Рефераты. Фома Аквинский (древний философ) ([Курсовая])






Воспринимая познавательные формы объектов, возможностный интеллект как бы

отождествляется с вещами. Однако в возможностном интеллекте

интеллектуальные познавательные формы могут находится в различных

состояниях: иногда интеллект остается по отношению к ним лишь в

возможности; иногда же они полностью актуализируются; и, наконец,

познавательные формы находятся в промежуточном состоянии между возможностью

и актом, и тогда, как утверждает Фома, интеллект "подготовлен к познанию".

Интеллект выполняет в процессе интеллектуального познания три

основные операции: 1) создание понятий; 2) соединение и разъединение;

3) рассуждение. Разум выполняет именно третью функцию, то есть связывает

суждения в определенный ход рассуждений.

В противоположность усложненному человеческому познанию ангельское и

божественное познание, согласно Фоме, является простым, и, следовательно,

более высоким и совершенным. Среди существ, состоящих из материи и форм,

человеческое познание - самое совершенное, однако по сравнению с познанием

чистых духов оно несовершенно. Человек ничего не познает посредством своей

сущности, он познает все лишь при помощи чувственных и интеллектуальных

познавательных форм. Ангел же, который самого себя познает посредством

своей сущности, а все остальное - при помощи интеллектуальных

познавательных форм, заложенных в него богом. Согласно Фоме, лишь первая

функция интеллекта в зачаточной ступени уподобляет наше познание познанию

чистых духов. Если же речь идет о боге, то его познание выше не только

человеческого, но и ангельского познания. Он видит все в себе посредством

своей сущности.

3. Теория истины

Теория истины Фомы тесно связана с его метафизикой, так и с теорией

познания в целом. "Каждая вещь, - утверждает Фома, - постольку называется

истинной, поскольку приближается к сходству с богом... Подобно тому как

души и другие вещи называются истинными по своей природе, поскольку им

присуще сходство с этой высшей природой, которая, являясь своим понятым

бытием, есть сама истина, так и то, что познается душой, есть истина,

поскольку в ней существует сходство с той божественной истиной, которую

познает бог."

Томисткая истина - это соответствие разума действительности, но не

той, которая естественно существует, а действительности, созданной богом.

Таким образом, мы имеем здесь дело с истиной в онтологическом и логическом

смысле. Логическая истинность присуща нашим суждениям, онтологическая же -

вещам. Познающий субъект не может быть мерой вещей, а должен

приспосабливаться к ним, в противном случае он был бы их создателем. Таким

образом, логическая истина является низшим видом истины, подчиненным истине

онтологической, божественной.

4. Критерий истины

В тесной связи с томистской концепцией истины находится критерий

истинности "естественного" знания. Это критерий, по мнению Фомы, содержится

в первых принципах, которые потенциально существуют в любом познающем

субъекте. Аквинат понимает под ними так называемые высшие законы мышления,

а именно принцип тождества, противоречия, исключенного третьего и

достаточного основания. Эти принципы существуют в разуме как врожденные

знания, но мы их сознаем под влиянием опыта. По мнению Аквинского, высшие

принципы мышления, которые выступают в качестве критерия знания, не

являющегося откровением, также врожденны, с той только разницей, что

человек осознает их благодаря опыту.

Таким образом, томистский критерий истины также подчинен

теологическим целям и служит доказательству зависимости человека, его

несовершенства по сравнению с творцом. "Божественная истина, - пишет Фома,

- есть мера всякой истины. Поскольку бог - это первый ум и первый объект

понимания, всякая разумная истина должна измеряться его истиной".

Фома считает, что человек является единством тела и души. Тело

выполняет функцию возможности, душа же есть его форма, акт. Однако, защищая

самостоятельность и бессмертие души, Аквинат вводит понятие полных и

неполных субстанций. Полной субстанцией является человек как единство тела

и души, душа же, взятая отдельно, представляет собой неполную субстанцию.

Тело не является оковами души, напротив, их соединение - благо для души.

Бог, создав душу и вдохнув ее в человеческий эмбрион, как бы

приспосабливает ее к тому телу, которое должно составлять основу ее

индивидуальности и бессмертия. В иерархии видов земного бытия она является

самой совершенной формой, самостоятельной, способной существовать без

материи, но она ниже чистых духов. Таким образом, человек оказался

помещенным посредине - между животным миром и ангелами.

(((. Э Т И К А

1. Проблема зла. Теодицея.

Традиционная тема христианской философии - защита совершенства бога

и того, что им сотворено, перед лицом существующего в мире зла - занимает

много места в работах Аквинского. Обращение его к этой проблеме и широкое

ее рассмотрение диктовались историческими и доктринальными потребностями

церкви.

