и не впалые, но самое лучшее - среднее состояние. У кого глаза слегка
впалые, те великодушны; это соотносится со львами; если сильно впалые -
смирны; это соотносится с волами. У кого потупленные глаза - печальны; это
восходит к соответствующему состоянию, так как печальные потупляют глаза.
(о лбе)
У кого лоб маленький - глупые; это соотносится со свиньями. У кого лоб
слишком большой - вялые; это соотносится с волами. Круглолобые тупы; это
соотносится с ослами. Имеющие большую поверхность лба - чуткие,
проницательные, понятливые; это соотносится с собаками. Имеющие соразмерный
квадрат во лбу - велики душой; это соотносится со львами. Имеющие
нахмуренный лоб - гордые; это соотносится с быком и львом. Имеющие
разглаженный лоб - льстецы; это восходит к соответствующему состоянию. И у
собак можно видеть когда собаки ластятся, у них гладкий лоб. Поскольку
нахмуренное состояние лба обозначает высокомерие, а разглаженное - лесть,
то подходящим будет среднее состояние.
(о голове)
Имеющие большую голову - чувствительны; это соотносится с собаками. У
кого маленькая голова - те бесчувственны; это соотносится со свиньями. У
кого голова сужается кверху - бестыжие; это соотносится с птицами, имеющими
кривые когти. Имеющие маленькие уши подобны обезьянам, большие - ослам;
можно видеть, что у собак наиболее соразмерные уши.
(о цвете кожи)
Слишком смуглые робки; это соотносится с египтянами, эфиопами. Слишком
белолицые (буквально “белые”) тоже робки; это соотносится с женщинами.
Следовательно, цвет, который свидетельствует о мужестве, должен быть
средним.
(о цвете волос)
Желтоволосые (буквально “желтые”) смелы; это соотносится со львами.
Слишком рыжие хитры; это соотносится с лисами. Бледные и имеющие
неравномерную окраску - робкие; это восходит к состоянию, вызываемому
страхом. Те, у кого медово-желтый цвет, - холодны, а холодное замедлено в
движениях; те же, у кого телесные движения замедлены, - вялые. Красные
быстры, потому что тело, разогретое движением, краснеет. Пламенно-рыжие
склонны бешенству, так как элементы тела, слишком разогретые, приобретают
пламенный цвет, а крайне разгоряченные склонны к сумасшествию. У кого на
груди проступает цвет, те очень гневливы; это восходит к соответствующему
состоянию, так как у гневливых воспламеняется область груди.
(о цвете глаз)
У кого краснеют глаза - вспыльчивы; это восходит к соответствующему
состоянию, так как у вышедших из себя в гневе краснеют глаза. У кого глаза
черные - робки; известно, что черный цвет обозначает робость. У кого глаза
не совсем черные, но ближе к карему цвету, те имеют ровный характер. У кого
глаза светло-голубые или белесые - робки; известно, что белесый цвет
обозначает робость. У кого глаза не голубые, но карие - смелы; это
соотносится со львом или орлом. У кого глаза темно-карие, те страстные;
сравнивать с козами. У кого огненные -бестыжи; сравнивать с собаками. У
кого глаза светлые, нечистого цвета - робкие; это восходит к
соответствующему состоянию, так как у испуганных глаза делаются светлыми,
неравномерной окраски. У кого глаза блестящие - похотливы; сравнивать с
петухами и воронами.
(о волосяном покрове)
У кого волосатая голень - похотлив; это соотносится с козами. У кого
на груди и животе слишком большая волосатость, те никогда не доводят дело
до конца; это соотносится с птицами, так как у них волосатые грудь и живот.
У кого совершенно безволосая грудь - бестыжи; это соотносится с женщинами.
Поэтому она должна быть и не слишком волосата и не слишком безволоса:
среднее состояние самое лучшее. У кого волосатые плечи, те (тоже) не
доводят дело до конца; это соотносится с птицами. У кого сзади волосатая
шея - благородны; это соотносится со львами. У кого редкая борода - имеют
ровный характер; это соотносится с собаками. У кого сросшиеся брови -
угрюмы; это восходит к подобию соответствующего состояния. У кого брови
опущены книзу у носа и приподняты кверху и висков - простоваты; это
соотносится со свиньями.
(о волосах на голове)
У кого волосы на голове торчат - робкие; это восходит к
соответствующему состоянию, так как у испуганных волосы топорщатся. У кого
волосы слишком кудрявые - робки; это соотносится с эфиопами. Поскольку же и
стоящие торчком и слишком кудрявые волосы восходят к робости, то о
превосходных душевных качествах свидетельствуют слегка вьющиеся волосы; это
можно соотносить и со львом. Имеющие надо лбом волосы, обращенные вверх и
назад, благородны; это соотносится со львами. У кого против носа волосы
головы выходят на лоб - неблагородны; это восходит к соответствующему
состоянию, так как это явление свойственно рабам.
