito подчинила своей власти:
этот образ мышления стал модой эпохи, которой непроизвольно подчинялось
все. Мысль облеклась в картезианскую форму.
3. Модная философия и сатира.
«Неудивительно поэтому, что и светское общество и женщины того времени
воспринимали картезианские идеи или рисовались ими. Герцогиня дю-Мэн, в
качестве почитательницы Декарта, сравнивалась с королевой Христиной, ученая
Дюпрэ называлась «la Cartesienne». Из любви к своей дочери, мадам де-
Гриньян, которая совершенно ушла в изучение творений философа, даже мадам
де-Севинье чувствовала себя принужденной разделять эти интересы. Шутя
называет ее Декарт в письмах к ее дочери «votre pere», а саму последнюю «ma
chere petite cartesienne»; она посещает в Бретани родственницу философа,
носящую его имя, и пишет дочери: «я нашла частицу моей дочери», - она
пользуется терминами картезианства, чтобы с неподражаемой прелестью
выразить в них свою материнскую нежность: «я мыслю, следовательно я
существую; я мыслю о вас с нежностью, следовательно я вас люблю»; она
рассказывает дочери о философском диспуте после обеда, о том, как один из
гостей утверждал зависимость мышления от чувств, и как ее сын в духе
Декарта доказывал обратное. Одно из ее сообщений метко и остро освещает то
значение, которое приобрела новая философия в тогдашнем обществе, и ту
форму, в которой мадам де-Севинье само отдалась этому движению, имевшему за
себя всеобщий интерес и против себя - неодобрение двора; она смотрит на
него, как на модный и благородный спор, с которым нельзя остаться
незнакомым. Она пишет: «Корбинелли и Ламусс решили ввести меня в учение
Декарта. Я хочу изучить эту науку не для того, чтобы играть в нее самой, а
для того, чтобы смотреть на игру.» [2, с. 15]
Когда философское учение становится модой, ее особенности легко
принимают смешной характер, тем более если оно, благодаря кажущимся
парадоксам, ставит вверх ногами мнение всего мира и несмотря на эти
контрасты многими ещё преувеличенно подчеркивается. Поэтому в остроумном
Париже и в эпоху Мольера картезианство, в качестве модной философии,
непременно должно было стать предметом сатиры. Между Декартом и трагиками
имело место непроизвольное согласие во взглядах на человеческую природу и
ее страсти; столь же непроизвольно обнаружилось разногласие между Декартом
и Мольером.
В трагической и комической поэзии тогдашней Франции, в Корнеле и
Мольере, можно подметить отражение двух течений французской философии того
времени, картезианского и гассендистского. «Нельзя только относиться к делу
педантично и думать о число школьной зависимости. Даже не учась у Гассенди,
как это действительно было, и не зная Лукреция, философское стихотворение
которого они перевели, Мольер симпатизировал сенсуализму здравого смысла, в
противоположность дуалистическому и спиритуалистическому учению Декарта. Не
нужно было также личной злобы и даже партийного озлобления, чтобы выставить
в смешном виде аффектированных и эксцентричных картезианок. Эти фигуры сами
просились в комедию. Я оставляю нерешенным, взял ли он мишенью своих
непадок в лице Марфуриуса в «Mariage force» картезианское сомнение или,
наоборот, общие, издавна известные фразы скептицизма. Но в «Femmes
savantes» он затронул если не исключительно, то в некоторых наиболее
сильных местах, те нелепости, к которым привела картезианская мода у
женщин. Его фигуры не типичные картезианки, а просто сумбурные женщины,
которые восхищаются всем, что пахнет ученостью: одна хвалит Платона, другая
- Эпикура, третья находит «частицы» прелестными, «пустоту» отвратительной и
себя самою - очень тонкой в своей любви к «тонкой материи». Все это
картезианские понятия, которые для женщины являются делом вкуса и объектом
склонности, подобно другим предметам моды. «Я люблю его вихри,» - говорит
Арманд, а мать его продолжает: «А я - его падающие миры». В наиболее
смешном виде Мольер выставляет спиритуалистическую манию, которая считает
тело с его потребностями и влечениями, чувственную человеческую природу, за
презренную мишуру, иметь сношения с которой дух должен считать ниже своего
достоинства. Глава семьи Хризаль иного мнения и отвечает своей супруге,
совсем в стиле Гассенди: «Мое тело - это я сам, и я хочу заботиться о нем,
хотя бы оно было мишурой; это я сам, и я хочу заботиться о нем, хотя бы оно
было мишурой; эта моя мишура мне дорога». [2, с. 16]
Еще в 1690 году появились сатирические произведения, направленные
против картезианской моды - сочинения иезуита Даниэля «Voyage du monde de
Descartes». Автор утешает себя изменчивостью моды. Вся сатира исходит из
того сенсуалистического образа мыслей, в котором иезуиты сходились с
Гассенди, в особенности в оппозиции к учению Декарта. Своими возражениями,
обвинениями, шутками они преследуют в последнем на свой лад его
спиритуалистический характер. «Чтобы сделать его смешным, Даниэль
заставляет философа быть как бы магом своего учения, который обладает
способностью действительно отделять свою душу от тела, откладывать в
сторону последнее, как платье, и в форме чистого духа пускаться в
странствия; во время такого духовного отсутствия в Стокгольме похоронили
философа, а теперь он пребывает на третьем небе, занятый построением мира
из тонкой материи, запасы которой он там нашел. Кто хочет легко разгадать
все загадки мира, должен посетить этого миростроителя наверху, в его
мастерской; нужно только снять с себя тело и пуститься в странствование
души, что легко можно сделать при содействии картезианца, ибо учитель
снабдил своих учеников чудесным даром, которым он обладал.» [2, с. 17]
Спиритуализм картезианского учения - вывод из дуалистического его
воззрения на отношение между душой и телом, и в этом воззрении содержатся
вопросы, вызвавшие первые попытки дальнейшего развития системы.
