Рефераты. Философское творчество и жизнь Эммануила Канта






видели принципиальной разницы между обоими видами познания. Кант подчеркнул

несводимость одного "ствола познания" к другому. Научное знание, по его

мнению, представляет собой синтез чувственности и рассудка. Главной в

гносеологии Канта является идея активности познания. Именно в ней философ

видел свою основную заслугу. Вся докантовская философия рассматривала

интеллект человека как пассивное вместилище идей, которые поступают туда

либо естественным, либо сверхъестественным путем. Новое, на чем

категорически настаивал Кант, состояло в признании активной роли

человеческого сознания. Учение философа об активности сознания помогло ему

объяснить один из самых загадочных процессов - образование понятий. Кант

видит в человеческом интеллекте заранее возведенную конструкцию -

категории, но это еще не само научное знание, это только его возможность,

такую же возможность представляют опытные данные. Что бы на базе этих

возможностей возникло понятие требуется "продуктивное воображение". В

работе недвусмысленно выражена идея бессознательного, притом активного,

творческого начала. Автор говорит о "спонтанности мышления". Рассудок,

благодаря продуктивному воображению, сам спонтанно, то есть стихийно,

помимо сознательного контроля, создает свои понятия. Продуктивное

воображение - это рабочий инструмент синтеза чувственности и рассудка.

Такова одна из центральных идей "Критики чистого разума". Деятельное начало

в интеллекте, которое Кант называл продуктивным воображением представляет

собой разновидность интуиции. Помимо образования понятий, интуиция нужна

еще в одном важном деле - в их использовании. Ученый должен не только

располагать набором общих правил, законов, принципов, но и уметь применять

их в конкретных, единичных обстоятельств. Кант называет это интуитивное

уменье способностью суждения. Таким образом, интуиция сопровождает познание

при его движении в любом направлении: когда возникают абстракции, и когда

эти абстракции применяются в конкретных ситуациях. В первом случае

действует продуктивное воображение, во втором - способность суждения. Без

них функционирование рассудка невозможно. Философом описаны также другие

виды интуиции, в ее современном понимании, - в работе речь идет о

художественной и нравственной интуиции. Кроме рассудка и интуитивной

способности суждения, Кант называет еще одну сферу интеллектуальной

деятельности, высшую ее форму - разум. В широком смысле слова разум для

философа равнозначен всему логическому мышлению. Разум - высшая контрольная

и направляющая инстанция, и, в отличие от рассудка, который является сферой

науки, - это сфера философии и диалектики. Диалектика по Канту - логика

видимости. Дело в том, что разум обладает способностью создавать иллюзии,

принимать кажущееся за действительное. Задача критики - внести ясность.

Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными понятиями

(сфера рассудка), а с идеями. Идея - это такое понятие, которому в

созерцании не может быть дан адекватный предмет. Разум непосредственно

направлен не на опыт, а на рассудок, подготавливая ему поле для

деятельности. Разум вырабатывает основные положения, общие принципы,

которые рассудок и способность суждения применяют к частным случаям. Он

выполняет управляющую функцию в познании, он направляет рассудок к

определенной цели, ставит перед ним задачи. (Функция рассудка

конститутивна, то есть конструктивна, он создает понятия). Разум очищает и

систематизирует знание. Именно благодаря ему теории переходят в практику,

идеи регулируют не только наше познание, но и наше поведение. В

теоретической сфере велика роль идей. Разум доводит рассудочный

категориальный синтез до предела, создавая максимально широкие обобщения,

выходящие за границы опыта. Теоретические идеи, по Канту, образуют систему,

выведенную из трех возможных вариантов отношения к реальности: во - первых,

отношение к субъекту, во - вторых, - к объекту, в - третьих, - к тому и

другому вместе, то есть ко всем вещам. Отсюда возникают три класса идей: о

душе, о мире, о боге. Кант считает, что как раз в области идей разум

нуждается в самой основательной проверке и самокритике.

Таковы основные идеи "Критики чистого разума". Работа завершается

программой на будущее. Ни о каких новых "критиках" автор не помышляет.

Критическая работа завершена. Философу предстоит изложение позитивных начал

метафизики. До него в метафизике "можно было нести всякий вздор, не

опасаясь быть уличенным во лжи", так как она не располагает теми средствами

проверки, которые есть у естествознания. Поэтому до сих пор метафизика не

была наукой, но у нее, по мнению Канта, есть возможность таковой стать. По

замыслу мыслителя, вся система метафизики должна состоять из четырех частей

- онтологии (учение об общих принципах бытия), физиологии (учение о

природе, которое распадается на физику и психологию), космологии (наука о

мире в целом) и теологии (наука о боге).