(о голосе)
Кто говорит низким голосом - нахальны; это соотносится с ослами. Те,
кто говорит, начиная с низких тонов, а заканчивает высокими, - недовольные
и жалобщики; это соотносится с быками и восходит к тому, что соответствует
такому голосу. Те, кто говорит высоким, слабым, прерывающимся голосом, -
извращенные; это соотносится с женщинами и это восходит к соответствующей
черте. Кто говорит громким, не надтреснутым голосом, сравнивается с
сильными собаками; это восходит к соответствующей черте. Кто говорит
слабым, не напряженным голосом - смирны; сравниваются с овцами. Кто говорит
высоким голосом и выкрикивает - страстен; сравнивать с козами.
(о ходьбе)
Кто ходит медленными большими шагами, тот медлителен в начале дела, но
исполнителен, так как широкий шаг обозначает деловитость, а медленный -
нерешительность. Ходящий медленным мелким шагом медлителен в начале дела и
неэнергичен, так как короткий медленный шаг обозначает неисполнительность.
Ходящий быстрым и широким шагом не предприимчив, но деятелен, так как
быстрое деятельно, а широта шага обозначает неисполнительность. Ходящий
быстрым мелким шагом предприимчив, но не деятелен.
(о телодвижениях)
Что касается движений кисти, локтя и руки, они восходят к тому же
самому. Кто сотрясает плечами прямым и напряженным движением, у тех
короткие локти; это соотносится с лошадьми. Кто сотрясает плечами наклонным
движением - велики душой; это сравнивать со львами. Кто ходит, выворачивая
ноги наружу и с голенями женского типа, это соотносится с женщинами.
Согбенные телом и поношенные по своей наружности - льстецы; это восходит к
соответствующему состоянию. Наклоняющиеся вправо во время ходьбы -
извращенные; это восходит к соответствующей черте.
(о движениях глазами и взгляде)
У кого резкие движения глаз - вороваты; это соотносится с ястребами.
Мигающие робки, ибо начинают глазами обращаться в бегство. У кого
закатывающиеся глаза - изнеженны; также те, у кого одно веко выступает до
середины глаза, и те, кто поднимает глаза (зрачки) к верхним векам и томно
смотрит, и кто смотрит прищуриваясь, и вообще все, кто смотрит томно и
рассеянно; это восходит к соответствующей черте и к женщинам. Кто медленно
движет глазами, как бы затрудненным движением, причем наперед выступает
белок, те задумчивы. Если же душа при этом у них слишком погружается в
какую-нибудь мысль, то движение глаза прекращается.
(о росте)
Маленькие остры; поскольку движения крови занимают небольшое место, то
движения очень быстро достигают седалища ума. Слишком крупные медлительны:
поскольку движения крови распространяются на большое пространство, движения
медленно достигают седалища ума. Те из малорослых, у кого сухое тело и цвет
такой, какой бывает от теплоты в теле, - ничего не доводят до конца: так
как движения (в данном случае) завершаются на малом пространстве и из-за
теплоты они быстры, мысль не останавливается на одном, но все время
переходит с одного на другое, прежде чем достичь главного. Те с крупным
ростом, у кого сырое тело или такой цвет лица, какой бывает от холода,
ничего не доводят до конца: поскольку движения здесь совершаются на большом
пространстве, и они медленны из-за холода, они не могут достичь седалища
ума. Те из низкорослых, у кого сырое тело и цвет, какой бывает от холода,
доводят дело до конца: поскольку движение совершается на малом
пространстве, это уравновешивает затруднение движения от (низкой)
температуры, позволяя завершить начатое. Те, кто имеет при большом росте
сухое тело и цвет тела, какой бывает от теплоты завершают дело и
восприимчивы, потому что величину тела компенсирует также и теплота цвета,
вследствие чего достигается соразмерность для завершения дела.
Таким образом, о том, какие из чрезмерно больших или низкорослых людей
оказываются способными доводить дело до завершения и какие - неспособны, об
это сказано. (Человеческая) же природа, которая стоит в среднем положении к
ним, наиболее способна к восприятиям и к довершению всего того, за что она
берется. В самом деле, движения, не расходящиеся на большое пространство,
легче достигают ума; в то же время, будучи такими, они нисколько не выходят
из своих пределов; таким образом, умеренному размеру надлежит быть
совершеннейшим для завершения всего постановленного и способнейшим для
восприятия.
Несоразмерные способны на все (то есть злы, коварны); это восходит к
соответствующему состоянию и к женскому типу. Если же несоразмерные
коварны, то соразмерные будут прямы и мужественны. Отношение соразмерности
надо возводить к хорошему воспитанию тела и природным задаткам, а не к
мужественному типу, как мы его определили вначале.
Хорошо было бы все признаки, о которых мы говорили, возводить к
соответствующей черте и к мужскому и к женскому типу; разделение между ними
есть совершеннейшее, и показано, что мужчина прямее и мужественнее женщины
и, говоря вообще, лучше. При всяком отборе признаков одни обнаруживают
предмет более явно, чем другие. Наиболее явным образом обнаруживают его те
признаки, которые встречаются в главных частях (тела). Главная часть (тела)
- это область у глаз, лоб, голова и лицо, вторая - грудь и плечи; затем
голени ноги. Живот в этом смысле - слабейшее место. Вообще говоря, главные
признаки мы имеем в тех местах, в которых чаще всего наблюдаются
соответствия душевной деятельности.
Страницы: 1, 2