В средневековье действовали различные еретические секты, учения

которых имели ярко выраженный антифеодальный и, следовательно,

антицерковный характер. Томистская теодицея была прежде всего направлена

против идеологии катаров и других еретических сект. Катары провозглашали,

что материальный мир по своей природе есть зло, продукт злого духа, а

поскольку человеческое тело является его составной частью, следовательно,

оно по своему происхождению есть зло и достойно презрения. Соединение тела

и души для последней не благодеяние, а, напротив, наказание, оковы. А если

так, то Христос не мог воплотиться в человека. Из этих принципов следовало

отрицание необходимости церкви, осуждение ее как собственника материальных

богатств.

Перед христианской философией была поставлена важная дилема: если

бог - творец всего и он добр, то откуда же берет начало зло? Из

необходимости ответить на этот вопрос, возникла особая область христианской

философии, называемая теодицеей и занимающаяся защитой совершенства бога и

того, что сотворено им, перед лицом существующего в мире зла.

Исходным пунктом теодицеи Фомы была предпосылка, что зло не является

позитивным явлением и не существует само по себе, как добро, а представляет

собой просто обычное небытие, ущербность добра. Понятие зла Фома выводит из

понятия добра, исходя из теоретико-познавательной предпосылки о том, что

одна противоположность познается через другую, как например, темнота через

свет. Это относится также к добру и злу.

Второй тезис томистской теодицеи выражается в утверждении, что "добро

является субъектом зла". Фома утверждает, что все, а следовательно, и зло,

имеет свою причину. Причиной же может быть лишь то, чему присуще понятие

бытия, а следовательно, и добра. Зло же, будучи полным небытием, не может

выступать в роли какой бы то ни было причины. В таком случае остается

принять, что субъектом или источником зла является добро. Исходной точкой

для Аквинского являются слова Августина: "Бог не является создателем зла,

ибо не он причина стремления к небытию". Развивая эту мысль, Фома

напоминает, что в области морали зло основано на несовершенстве поведения,

которое в свою очередь следует из несовершенства морального субъекта. А

если бог - это абсолютное совершенство, то он не может быть причиной

морального зла.

Несколько иначе обстоит дело с естественными вещами. Здесь зло

основано просто на их порче и распаде. В замыслах же творца каждая форма

была задумана как благо мироздания, как его совершенство, которое требует,

чтобы "в вещах существовало определенное неравенство, чтобы осуществлялись

все степени добра" . Чтобы в мире была гармония, необходимы различные

степени добра, вещи различного совершенства. Как красота делается более

очевидной на фоне уродства, так и добро более заметно при сравнении со

злом, и наоборот. Таким образом вырисовывается третий тезис томистской

теодицеи: некоторое зло не портит гармонии вселенной, напротив, оно

необходимо для этой гармонии. Бог создает зло в вещах не намеренно, а лишь

случайно.

Для обеспечения порядка вселенной необходим также порядок

справедливости, который требует существования как грешников, так и хороших

людей. Здесь "бог является творцом зла как наказание, а не как вины". Это

четвертый тезис теодицеи Фомы.

2. Свободная воля человека и милость Божья.

Фома помещает человека на границе между миром животных и миром

чистых духов, между животными, с одной стороны, и ангелом - с другой. В

сравнении с последним человеческая личность является чем-то несравненно

более низким и несовершенным. В свою очередь в иерархии телесных созданий

человек находится на самом высоком месте как совершенное животное.

Отличается же человек от животных этого мира, по мнению Фомы,

нематериальной разумной душой и свободной волей. Благодаря последней

человек ответственен за свои поступки, ибо, обладая свободной волей, он в

состоянии выбирать между добром и злом. Чтобы могли существовать грех и

добродетель, наказание или награда, им должно предшествовать наличие

свободной воли.

По мнению Аквинского, свободная воля человека и связанные с нею

произвольные решения выбора имеют свой источник в интеллектуально-

познавательных органах, точнее, корнем всякой свободы является разум.

Поскольку Фома провозглашает примат интеллекта над волей, его позиция в

вопросе о свободе человека получила название этического интеллектуализма.

Она основана на том, что достаточно иметь подлинное знание о добре и зле,

чтобы поступать морально. Фома признает, что воля иногда может выполнять по

отношению к интеллекту функцию производящей причины, как бы побуждая его к

познанию, и в этом смысле она более совершенна, чем интеллект.

Свобода воли, коренящаяся в интеллекте, позволяет человеку поступать

в соответствии с моральными добродетелями. Свобода воли существует лишь

тогда, когда ее поддерживает бог, ибо он является первым источником как

естественных причин, так и свободных человеческих решений. Фома говорит,

что человеку присуща воля, ибо в противном случае напрасны были бы советы и

напоминания, повеления и запреты, наказания и поощрения.

