величайшее и последнее зло ”- так утверждает Бердяев, словно не
замечая, что смерть дарована человеку свыше, и что это зло
опровергает начисто, перечеркивает великое благо жизни.
Русский философ Евгений Трубецкой, пересказывая воззрения атеистов,
писал: “Страдание и смерть- вот в чем наиболее очевидные
доказательства царствующей в мире бессмыслицы... Порочный круг этой
жизни есть именно круг страдания, смерти и неправды” В чем же он
видел выход из этого круга? В принятии христианских ценностей, вере в
Бога и явление Христа.
Да ,пока человек жив ,ему дарован весь этот мир, человеку дано
распоряжаться своей жизнью ,выбирать те или иные поступки, надеяться
на что-то рассчитывать на счастье... Смерть- это полнейшая
определенность, отсутствие выбора, когда ничего не дозволено. Правда,
в религиозных учениях смерть нередко толкуется как освобождение.
Бессмертная душа покидает телесную тюрьму и устремляется в свою
вечную обитель. Возникаю каверзные вопросы. Если отделение души от
тела- благо, то зачем вообще их соединять ради недолгого
предпочтительнее смерти старца ,прожившего трудную жизнь.
вечную обитель. Возникают каверзные вопросы. Если отделение души от
тела- благо, то зачем вообще их соединять ради не долгого пребывания
на земле? И смерть младенца чудовищным образом тогда оказывается
предпочтительнее смерти старца, прожившего трудную жизнь. И
бессмертие души выглядит каким-то односторонним: оно появляется после
рождения (переходит от умирающих к родившимся, хотя умирает людей
меньше чем рождается) :она формируется в течение нескольких лет, да и
потом не пребывает в состоянии вечного покоя- вне времени. Она
изменчива.
Короче говоря, если смерть- благо, творимое ради высшего
совершенства, то жизнь можно считать сущей бедой, от которой надо бы
поскорее избавиться. Верующий в Бога Творца уже при жизни готовится к
“ антибытию ”, верующий в творящую природу должен радостно отдать
свою жизнь ради высшего совершенства. Проще всего тем ,кто ни во что
не верит или не о чем запредельном не задумывается. Однако для них
тем самым осуществляется достойная мыслящего создания, а смерть их
лишь очищает землю от алчных и беспринципных потребителей.
В ПОИСКАХ БЕССМЕРТИЯ
Когда богословы ведут полемику с атеистами, они обосновывают
ценность религиозной идеологии для общества тем, что религия дает
людям самую прекрасную идею- идею бессмертия, которую не может дать
человеку атеизм. Но ведь ценность той или иной идеи определяется тем,
имеет ли она реальный смысл или является фантазией или вымыслом. А
является ли реальностью бессмертие человека, которое обещают людям
религиозные проповедники? Наука отрицает возможность личного
бессмертия человека, отвергая религиозные взгляды.
С религиозной точки зрения бессмертие человека состоит в том, что
человеческая личность или ее душа продолжает будто бы существовать и
после смерти. Страх перед смертью привязанность к жизни еще в
глубокой древности у примитивных народов породили веру в бессмертие
человека. У индейцев и египтян была распространена вера в то ,что в
момент смерти якобы происходит переселение души из одного тела в
какое-либо другое. В дальнейшем в буддийской религии было выработано
представление о последовательном очищении грешной души в каждом новом
воплощении. Древние египтяне разделяли на два “параллельных мира” мир
живых и царство мертвых. Царство мертвых древних египтян имело
серьезное преимущество перед “всевластием мертвенности”, характерным,
для научных космогоний и материалистических воззрений. Представления
о загробной жизни отражены в частности в “Книге мертвых”. Одна из
важнейших глав этой книги наставляет душу умершего, как она должна
вести себя перед судом Осириса, и озаглавлена “Как войти в чертог
истины и освободить человека от его грехов, чтобы он созерцал лик
богов”. Душа должна покаяться и держать ответ о своих земных деяниях
и держать ответ перед Богом. При соблюдении должных обрядов и
обильных жертвоприношений “...у покойника будут хлебы, пироги,
молоко, много мяса на алтаре великого Бога, он не будет отстранен ни
от одной двери Аменти, он будет шествовать с богами Юга и Севера и
воистину будет одним из слуг Осириса”. Схема перехода такова. Душа
человека после пребывания на Земле прощается с бренным телом и
отправляется в царство богов, где ей воздается по содеянному при
материальной жизни. У бессмертной души сохраняются некоторые связи с
материальным миром при условии, что в мире сохраняется память о ней.
