Рефераты. Физика и метафизика смерти






величайшее и последнее зло ”- так утверждает Бердяев, словно не

замечая, что смерть дарована человеку свыше, и что это зло

опровергает начисто, перечеркивает великое благо жизни.

Русский философ Евгений Трубецкой, пересказывая воззрения атеистов,

писал: “Страдание и смерть- вот в чем наиболее очевидные

доказательства царствующей в мире бессмыслицы... Порочный круг этой

жизни есть именно круг страдания, смерти и неправды” В чем же он

видел выход из этого круга? В принятии христианских ценностей, вере в

Бога и явление Христа.

Да ,пока человек жив ,ему дарован весь этот мир, человеку дано

распоряжаться своей жизнью ,выбирать те или иные поступки, надеяться

на что-то рассчитывать на счастье... Смерть- это полнейшая

определенность, отсутствие выбора, когда ничего не дозволено. Правда,

в религиозных учениях смерть нередко толкуется как освобождение.

Бессмертная душа покидает телесную тюрьму и устремляется в свою

вечную обитель. Возникаю каверзные вопросы. Если отделение души от

тела- благо, то зачем вообще их соединять ради недолгого

предпочтительнее смерти старца ,прожившего трудную жизнь.

Бессмертная душа покидает телесную тюрьму и устремляется в свою

вечную обитель. Возникают каверзные вопросы. Если отделение души от

тела- благо, то зачем вообще их соединять ради не долгого пребывания

на земле? И смерть младенца чудовищным образом тогда оказывается

предпочтительнее смерти старца, прожившего трудную жизнь. И

бессмертие души выглядит каким-то односторонним: оно появляется после

рождения (переходит от умирающих к родившимся, хотя умирает людей

меньше чем рождается) :она формируется в течение нескольких лет, да и

потом не пребывает в состоянии вечного покоя- вне времени. Она

изменчива.

Короче говоря, если смерть- благо, творимое ради высшего

совершенства, то жизнь можно считать сущей бедой, от которой надо бы

поскорее избавиться. Верующий в Бога Творца уже при жизни готовится к

“ антибытию ”, верующий в творящую природу должен радостно отдать

свою жизнь ради высшего совершенства. Проще всего тем ,кто ни во что

не верит или не о чем запредельном не задумывается. Однако для них

тем самым осуществляется достойная мыслящего создания, а смерть их

лишь очищает землю от алчных и беспринципных потребителей.

В ПОИСКАХ БЕССМЕРТИЯ

Когда богословы ведут полемику с атеистами, они обосновывают

ценность религиозной идеологии для общества тем, что религия дает

людям самую прекрасную идею- идею бессмертия, которую не может дать

человеку атеизм. Но ведь ценность той или иной идеи определяется тем,

имеет ли она реальный смысл или является фантазией или вымыслом. А

является ли реальностью бессмертие человека, которое обещают людям

религиозные проповедники? Наука отрицает возможность личного

бессмертия человека, отвергая религиозные взгляды.

С религиозной точки зрения бессмертие человека состоит в том, что

человеческая личность или ее душа продолжает будто бы существовать и

после смерти. Страх перед смертью привязанность к жизни еще в

глубокой древности у примитивных народов породили веру в бессмертие

человека. У индейцев и египтян была распространена вера в то ,что в

момент смерти якобы происходит переселение души из одного тела в

какое-либо другое. В дальнейшем в буддийской религии было выработано

представление о последовательном очищении грешной души в каждом новом

воплощении. Древние египтяне разделяли на два “параллельных мира” мир

живых и царство мертвых. Царство мертвых древних египтян имело

серьезное преимущество перед “всевластием мертвенности”, характерным,

для научных космогоний и материалистических воззрений. Представления

о загробной жизни отражены в частности в “Книге мертвых”. Одна из

важнейших глав этой книги наставляет душу умершего, как она должна

вести себя перед судом Осириса, и озаглавлена “Как войти в чертог

истины и освободить человека от его грехов, чтобы он созерцал лик

богов”. Душа должна покаяться и держать ответ о своих земных деяниях

и держать ответ перед Богом. При соблюдении должных обрядов и

обильных жертвоприношений “...у покойника будут хлебы, пироги,

молоко, много мяса на алтаре великого Бога, он не будет отстранен ни

от одной двери Аменти, он будет шествовать с богами Юга и Севера и

воистину будет одним из слуг Осириса”. Схема перехода такова. Душа

человека после пребывания на Земле прощается с бренным телом и

отправляется в царство богов, где ей воздается по содеянному при

материальной жизни. У бессмертной души сохраняются некоторые связи с

материальным миром при условии, что в мире сохраняется память о ней.