Согласно Аквинату и всей католической этике, человек заслуживает

осуждения за неморальный поступок. Но плохой поступок также основывается на

свободном решении и не может быть совершен без поддержки бога. Поэтому бог

в первую очередь и заслуживает адских мук.

((((. Правовая и политическая доктрина

1. Происхождение и функции государства

Фома, а за ним и все католические философы переняли от Стагирита

прежде всего концепцию человека - политического животного, и учение о

государстве как бытии, логически более раннем, чем его граждане. Фома

утверждает, что государство, как бытие логически более раннее, берет свое

начало от бога, о чем у Стагирита речи не было. Всякое сообщество выполняет

определенные функции, ставит перед собой определенные цели, при реализации

которых не может обойтись без гегемона. Поэтому возникает необходимость в

том, чтобы кто-нибудь руководил этим обществом и вел его к цели, таким

именно руководителем и является государство.

Аквинат утверждает, что существуют различные формы власти, однако не

все они в одинаковой степени реализую счастье и благо общества. Он

различает олигархию, монархию, тиранию и ее разновидность - демократию.

Наилучшую форму власти представляет государство, в котором сочетаются

элементы монархические, аристократические и демократические.

Фома вводит различие сущности власти от ее формы. Первая происходит

от бога, то есть должна существовать организация, обеспечивающая порядок и

ведущая людей к определенной цели. Под формой же подразумевается способ

правления, структура власти. Правда Фома приводит очень туманную форму, что

"всякая власть также происходит от бога, хотя в действительности не

происходит от бога".

Следовательно, хотя всякая власть происходит от бога, она может также

не происходить от него. Последний случай имеет место тогда, когда: а)

правитель пришел к власти при помощи несправедливых средств; б) когда он

правит несправедливо, то есть вопреки интересам церкви. Это случается,

когда бог устанавливает в соответствии со своими планами плохую власть в

целях наказания подданных.

Аквинский говорит также о праве восстать против государственной

власти, когда: а) власть выступает против законов бога и элементарных

моральных принципов, в этом случае подданные должны отказаться повиноваться

ей; б) в случае превышения властью ее компетенции; в) случай, когда

правитель, избранный легально, начинает поступать несправедливо.

Так выглядит учение Фомы о государстве, оно содержит лишь видимость

демократических элементов, а в сущности выражает интересы церкви.

2. Право и его виды

А) Вечное право. Право как совокупность правил и норм составляет

разумное распоряжение правящего подданными. Его задача - вести людей ко

всеобщему благу. Вечное право - высшее право, под которым понимается

совокупность общих божественных принципов правления миром.

Б) Естественное право. Вечное право является источником

естественного права, существующего благодаря сопричастности богу. Оно

вневременное, вечное, неизменное и имеет разумный характер, то есть

доступно лишь разумным созданиям, которые познают его при помощи

собственного интеллекта.

В) Человеческое, или позитивное право. Применение принципов

естественного права к общественной жизни. Оно выводится из вечного права не

непосредственно, а опосредованно и является изменяемым, хотя и имеет

некоторые постоянные элементы.

Заключение

Из различия форм, являющихся подобием бога в вещах, Фома выводит

систему порядка материального мира. Формы вещей независимо от степени их

совершенства сопричастны творцу, благодаря чему занимают определенное место

в универсальной иерархии бытия. Это касается всех областей материального

мира и общества. По мнению Фомы, необходимо, чтобы одни занимались сельским

хозяйством, другие были пастухами, а третьи - строителями. Для божественной

гармонии социального мира необходимо также, чтобы существовали люди,

занимающиеся духовным трудом и работающие физически. Каждый человек

выполняет определенную функцию в жизни общества, и все творят определенное

благо.

Таким образом, согласно учению Фомы, различия в функциях,

выполняемых людьми, являются результатом не общественного разделения труда,

а целевой деятельности бога. Социальное и классовое неравенство - это не

следствие антагонистических производственных отношений, а отражение

иерархии форм в вещах. Все это по существу служило Аквинату для оправдания

феодальной социальной лестницы.

Философия Фомы Аквинского не сразу получила всеобщее признание среди

схоластических течений средневековья. Фома Аквинский имел противников в

ордене доминиканцев, среди некоторых представителей духовенства, латинскими

аверроистами. Однако, несмотря на первоначальные нападки, с XIV в. Фома

становится высшим авторитетом церкви, признавшей его доктрину в качестве

своей официальной философии. С этого времени церковь использует его учение

в борьбе со всякими движениями, направленными против ее интересов.

С этого времени на протяжении нескольких столетий философия Фомы

Аквинского культивировалась.

Использованная литература:

1. "Антология мировой философии" т. 1

2. Боргош Ю. " Фома Аквинский"

3. Соколов В.В. "История древней и средневековой

зарубежной философии"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.