Рефераты. Физиогномика (отрывок из работ Аристотеля) ([Доклад])






и не впалые, но самое лучшее - среднее состояние. У кого глаза слегка

впалые, те великодушны; это соотносится со львами; если сильно впалые -

смирны; это соотносится с волами. У кого потупленные глаза - печальны; это

восходит к соответствующему состоянию, так как печальные потупляют глаза.

(о лбе)

У кого лоб маленький - глупые; это соотносится со свиньями. У кого лоб

слишком большой - вялые; это соотносится с волами. Круглолобые тупы; это

соотносится с ослами. Имеющие большую поверхность лба - чуткие,

проницательные, понятливые; это соотносится с собаками. Имеющие соразмерный

квадрат во лбу - велики душой; это соотносится со львами. Имеющие

нахмуренный лоб - гордые; это соотносится с быком и львом. Имеющие

разглаженный лоб - льстецы; это восходит к соответствующему состоянию. И у

собак можно видеть когда собаки ластятся, у них гладкий лоб. Поскольку

нахмуренное состояние лба обозначает высокомерие, а разглаженное - лесть,

то подходящим будет среднее состояние.

(о голове)

Имеющие большую голову - чувствительны; это соотносится с собаками. У

кого маленькая голова - те бесчувственны; это соотносится со свиньями. У

кого голова сужается кверху - бестыжие; это соотносится с птицами, имеющими

кривые когти. Имеющие маленькие уши подобны обезьянам, большие - ослам;

можно видеть, что у собак наиболее соразмерные уши.

(о цвете кожи)

Слишком смуглые робки; это соотносится с египтянами, эфиопами. Слишком

белолицые (буквально “белые”) тоже робки; это соотносится с женщинами.

Следовательно, цвет, который свидетельствует о мужестве, должен быть

средним.

(о цвете волос)

Желтоволосые (буквально “желтые”) смелы; это соотносится со львами.

Слишком рыжие хитры; это соотносится с лисами. Бледные и имеющие

неравномерную окраску - робкие; это восходит к состоянию, вызываемому

страхом. Те, у кого медово-желтый цвет, - холодны, а холодное замедлено в

движениях; те же, у кого телесные движения замедлены, - вялые. Красные

быстры, потому что тело, разогретое движением, краснеет. Пламенно-рыжие

склонны бешенству, так как элементы тела, слишком разогретые, приобретают

пламенный цвет, а крайне разгоряченные склонны к сумасшествию. У кого на

груди проступает цвет, те очень гневливы; это восходит к соответствующему

состоянию, так как у гневливых воспламеняется область груди.

(о цвете глаз)

У кого краснеют глаза - вспыльчивы; это восходит к соответствующему

состоянию, так как у вышедших из себя в гневе краснеют глаза. У кого глаза

черные - робки; известно, что черный цвет обозначает робость. У кого глаза

не совсем черные, но ближе к карему цвету, те имеют ровный характер. У кого

глаза светло-голубые или белесые - робки; известно, что белесый цвет

обозначает робость. У кого глаза не голубые, но карие - смелы; это

соотносится со львом или орлом. У кого глаза темно-карие, те страстные;

сравнивать с козами. У кого огненные -бестыжи; сравнивать с собаками. У

кого глаза светлые, нечистого цвета - робкие; это восходит к

соответствующему состоянию, так как у испуганных глаза делаются светлыми,

неравномерной окраски. У кого глаза блестящие - похотливы; сравнивать с

петухами и воронами.

(о волосяном покрове)

У кого волосатая голень - похотлив; это соотносится с козами. У кого

на груди и животе слишком большая волосатость, те никогда не доводят дело

до конца; это соотносится с птицами, так как у них волосатые грудь и живот.

У кого совершенно безволосая грудь - бестыжи; это соотносится с женщинами.

Поэтому она должна быть и не слишком волосата и не слишком безволоса:

среднее состояние самое лучшее. У кого волосатые плечи, те (тоже) не

доводят дело до конца; это соотносится с птицами. У кого сзади волосатая

шея - благородны; это соотносится со львами. У кого редкая борода - имеют

ровный характер; это соотносится с собаками. У кого сросшиеся брови -

угрюмы; это восходит к подобию соответствующего состояния. У кого брови

опущены книзу у носа и приподняты кверху и висков - простоваты; это

соотносится со свиньями.

(о волосах на голове)

У кого волосы на голове торчат - робкие; это восходит к

соответствующему состоянию, так как у испуганных волосы топорщатся. У кого

волосы слишком кудрявые - робки; это соотносится с эфиопами. Поскольку же и

стоящие торчком и слишком кудрявые волосы восходят к робости, то о

превосходных душевных качествах свидетельствуют слегка вьющиеся волосы; это

можно соотносить и со львом. Имеющие надо лбом волосы, обращенные вверх и

назад, благородны; это соотносится со львами. У кого против носа волосы

головы выходят на лоб - неблагородны; это восходит к соответствующему

состоянию, так как это явление свойственно рабам.