Древние греки рассматривали смерть как конец земной жизни, после

которой начинается новая загробная жизнь. Религии Греции и Рима не

передавали полностью личность в руки всемогущих богов. Они не

устанавливали пропасти между богами и людьми. Смертные люди за свои

заслуги награждались бессмертием и тем самым переходили в сонм богов.

Боги же могли спускаться к смертным людям, вступали с ними в общение

и от смертных женщин рожали себе сыновей, которые отличились

необычайной силой, или дочерей, выделяющихся необычайной красотой.

Рассказ из Гомеровской “Одиссеи” в красочной форме передает сцену

любви бога Посейдона и девы Тиро. Геракл, как повествуется в древних

мифах, был сыном бога Зевса и смертной женщины Алкмены.

Иудаизмом в понятие бессмертия было введено новое представление о

воскресении мертвых в судный день, перешедшее затем в христианскую и

магометанскую религии. В некоторых христианских текстах(послания

апостола Павла) содержится представление о том, что воскресение

мертвых для будущей жизни произойдет в телесном виде. В дальнейшем

эта наивная идея воскресения в телесном виде отошла на задний план и

на ее место было выдвинуто новое положение о бессмертии души,

продолжающей после смерти бестелесное существование.

В философии идею бессмертия души впервые провозгласил Платон.

Благодаря его “Диалогам” эта идея получила широкое распространение.

По мнению Платона, между духом и телом якобы существовало

противоречие, при этом он отрицал возможность участия тела в высших

духовных функциях. В диалоге “Федон” Платон отстаивал идею бессмертия

души, утверждая, что “душа безначальна и бессмертна”. В

доказательство бессмертия души приводил рассказ о легендарном

греческом герое, который будучи убит, якобы пролежал не разлагаясь 10

дней, а потом ожил на костре и рассказал о том, что видел в подземном

мире. В этом диалоге были еще и рассуждения предписываемые Сократу.

Когда Сократ назвал смерть “отрешением души от тела”, то другой

участник диалога- Кебет- на это возражает: “То, что ты говорил о

душе, вызывает у людей большие сомнения. Они опасаются, что

расставшись с телом, душа нигде больше не существует, но гибнет и

уничтожается в тот же самый день когда человек умирает. Едва

расставшись с телом, выйдя из него, она рассеивается, словно дыхание

или дым, разлетается и уже нигде не существует больше”. Вот “если бы

душа действительно могла где-то собраться сама по себе и вдобавок

избавленная от всех зол...это было бы Сократ, источником великой и

прекрасной надежды, что слова твои истина. Но что душа умершего

продолжает жить и обладает известною силой и способностью мыслить -

это на мой взгляд требует веских доказательств и обстоятельных

разъяснений”. И Сократ берется доказать, что бессмертие души

существует в Аиде. В начале он доказывает. Что существует две

противоположности, одна возникает из другой. В качестве иллюстрации

берет такие противоположности как прекрасное и безобразное,

справедливое и несправедливое, указывая на то, что большее возникает

из меньшего и наоборот. Затем он утверждает, что между двумя

противоположностями существует два различных перехода. Сократ

подводит своего оппонента к выводу, что подобно тому как сон

противоположен бодрствованию и переходы между ними суть пробуждение и

засыпание, противоположностью жизни является смерть, а переходом

между ними- умирание и оживление. Поскольку природа не должна хромать

на одну ногу, умирание надо дополнить оживанием. И Сократ заключает:

“Поистине существуют и оживание, и возникновение живых из мертвых.

Существуют и души умерших...” Сократ верит и в переселение душ. “Ну

вот, например, говорит он, кто предавался чревоугодию, беспутству и

пьянству, вместо того, чтобы всячески их остерегаться войдут вероятно

в породу ослов или иных подобных животных...а те кто отдавал

предпочтение несправедливости, властолюбию и хищничеству,

присоединялся к волкам ястребам и коршунам”. Совсем иная участь, по

его мнению ,ожидает философов, которые еще при жизни стремятся к

освобождению души от бремени тела. Поэтому “в род богов не позволено

войти никому, кто не был философом и не очистился до конца, -никому

кто не стремился к познанию”. Так применяя чисто формальные приемы,

Сократу удается убедить Оппонента в истинности своего исходного

утверждения.

Отцы церкви взяли на вооружение учения Сократа и Платона о бессмертии

души.

Ни одна из современных религий не обходится без идеи личного

бессмертия. Однако религиозный догмат о бессмертии фактически не дает

ни какого ответа ни на вопрос о том, что такое жизнь, ни на вопрос о

том, что такое смерть. В буддизме идея личного бессмертия выступает в

форме учения о перевоплощении, согласно которому общественное

положение человека есть результат деятельности его души в прошлых

перевоплощениях. В христианстве и исламе идея личного бессмертия

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.