Рефераты. Философский аспект учения Карен Хорни






культурным ценностям, то причину тревожности следует искать в культуре. Чем

выше и динамичнее культура, тем больше у человека поводов для беспокойств и

тревог. Ощущение тревоги вызывает желание избавиться от неё через

вытеснение, то есть невротическим образом. Бегство от тревог заставляет

человека отвлекаться на что-то другое, погружаться в работу,

«наркотизироваться» в прямом и переносном смыслах.

То есть очевидно, что в современных условиях определенный уровень

тревожности неизбежен. Выход из этого – привычка. Многое зависит от

правильного воспитания. Важно научиться правильно воспринимать естественные

процессы в мире.

В ситуации базовой тревоги взрослый человек воспроизводит детские

переживания, такие как неуверенность, беспомощность и другие. В

значительной степени базовая тревога обусловлена детскими страхами. Поэтому

момент воспитания и внимания к детям представляется принципиально важным.

Таким образом, учитывая социо-культурную атмосферу в обществе,

значительная часть людей, согласно Хорни, обречена на невроз, что

становится типичным для нашего времени.

Хорни раскрывает идею о тесной взаимосвязи неврозов с типами общения,

социальными контактами. Здоровые люди невротизируются в ситуации

неудовлетворительного общения, и наоборот, люди, предрасположенные к

неврозу, могут развиваться в сторону большего равновесия в случае

благоприятных контактов. У каждого человека есть определенного уровня

потребности в тех или иных отношениях (дружеских, властных и других),

которые реализуются лишь во взаимодействии с другими людьми.

Невротический конфликт вызывает в человеке противоречия, причем

невротик не сознает того, что с ним происходит. Он тратит силы на уход от

конфликта, создание иллюзорной гармонии, выстраивая защитные механизмы.

Уход от конфликта часто приводит к созданию идеализированного образа

себя, вымышленного представления о себе, улучшающего свой взгляд на себя

самого. Такое восприятие себя ошибочно. Человек здесь предстает выдуманным,

а не реальным. Невротик цепляется всеми силами за этот образ. Но чем больше

он верит в надуманный образ, тем больше уходит от реальности, что лишь

усугубляет невроз.

Чем выше идеалы культуры, в которой живет человек, тем больше людей,

их не достигающих. Это порождает чувство мести, озлобленности на мир и

общество. Идеализированное «я» вступает в конфликт с социумом. В этой связи

важна психоаналитическая терапия, помогающая раскрыть реальное «я»

человека. В понятие психотерапия входит и самоанализ в том числе. Невротику

следует самому активно работать над собой, следуя наставлениям врача.

Иногда для этого приходится менять образ жизни, работу, отношения с людьми.

Фрейд считал причиной невротизма подавление культурой природного

начала в человеке. Хорни корректирует это положение: культура действительно

навязывает человеку некоторую идеализацию. Культура виновата не в том, что

жестока и деспотична, а в том, что слишком щедра и либеральна.

Не сама культура создает проблему, а человек неспособен правильно

оценить свои силы, сделать нужный выбор. Человек «не дотягивает» до уровня

культуры. Поэтому не культура (по Фрейду), а сам человек ответственен за

свой невроз. И разрушение иллюзорного «я» является важнейшим шагом на пути

устранения невроза.

Фрейд считал невроз падением человека в сторону регресса, Хорни же,

напротив, трактует невроз как эволюцию человека, как его развитие в лучшую

сторону, вверх. Отсюда невротические проблемы интеллектуальной прослойки

общества (интеллигенции), идущей с некоторым опережением в культурном

развитии и испытывающей конфликт культур в себе самой. «Поднимаясь» высоко,

невротик создает идеализированный образ себя, который трудно реализовать.

Поэтому следует сближать в себе идеальное и реальное. Идеалы, к которым

стремится человек, несомненно, должны присутствовать в жизни и выполнять

стимулирующие функции для личностного роста, но не стоит отрываться от

действительности и неадекватно оценивать себя. Идеал должен объединять, а

не разъединять людей.

Хорни выделяет четыре невротических черты личности. Во-первых, это

желание добиться любви, одобрения других. В этом случае невротик тратит

много усилий для того, чтобы нравиться, вызывать восхищение. Невнимание

вызывает волну переживаний. Обиды появляются даже в тех ситуациях, где сам

человек сомневается в своей правоте. Здесь может проявиться обратный

эффект: человек настойчиво стремится к контактам, старается понравиться, но

это вызывает обратную реакцию невнимания и отторжения. Естественное желание

заслужить похвалу превращается в невротическую зависимость от одобрения или

неодобрения других.

Другая черта невротика – стремление к власти. «Если он не становится

лидером, то чувствует себя полностью потерянным, зависимым и беспомощным.

Он настолько властен, что все, выходящее за пределы его власти,

воспринимается им как собственное подчинение. Вытеснение гнева может

привести его к чувству подавленности, уныния и усталости. Однако то, что

ощущается как беспомощность, может быть лишь попыткой обходным путем

достичь доминирования или выразить враждебность из-за своей неспособности

лидировать».[9] Стремление к власти у невротика возникает на основе страха,

чувства неполноценности. Будучи неуверенным в себе, он боится обнаружения

этой неуверенности другими. Этим объясняется его стремление быть правым во

всем. В этом случае средством самоутверждения могут служить сексуальные

отношения.