(о голосе)

Кто говорит низким голосом - нахальны; это соотносится с ослами. Те,

кто говорит, начиная с низких тонов, а заканчивает высокими, - недовольные

и жалобщики; это соотносится с быками и восходит к тому, что соответствует

такому голосу. Те, кто говорит высоким, слабым, прерывающимся голосом, -

извращенные; это соотносится с женщинами и это восходит к соответствующей

черте. Кто говорит громким, не надтреснутым голосом, сравнивается с

сильными собаками; это восходит к соответствующей черте. Кто говорит

слабым, не напряженным голосом - смирны; сравниваются с овцами. Кто говорит

высоким голосом и выкрикивает - страстен; сравнивать с козами.

(о ходьбе)

Кто ходит медленными большими шагами, тот медлителен в начале дела, но

исполнителен, так как широкий шаг обозначает деловитость, а медленный -

нерешительность. Ходящий медленным мелким шагом медлителен в начале дела и

неэнергичен, так как короткий медленный шаг обозначает неисполнительность.

Ходящий быстрым и широким шагом не предприимчив, но деятелен, так как

быстрое деятельно, а широта шага обозначает неисполнительность. Ходящий

быстрым мелким шагом предприимчив, но не деятелен.

(о телодвижениях)

Что касается движений кисти, локтя и руки, они восходят к тому же

самому. Кто сотрясает плечами прямым и напряженным движением, у тех

короткие локти; это соотносится с лошадьми. Кто сотрясает плечами наклонным

движением - велики душой; это сравнивать со львами. Кто ходит, выворачивая

ноги наружу и с голенями женского типа, это соотносится с женщинами.

Согбенные телом и поношенные по своей наружности - льстецы; это восходит к

соответствующему состоянию. Наклоняющиеся вправо во время ходьбы -

извращенные; это восходит к соответствующей черте.

(о движениях глазами и взгляде)

У кого резкие движения глаз - вороваты; это соотносится с ястребами.

Мигающие робки, ибо начинают глазами обращаться в бегство. У кого

закатывающиеся глаза - изнеженны; также те, у кого одно веко выступает до

середины глаза, и те, кто поднимает глаза (зрачки) к верхним векам и томно

смотрит, и кто смотрит прищуриваясь, и вообще все, кто смотрит томно и

рассеянно; это восходит к соответствующей черте и к женщинам. Кто медленно

движет глазами, как бы затрудненным движением, причем наперед выступает

белок, те задумчивы. Если же душа при этом у них слишком погружается в

какую-нибудь мысль, то движение глаза прекращается.

(о росте)

Маленькие остры; поскольку движения крови занимают небольшое место, то

движения очень быстро достигают седалища ума. Слишком крупные медлительны:

поскольку движения крови распространяются на большое пространство, движения

медленно достигают седалища ума. Те из малорослых, у кого сухое тело и цвет

такой, какой бывает от теплоты в теле, - ничего не доводят до конца: так

как движения (в данном случае) завершаются на малом пространстве и из-за

теплоты они быстры, мысль не останавливается на одном, но все время

переходит с одного на другое, прежде чем достичь главного. Те с крупным

ростом, у кого сырое тело или такой цвет лица, какой бывает от холода,

ничего не доводят до конца: поскольку движения здесь совершаются на большом

пространстве, и они медленны из-за холода, они не могут достичь седалища

ума. Те из низкорослых, у кого сырое тело и цвет, какой бывает от холода,

доводят дело до конца: поскольку движение совершается на малом

пространстве, это уравновешивает затруднение движения от (низкой)

температуры, позволяя завершить начатое. Те, кто имеет при большом росте

сухое тело и цвет тела, какой бывает от теплоты завершают дело и

восприимчивы, потому что величину тела компенсирует также и теплота цвета,

вследствие чего достигается соразмерность для завершения дела.

Таким образом, о том, какие из чрезмерно больших или низкорослых людей

оказываются способными доводить дело до завершения и какие - неспособны, об

это сказано. (Человеческая) же природа, которая стоит в среднем положении к

ним, наиболее способна к восприятиям и к довершению всего того, за что она

берется. В самом деле, движения, не расходящиеся на большое пространство,

легче достигают ума; в то же время, будучи такими, они нисколько не выходят

из своих пределов; таким образом, умеренному размеру надлежит быть

совершеннейшим для завершения всего постановленного и способнейшим для

восприятия.

Несоразмерные способны на все (то есть злы, коварны); это восходит к

соответствующему состоянию и к женскому типу. Если же несоразмерные

коварны, то соразмерные будут прямы и мужественны. Отношение соразмерности

надо возводить к хорошему воспитанию тела и природным задаткам, а не к

мужественному типу, как мы его определили вначале.

Хорошо было бы все признаки, о которых мы говорили, возводить к

соответствующей черте и к мужскому и к женскому типу; разделение между ними

есть совершеннейшее, и показано, что мужчина прямее и мужественнее женщины

и, говоря вообще, лучше. При всяком отборе признаков одни обнаруживают

предмет более явно, чем другие. Наиболее явным образом обнаруживают его те

признаки, которые встречаются в главных частях (тела). Главная часть (тела)

- это область у глаз, лоб, голова и лицо, вторая - грудь и плечи; затем

голени ноги. Живот в этом смысле - слабейшее место. Вообще говоря, главные

признаки мы имеем в тех местах, в которых чаще всего наблюдаются

соответствия душевной деятельности.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.