культурным ценностям, то причину тревожности следует искать в культуре. Чем
выше и динамичнее культура, тем больше у человека поводов для беспокойств и
тревог. Ощущение тревоги вызывает желание избавиться от неё через
вытеснение, то есть невротическим образом. Бегство от тревог заставляет
человека отвлекаться на что-то другое, погружаться в работу,
«наркотизироваться» в прямом и переносном смыслах.
То есть очевидно, что в современных условиях определенный уровень
тревожности неизбежен. Выход из этого – привычка. Многое зависит от
правильного воспитания. Важно научиться правильно воспринимать естественные
процессы в мире.
В ситуации базовой тревоги взрослый человек воспроизводит детские
переживания, такие как неуверенность, беспомощность и другие. В
значительной степени базовая тревога обусловлена детскими страхами. Поэтому
момент воспитания и внимания к детям представляется принципиально важным.
Таким образом, учитывая социо-культурную атмосферу в обществе,
значительная часть людей, согласно Хорни, обречена на невроз, что
становится типичным для нашего времени.
Хорни раскрывает идею о тесной взаимосвязи неврозов с типами общения,
социальными контактами. Здоровые люди невротизируются в ситуации
неудовлетворительного общения, и наоборот, люди, предрасположенные к
неврозу, могут развиваться в сторону большего равновесия в случае
благоприятных контактов. У каждого человека есть определенного уровня
потребности в тех или иных отношениях (дружеских, властных и других),
которые реализуются лишь во взаимодействии с другими людьми.
Невротический конфликт вызывает в человеке противоречия, причем
невротик не сознает того, что с ним происходит. Он тратит силы на уход от
конфликта, создание иллюзорной гармонии, выстраивая защитные механизмы.
Уход от конфликта часто приводит к созданию идеализированного образа
себя, вымышленного представления о себе, улучшающего свой взгляд на себя
самого. Такое восприятие себя ошибочно. Человек здесь предстает выдуманным,
а не реальным. Невротик цепляется всеми силами за этот образ. Но чем больше
он верит в надуманный образ, тем больше уходит от реальности, что лишь
усугубляет невроз.
Чем выше идеалы культуры, в которой живет человек, тем больше людей,
их не достигающих. Это порождает чувство мести, озлобленности на мир и
общество. Идеализированное «я» вступает в конфликт с социумом. В этой связи
важна психоаналитическая терапия, помогающая раскрыть реальное «я»
человека. В понятие психотерапия входит и самоанализ в том числе. Невротику
следует самому активно работать над собой, следуя наставлениям врача.
Иногда для этого приходится менять образ жизни, работу, отношения с людьми.
Фрейд считал причиной невротизма подавление культурой природного
начала в человеке. Хорни корректирует это положение: культура действительно
навязывает человеку некоторую идеализацию. Культура виновата не в том, что
жестока и деспотична, а в том, что слишком щедра и либеральна.
Не сама культура создает проблему, а человек неспособен правильно
оценить свои силы, сделать нужный выбор. Человек «не дотягивает» до уровня
культуры. Поэтому не культура (по Фрейду), а сам человек ответственен за
свой невроз. И разрушение иллюзорного «я» является важнейшим шагом на пути
устранения невроза.
Фрейд считал невроз падением человека в сторону регресса, Хорни же,
напротив, трактует невроз как эволюцию человека, как его развитие в лучшую
сторону, вверх. Отсюда невротические проблемы интеллектуальной прослойки
общества (интеллигенции), идущей с некоторым опережением в культурном
развитии и испытывающей конфликт культур в себе самой. «Поднимаясь» высоко,
невротик создает идеализированный образ себя, который трудно реализовать.
Поэтому следует сближать в себе идеальное и реальное. Идеалы, к которым
стремится человек, несомненно, должны присутствовать в жизни и выполнять
стимулирующие функции для личностного роста, но не стоит отрываться от
действительности и неадекватно оценивать себя. Идеал должен объединять, а
не разъединять людей.
Хорни выделяет четыре невротических черты личности. Во-первых, это
желание добиться любви, одобрения других. В этом случае невротик тратит
много усилий для того, чтобы нравиться, вызывать восхищение. Невнимание
вызывает волну переживаний. Обиды появляются даже в тех ситуациях, где сам
человек сомневается в своей правоте. Здесь может проявиться обратный
эффект: человек настойчиво стремится к контактам, старается понравиться, но
это вызывает обратную реакцию невнимания и отторжения. Естественное желание
заслужить похвалу превращается в невротическую зависимость от одобрения или
неодобрения других.
Другая черта невротика – стремление к власти. «Если он не становится
лидером, то чувствует себя полностью потерянным, зависимым и беспомощным.
Он настолько властен, что все, выходящее за пределы его власти,
воспринимается им как собственное подчинение. Вытеснение гнева может
привести его к чувству подавленности, уныния и усталости. Однако то, что
ощущается как беспомощность, может быть лишь попыткой обходным путем
достичь доминирования или выразить враждебность из-за своей неспособности
лидировать».[9] Стремление к власти у невротика возникает на основе страха,
чувства неполноценности. Будучи неуверенным в себе, он боится обнаружения
этой неуверенности другими. Этим объясняется его стремление быть правым во
всем. В этом случае средством самоутверждения могут служить сексуальные
отношения.
