Рефераты. Философский взгляд на сущность человека. Система воспитания как условие становления личности






образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему

человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития

индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как указывал Л.С.Выготский, "учитель с научной точки зрения - только

организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее

взаимодействия с каждым учеником".

Такой подход к построению процесса воспитания - как активного

целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей

методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа

растущего человека в становлении его личности.

Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов

и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют

о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного

воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения

человека, формируется человек как личность. Причем социальная

обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.

Но социально-историческое формирование личности не представляет собой

пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и

результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные

общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму

себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе

целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая,

определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Показательно, что накопительница психологического опыта - литература

устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину.

Так, Л.Н.Толстой полагал, что признание права "другого" непросто на участие

в "борьбе за существование", а на событие с самим собой и, более того,

утверждение собственной жизнью бытия этого "другого" становится

осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным

критерием нравственного прогресса. "...Допустив только возможность замены

стремления к своему благу стремлением к благу других существ, - писал он в

трактате "О жизни", - человек не может не видеть и того , что это - то

самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение

цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед

человечества".

По сути дела, весь пафос этой толстовской мысли сконцентрировался на

борьбе писателя с биологизацией жизнедеятельности человека, с попыткой

сведения сущностных сторон его бытия, среди которых одна из важнейших - это

его нравственно-этическая сфера, исключительно к биологическому

существованию. Задолго до появления различных разновидностей фрейдизма и

современных социобиологических теорий Л.Н.Толстой с гениальной

прозорливостью увидал всю опасность искажения общественной сущности

человека.

На рубеже XX столетия великий русский писатель поставил перед всем

человечеством чрезвычайно простой и одновременно архисложный вопрос: что же

происходит с человеком в современном мире? Почему простые и ясные основы

его жизни (труд, забота о ближнем, любовь к природе и бережное к ней

отношение, сострадание к человеку и др.) вдруг начинают терять для него

весь свой смысл и значение? Что же такое эта самая "цивилизованность"

современного человека, если благодаря ей он утрачивает целостность

нравственного сознания и начинает стремиться к самым варварским формам

саморазрушения, зачастую сам не замечая этого? При этом писатель как

предчувствовал, какие чудовищные формы примет в "массовом" сознании

обывателя XX столетия эта "эмансипированная" стихия "животности".

Пытаясь разобраться во всем этом, Л.Н.Толстой вскрыл противоречия

нравственного бытия человека современного общества, указав, что главная

причина утраты им веры и осмысленности своего существования кроется в

слепом эгоизме, извратившем духовно-ценностную природу познания.

Отвергая представление о существовании человека исключительно как

биологического существа, всецело подчиненного диктату инстинктов, писатель

полностью не отрицал власть "природы" над человеком, а также не возлагал

все надежды по усовершенствованию человеческого бытия на деятельность его

разума. Наоборот, писатель подчеркивал неоднократно, что чрезмерная

рационализация бытия человека ни в коей мере не приблизит его к постижению

смысла жизни. Только способность личности возвышаться над своим естеством и

опираясь на него как на необходимое условие существования, утверждать

разумные, истинно человеческие основания бытия, по убеждению Л.Н.Толстого,

есть единственный критерий осмысленности ее жизни.

Обессмысливание представления о жизни, происходящее в результате полного

порабощения человека "плотью", служит, по Л.Н.Толстому, самым главным

препятствием на пути постижения им смысла своей жизни, в то время как

освобождение из-под ее власти вновь возвращает его к самому себе как

духовному и нравственному, человеческому существу-Homo moralis. Это

открытие человека в себе бесконечности своей сущности, которая и становится

единственным реальным основанием бесконечности своей существования, и есть,

как утверждал писатель, тот высший смысл жизни, который может стать

доступен каждому человеку.

Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспитания, среди

которых главной он считал формирование потребности принести благо другому,

однако, можно не согласиться с ним в суждении о возможных путях достижения

этой цели. Л.Н.Толстой, как известно, отводил основную роль нравственному

просвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIIIв. Данное положение

позднее подверглось критическому переосмыслению, когда разрыв между

реальным поведением индивида и обнаруживаемым им знанием нравственных норм

и императивов действия стал очевидным для философов и педагогов фактом.

Просветительская ориентация в педагогике уступила место более реалистичной,

хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания как

такового в процессе духовного развития личности.

Однако нравственное формирование личности не равно нравственному

просвещению. Установлено, что ценностно ориентированная внутренняя позиция

ребенка возникает не как итог некоторых "педагогических воздействий"или

даже их системы, а в результате организации общественной практики, в

которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания

личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на

воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типу

организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже

достигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организация

воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного

общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания

человека.

В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики исходят из

того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись "в хвосте

детского развития", ориентируясь на его вчерашний день, а должно

соответствовать "завтрашнему дню детского развития". В этом тезисе четко

отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к

управляемому процессу, который способен создавать новые структуры

личностных ценностей растущих людей.

Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное

построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности

ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в "зону ближайшего

развития". Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может

продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством взрослых и в

сотрудничестве с более умными "сотоварищами", а уж затем и вполне

самостоятельно.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее

проектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а в

соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим

его конкретные физиологические и психологические особенности.

При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил,

потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе

появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную

систему ее воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение

ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой

развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного

поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными

образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и

регулирующих взаимоотношения детей.

"Искусство воспитания", приходит к обоснованному выводу, заключается в

использовании такого важнейшего психологического механизма, как создание

правильного сочетания "понимаемых мотивов"и мотивов "реально действующих",

а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному

результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому

типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети подросткового

возраста знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого

члена общества. Но лишь включение в социально признаваемую деятельность

превращает эти "понимаемые"мотивы в реально действующие.

Главная цель развития личности - возможно более полная реализация

человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.