В-третьих, невротической личности свойственен невротический уход.

Стремление к независимости от других, подчеркнутое безразличие к тем

оценкам, которые дают его поступкам.

В-четвертых, - невротическая уступчивость. Неуверенность провоцирует

принятие чужого мнения. Человек уступает внешнему давлению. Подчиняется,

если другой на этом настаивает. Принцип уступчивого невротика заключается в

том, что если он подчинится другим, то они не навредят ему.

Таким образом, согласно Хорни, самосовершенствование сопряжено с

базовым конфликтом, постоянным беспокойством, которые в конечном счете

могут обратиться в невротический страх.

В некотором смысле культурным противодействием базового конфликта может

выступить религия, которая создает человеку некую устойчивую основу,

душевное успокоение. Однако Хорни полагает, что в современном обществе

религия уже не имеет почвы для возрождения. Более вероятна возможность

самореализации через свое дело, свое призвание. Но современная культура не

всегда создает для этого условия. В частности, в культуре Америки

культивируется эгоцентризм, индивидуализм. «Индивидуализм в культуре

западных «развитых» стран чаще всего определяется как мировоззрение, при

котором главными ценностями являются только такие личные способности

человека, которые явно превышают уровень, принятый данным обществом в

качестве нормы. «Индивидуализм» в этом понимании означает придание

чрезмерной ценности особенному (в ущерб всеобщему)… Человек может избежать

ощущения собственной неполноценности, только демонстрируя тем или иным

способом какую-либо особую способность.»[10] Такая культура способствует

развитию «идеализированного я» в ущерб раскрытию «я реального».

IV. Характеристика самоанализа

Рассматривая взаимоотношения человека и культуры, Хорни подчеркивает

тот момент, что личность является продуктом культуры, испытывая позитивные

и патогенные воздействия. Особое внимание Хорни уделяет негативным

аспектам, с той перспективой, чтобы наметить правильную психоаналитическую

терапию. Самое большое, что от культуры требуется – чтобы она не мешала

нормальному развитию личности. Под нормальным развитием понимается

реализация способностей, талантов, чувств. При этом силы и возможности для

этого находятся в самом человеке.

«Любая помощь… необходима в запутанных и сложных условиях цивилизации,

в которой все мы живем. Но профессиональная помощь, даже если бы она была

доступна более широкому кругу людей, вряд ли могла быть оказана каждому

нуждающемуся в ней. Именно поэтому вопрос о самоанализе имеет важное

значение. Всегда считалось, что «познать себя» не только полезно, но также

и возможно.»[11]. Люди обращаются к психоаналитику со своими проблемами,

чувствуя неспособность справиться с жизнью. Психоанализ не может исправить

недостатки цивилизации, но он способен прояснить некоторые противоречия,

страхи, слабые места в человеке.

Хорни строит свою психотерапию на интеллектуальном и моральном

воздействии. Врач должен хорошо чувствовать человека, проникнуться его

тревогами и заботами. Помощь психоаналитика сравнима с дружеским участием.

«Я часто говорила своим пациентам, что в идеале аналитик должен быть

всего лишь проводником в их тяжком восхождении в гору, указывающим, какой

путь целесообразнее избрать, а какого избегать. Чтобы быть точной, следует

добавить, что аналитик – это проводник, который и сам не совсем уверен в

маршруте... В силу этого тем более желательна собственная продуктивная

психологическая работа пациента…Помимо компетентности аналитика именно

собственная творческая активность пациента определяет как

продолжительность, так и результат анализа.»[12]

Согласно Хорни, завершиться анализ не может никогда. Жизнь человека

предполагает постоянную борьбу, где психоанализ выступает одним из способов

помощи человеку.

Библиография:

1. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.,

1993.

2. Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб., 1997.

3. Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.

4. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

5. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.

6. Хэтчер У. Этика аутентичных отношений. СПб., 1999.

7. Решетников М.М. Что такое психоанализ? СПб., 1998.

8. Психология. Словарь. М., 1990.

-----------------------

[1] Фрейд З. Недовольство культурой // Психоанализ. Религия. Культура. М.,

1992. С 75-95

[2] Хорни К. Невротическая потребность в любви // Женская психология. СПб.,

1993., С.220

[3] Хорни К. Страх перед женщиной // Женская психология. С. 113

[4] Хорни К. Недоверие между полами // Женская психология. С. 76

[5] Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. С. 16.

[6] Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. С. 220

[7] Хорни К. Невротическая личность нашего времени. С. 215.

[8] Ницше Ф. Антихрист. Соч. в 2 т., М., 1990., Т.2, С. 641

[9] Хорни К. Невротическая личность нашего времени. С. 137

[10] Хэтчер У. Этика ауиентичных отношений., СПб., 1999., С. 37

[11] Хорни К. Самоанализ. М., 1993., С.225

[12] См. там же С. 228.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.