В середине 80-х годов XVIII века Кант особое внимание уделяет

размышлениям над философией истории. В ноябре 1784 года вышла его статья

"Идея всеобщей истории во всемирно - гражданском плане". Статья открывается

констатацией обстоятельства, которое в XVIII веке стало более или менее

общим достоянием, - действия законов в жизни общества. Затем, Кант

высказывает мысль о несовпадении личных целей и общественных результатов

человеческой деятельности. Предполагать у отдельного человека наличие

разумной цели не приходится; скорее глупость, ребяческое тщеславие, злоба и

страсть к разрушению выступают как мотивы поведения, но если отвлечься от

них, то в общем ходе истории можно увидеть некую общую для всего

человечества разумную цель. Причиной законосообразного порядка в

человечестве, по Канту, служит антагонизм между людьми, их склонность

вступать в общество, оказывая одновременно этому обществу сопротивление,

которое угрожает распадом. В обстановке единодушия, умеренности и взаимной

любви людские таланты не могли бы себя проявить. Кант оптимист, и считает,

что путь раздора в конечном итоге ведет к достижению всеобщего правового

гражданского общества, членам которого предоставлена величайшая свобода,

совместимая, однако, с полной свободой других. Антагонизм в этом обществе

будет продолжать существовать, но его ограничат законы. Только в таких

условиях возможно наиболее полное развитие потенций, заложенных в

человеческой природе. Мысли, развивающие эту идею можно обнаружить в

некоторых более поздних работах, например, в статье "Предполагаемое начало

человеческой истории" (1786).

В 1787 году "Критика чистого разума" была издана повторно. Тем временем

Кант был избран ректором университета (на этой должности находились в

течение года), а Берлинская академия наук включила его в число своих членов

(это пожизненно). К этому времени философ не мог пожаловаться на невнимание

к своему труду, разве что на непонимание. Одна за другой появлялись уже не

статьи, а целые книги, направленные против него. Его обвиняли в скептицизме

и субъективном идеализме. Отвечать всем не было возможности, да и

необходимости: одновременно с количеством критиков росло и число

сторонников. Сам Кант лишь в редких случаях отвечал своим оппонентам.

Научный спор, по его мнению, интересен только тогда, когда можешь сказать

что - то новое. Уличать противника в недобросовестности или глупости -

занятие неблагодарное, тем более, что перед Кантом открылся наконец

неизведанный континент мысли, вокруг которого давно спорили великие

философы и к которому он сам стремился много лет.

2. Этика Канта

Именно интерес к этическим проблемам и трудности, встающие при их решении,

в первую очередь побудили Канта взяться за написание "Критики чистого

разума". Первое систематическое изложение этики Кант предпринял в книге

"Основы метафизики нравов", которая увидела свет в 1785 году. Философ

стремился показать единство практического и теоретического разума (т.е.

нравственности и науки). В 1785 году он считал, что он не в состоянии

решить подобную задачу. Как только она оказалась ему по плечу, он написал

"Критику практического разума". Книга вышла в свет в 1788 году. Содержание

этих двух этических работ частично повторяет, частично дополняет друг

друга. В них изложены лишь начала кантовского учения о нравственности.

Только в преклонном возрасте философу удалось создать труд, где его этика

предстала в завершенном виде, это - "Метафизика нравов". Новое слово,

сказанное Кантом о поведении человека, - автономия нравственности.

Предшествовавшие теории были гетерономны, т.е. выводили мораль из внешних

по отношению к ней принципов. Одни моралисты видели корень нравственных

принципов в некоем принудительном предписании - воле бога, установлениях

общества, требованиях врожденного чувства. Другие настаивали на том, что

представления о добре и зле суть производные от целей, которых добивается

человек, и последствий, которые вытекают из его поведения, от его

стремления к счастью, наслаждению, пользе. Кант утверждает принципиальную

самостоятельность и самоценность нравственных принципов. Добро есть добро,

даже если никто не добр. Философский анализ нравственных понятий говорит о

том, что они не выводятся из опыта, они априорно заложены в разуме

человека. Исходное понятие этики Канта - автономная добрая воля. Она не

пассивна, от ее носителя мыслитель требует действия, поступка. Моральный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.