Древние греки рассматривали смерть как конец земной жизни, после
которой начинается новая загробная жизнь. Религии Греции и Рима не
передавали полностью личность в руки всемогущих богов. Они не
устанавливали пропасти между богами и людьми. Смертные люди за свои
заслуги награждались бессмертием и тем самым переходили в сонм богов.
Боги же могли спускаться к смертным людям, вступали с ними в общение
и от смертных женщин рожали себе сыновей, которые отличились
необычайной силой, или дочерей, выделяющихся необычайной красотой.
Рассказ из Гомеровской “Одиссеи” в красочной форме передает сцену
любви бога Посейдона и девы Тиро. Геракл, как повествуется в древних
мифах, был сыном бога Зевса и смертной женщины Алкмены.
Иудаизмом в понятие бессмертия было введено новое представление о
воскресении мертвых в судный день, перешедшее затем в христианскую и
магометанскую религии. В некоторых христианских текстах(послания
апостола Павла) содержится представление о том, что воскресение
мертвых для будущей жизни произойдет в телесном виде. В дальнейшем
эта наивная идея воскресения в телесном виде отошла на задний план и
на ее место было выдвинуто новое положение о бессмертии души,
продолжающей после смерти бестелесное существование.
В философии идею бессмертия души впервые провозгласил Платон.
Благодаря его “Диалогам” эта идея получила широкое распространение.
По мнению Платона, между духом и телом якобы существовало
противоречие, при этом он отрицал возможность участия тела в высших
духовных функциях. В диалоге “Федон” Платон отстаивал идею бессмертия
души, утверждая, что “душа безначальна и бессмертна”. В
доказательство бессмертия души приводил рассказ о легендарном
греческом герое, который будучи убит, якобы пролежал не разлагаясь 10
дней, а потом ожил на костре и рассказал о том, что видел в подземном
мире. В этом диалоге были еще и рассуждения предписываемые Сократу.
Когда Сократ назвал смерть “отрешением души от тела”, то другой
участник диалога- Кебет- на это возражает: “То, что ты говорил о
душе, вызывает у людей большие сомнения. Они опасаются, что
расставшись с телом, душа нигде больше не существует, но гибнет и
уничтожается в тот же самый день когда человек умирает. Едва
расставшись с телом, выйдя из него, она рассеивается, словно дыхание
или дым, разлетается и уже нигде не существует больше”. Вот “если бы
душа действительно могла где-то собраться сама по себе и вдобавок
избавленная от всех зол...это было бы Сократ, источником великой и
прекрасной надежды, что слова твои истина. Но что душа умершего
продолжает жить и обладает известною силой и способностью мыслить -
это на мой взгляд требует веских доказательств и обстоятельных
разъяснений”. И Сократ берется доказать, что бессмертие души
существует в Аиде. В начале он доказывает. Что существует две
противоположности, одна возникает из другой. В качестве иллюстрации
берет такие противоположности как прекрасное и безобразное,
справедливое и несправедливое, указывая на то, что большее возникает
из меньшего и наоборот. Затем он утверждает, что между двумя
противоположностями существует два различных перехода. Сократ
подводит своего оппонента к выводу, что подобно тому как сон
противоположен бодрствованию и переходы между ними суть пробуждение и
засыпание, противоположностью жизни является смерть, а переходом
между ними- умирание и оживление. Поскольку природа не должна хромать
на одну ногу, умирание надо дополнить оживанием. И Сократ заключает:
“Поистине существуют и оживание, и возникновение живых из мертвых.
Существуют и души умерших...” Сократ верит и в переселение душ. “Ну
вот, например, говорит он, кто предавался чревоугодию, беспутству и
пьянству, вместо того, чтобы всячески их остерегаться войдут вероятно
в породу ослов или иных подобных животных...а те кто отдавал
предпочтение несправедливости, властолюбию и хищничеству,
присоединялся к волкам ястребам и коршунам”. Совсем иная участь, по
его мнению ,ожидает философов, которые еще при жизни стремятся к
освобождению души от бремени тела. Поэтому “в род богов не позволено
войти никому, кто не был философом и не очистился до конца, -никому
кто не стремился к познанию”. Так применяя чисто формальные приемы,
Сократу удается убедить Оппонента в истинности своего исходного
утверждения.
Отцы церкви взяли на вооружение учения Сократа и Платона о бессмертии
души.
Ни одна из современных религий не обходится без идеи личного
бессмертия. Однако религиозный догмат о бессмертии фактически не дает
ни какого ответа ни на вопрос о том, что такое жизнь, ни на вопрос о
том, что такое смерть. В буддизме идея личного бессмертия выступает в
форме учения о перевоплощении, согласно которому общественное
положение человека есть результат деятельности его души в прошлых
перевоплощениях. В христианстве и исламе идея личного бессмертия
Страницы: 1, 2, 3