В-третьих, невротической личности свойственен невротический уход.
Стремление к независимости от других, подчеркнутое безразличие к тем
оценкам, которые дают его поступкам.
В-четвертых, - невротическая уступчивость. Неуверенность провоцирует
принятие чужого мнения. Человек уступает внешнему давлению. Подчиняется,
если другой на этом настаивает. Принцип уступчивого невротика заключается в
том, что если он подчинится другим, то они не навредят ему.
Таким образом, согласно Хорни, самосовершенствование сопряжено с
базовым конфликтом, постоянным беспокойством, которые в конечном счете
могут обратиться в невротический страх.
В некотором смысле культурным противодействием базового конфликта может
выступить религия, которая создает человеку некую устойчивую основу,
душевное успокоение. Однако Хорни полагает, что в современном обществе
религия уже не имеет почвы для возрождения. Более вероятна возможность
самореализации через свое дело, свое призвание. Но современная культура не
всегда создает для этого условия. В частности, в культуре Америки
культивируется эгоцентризм, индивидуализм. «Индивидуализм в культуре
западных «развитых» стран чаще всего определяется как мировоззрение, при
котором главными ценностями являются только такие личные способности
человека, которые явно превышают уровень, принятый данным обществом в
качестве нормы. «Индивидуализм» в этом понимании означает придание
чрезмерной ценности особенному (в ущерб всеобщему)… Человек может избежать
ощущения собственной неполноценности, только демонстрируя тем или иным
способом какую-либо особую способность.»[10] Такая культура способствует
развитию «идеализированного я» в ущерб раскрытию «я реального».
IV. Характеристика самоанализа
Рассматривая взаимоотношения человека и культуры, Хорни подчеркивает
тот момент, что личность является продуктом культуры, испытывая позитивные
и патогенные воздействия. Особое внимание Хорни уделяет негативным
аспектам, с той перспективой, чтобы наметить правильную психоаналитическую
терапию. Самое большое, что от культуры требуется – чтобы она не мешала
нормальному развитию личности. Под нормальным развитием понимается
реализация способностей, талантов, чувств. При этом силы и возможности для
этого находятся в самом человеке.
«Любая помощь… необходима в запутанных и сложных условиях цивилизации,
в которой все мы живем. Но профессиональная помощь, даже если бы она была
доступна более широкому кругу людей, вряд ли могла быть оказана каждому
нуждающемуся в ней. Именно поэтому вопрос о самоанализе имеет важное
значение. Всегда считалось, что «познать себя» не только полезно, но также
и возможно.»[11]. Люди обращаются к психоаналитику со своими проблемами,
чувствуя неспособность справиться с жизнью. Психоанализ не может исправить
недостатки цивилизации, но он способен прояснить некоторые противоречия,
страхи, слабые места в человеке.
Хорни строит свою психотерапию на интеллектуальном и моральном
воздействии. Врач должен хорошо чувствовать человека, проникнуться его
тревогами и заботами. Помощь психоаналитика сравнима с дружеским участием.
«Я часто говорила своим пациентам, что в идеале аналитик должен быть
всего лишь проводником в их тяжком восхождении в гору, указывающим, какой
путь целесообразнее избрать, а какого избегать. Чтобы быть точной, следует
добавить, что аналитик – это проводник, который и сам не совсем уверен в
маршруте... В силу этого тем более желательна собственная продуктивная
психологическая работа пациента…Помимо компетентности аналитика именно
собственная творческая активность пациента определяет как
продолжительность, так и результат анализа.»[12]
Согласно Хорни, завершиться анализ не может никогда. Жизнь человека
предполагает постоянную борьбу, где психоанализ выступает одним из способов
помощи человеку.
Библиография:
1. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.,
1993.
2. Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб., 1997.
3. Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.
4. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
5. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.
6. Хэтчер У. Этика аутентичных отношений. СПб., 1999.
7. Решетников М.М. Что такое психоанализ? СПб., 1998.
8. Психология. Словарь. М., 1990.
-----------------------
[1] Фрейд З. Недовольство культурой // Психоанализ. Религия. Культура. М.,
1992. С 75-95
[2] Хорни К. Невротическая потребность в любви // Женская психология. СПб.,
1993., С.220
[3] Хорни К. Страх перед женщиной // Женская психология. С. 113
[4] Хорни К. Недоверие между полами // Женская психология. С. 76
[5] Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. С. 16.
[6] Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. С. 220
[7] Хорни К. Невротическая личность нашего времени. С. 215.
[8] Ницше Ф. Антихрист. Соч. в 2 т., М., 1990., Т.2, С. 641
[9] Хорни К. Невротическая личность нашего времени. С. 137
[10] Хэтчер У. Этика ауиентичных отношений., СПб., 1999., С. 37
[11] Хорни К. Самоанализ. М., 1993., С.225
[12] См. там же С. 228.
Страницы: 1, 2, 3