В заключении, я бы хотела сказать, что мне очень понравилась мысль
Куно Фишера (хотя вполне возможно, что не он первый ее изложил) о том, что,
несмотря ни на какие, даже самые строжайшие, запреты, новая философия,
если она прогрессивна, ясно, точно и красиво изложена, начитает овладевать
умами передовых людей эпохи как бы подпольно или, как выразился Фишер,
«подсознательно». Новую систему познания природы, новое миросозерцание,
если они уже были сформулированы и изложены и с ними ознакомилось какое-то
количество людей, невозможно скрыть от пытливых и жаждущих знаний умов.
Если «новое знание» удобно и понятно, оно начинает охватывать все большие и
большие пространства применения, уже выходящие за рамки просто науки.
Именно таким образом «новое мышление» может стать модой, проникнуть в сферу
обихода и превратиться в «модный беспредметный спор», практически теряя
свою суть. И такое происходило и происходит не только с Декартом. Любое
учение может быть взято и адаптировано, приспособлено для определенных
нужд. Оставляется канва - слова, фразы, выражения, отдельные аксиомы, и ими
объясняется все, что угодно. Не думаю, что Марксу понравилось бы то, как
его учение было «развито» до Марксизма-Ленинизма, а затем превратилось в
«Учение Маркса-Ленина-Сталина». Любая, даже самая прогрессивная идея,
насколько я понимаю, может быть низведена до полнейшего абсурда. Вот здесь
мы и наталкиваемся на проблему существования философии и ее практического
применения. Именно на уровне практики и происходит исторический отбор
любого научного учения и знания. История выбирает лучшее, дающее
результаты, прогрессивное, и отсеивает все утопичное и не прошедшее
проверку.
Библиография
1. Философский словарь под ред.Фролова, Издательство политической
литературы, М, 1987.
2. Фишер, Спиноза, (данные издания утеряны)
3. Шкуратов В.А., Историческая психология, Издательство АОЗТ «Город N»,
Ростов-на-Дону, 1994.
-----------------------
[1] КОСМОГОНИЯ (греч. kosmos - вселенная и goneia - рождение) - область
науки, в которой изучается происхождение и развитие небесных тел и их
систем. Условно может быть разделена на планетную К. и звездную К., хотя
проблемы решения их взаимосвязаны. Выводы К. основываются на данных других
разделов астрономии, физики, а также геологии и др. наук о Земле. К., как и
космология, тесно связана с философией, она являлась и является ареной
острой борьбы материализма и идеализма. Научная космогония зародилась около
200 лет назад, когда Кант выдвинул гипотезу об образовании планет из
пылевой туманности, окружавшей некогда Солнце. Гипотеза Канта (1755) и
Лапласа (1796) (Небулярная гипотеза) не смогли объяснить некоторые
существенные особенности строения Солнечной системы и были оставлены. В
настоящее время продолжается накопление фактического материала и его
обобщение, но проблема еще не решена. Характер эволюции звезд к настоящему
времени в общих чертах ясен, однако все гипотезы об из происхождении
остаются спорными. [1, с. 219]
[2]ГАССЕНДИ Пьер (1592-1655) - фр.философ-материалист. Физик и астроном,
священник, профессор ряда университетов. Гассенди выступил с резкой
критикой схоластики, искаженного ею учению Аристотеля и учения Декарта о
врожденных идеях; возродил материализм Эпикура, основывая на нем свое
учение. В основном труде «Свод философии» (1658) разделил философию на три
части: 1) логику, в которой дается анализ проблемы достоверности познания и
критикуется скептицизм и догматизм; 2) физику, в которой, обосновывая
атомистическую теорию, Гассенди доказывал объективность, несотворимость и
неуничтожимость пространства и времени; 3) этику, где он выступал против
аскетической церковной морали и , вслед за Эпикуром, утверждал, что всякое
удовольствие есть благо само по себе, а всякая добродетель есть благо
постольку, поскольку она доставляет «безмятежность».
[3] ЯНСЕНИЗМ - религиозно-политическое течение, распространенное в
Нидерландах и Франции в 17-18 вв. Основные идейные положения Я. Были
сформулированы богословом К.Янсением (1585-1638), развивавшим учение
Августина. Я. - разновидность католицизма - во многих своих положениях
тяготел к протестантизму. По своей социальной сути он являлся идеологией
тех слоев, которые были недовольны засильем католической церкви. Освящавшей
феодально-абсолютистские порядки. [1, с. 578]
Страницы: 1, 2, 3