Рефераты. Философские взгляды В.С. Соловьева






всеединства применяется Соловьевым и в теории познания — гносеологии.

Вл. Соловьев различает три способа познания: эмпирический,

рациональный и мистический. Эмпирическое познание — это познание опытное. В

нем главную роль играют органы чувств. Рациональное познание осуществляется

разумом. Наконец, мистическое познание — это внутреннее познание,

осуществляемое с помощью веры. Под термином «вера» Вл. Соловьев понимает не

только лишь субъективное убеждение, а интуицию, или непосредственное

познание, т.е. познание, не требующее логических шагов. Истина всеедина в

том смысле, что она есть результат совместного действия органов чувств,

разума и интуиции. Истина рациональна по своей форме, но одновременно она

не мертва, не является сухой и застывшей — какой бы она была, если бы

целиком сводилась к рациональности. Жизненность ей придают чувственный опыт

и интуиция. Заблуждение возникает вследствие разрывов между эмпирическим,

рациональным и мистическим (интуитивным) познанием или вследствие

абсолютизации одного из них. Другой причиной заблуждений является придание

абсолютного значения тому, что по своей сути. Принцип всеединства

применительно к познанию тем самым означает постоянное обобщение, поиск все

более общих теорий, способных включить в себя ранее известные.

Всеединство является также принципом отношения трех ценностей,

фундаментальных для всякой классической философской системы, — истины,

блага и красоты. Их соединяет понятие любви.

Вселенская теократия

Принцип всеединства находит свое продолжение в учение Вл. Соловьев о

вселенской теократии. Теократия (букв. «боговластие»), по замыслу философа,

должна объединить все христианские народы прежде всего в единство духовное.

Предполагалось, что во главе нового духовного объединения станет Папа

Римский. Папа стал бы главой духовной власти всех христиан. Светскую власть

объединенных народов возглавил бы российский император. Наконец, еще одна

«ветвь власти» (говоря теперешним языком) должна была принадлежать пророкам

— людям, которые в силу своих интеллектуальных и нравственных качеств

пользуются особым уважением и авторитетом. Их миссия «теоретическая» и

«пропагандистская». Вселенская теократия призвана противостоять опасности

нигилизма и грубого материализма. Эта опасность остро ощущалась Вл.

Соловьевым на протяжении всей жизни.

Учение о Софии

Учение о Софии ярко выражает своеобразие философии Вл. Соловьева. София —

не только понятие, но и образ, придающий философским взглядам русского

мыслителя романтическую приподнятость и поэтическую возвышенность. В образе

Софии наглядно обнаруживается особое, утонченно-трепетное, отношение Вл.

Соловьева к миру, характерное также для его философии.

Учение о Софии — типичное метафизическое учение, т.е. представляет собой

умозрительную гипотезу, которая не может быть ни доказана, ни опровергнута

методами естественных наук. В условиях все большего распространения

научного («положительного») мировоззрения, отвергающего метафизические

сущности, Вл. Соловьев смело идет по стопам Платона — основателя

метафизики. София и есть вечная женственность — образ красоты, хрупкости,

порождающего начала и в то же время — двойственности, переменчивости и

безразличия. Это обобщенный образ земного мира — мира противоречивого и

обманчивого и одновременно одушевленного и прекрасного. В образе Софии

нашли свое отражение различные идеи и представления, известные в истории

мысли. Вл. Соловьев синтезировал идею дуальности (двойственности) Платона,

понятие Души мира неоплатоников, христианское учение о Премудрости Божией,

представления о познании средневековых мистиков, образ беспорочной красоты

Девы Марии (Матери Божией).

Мысля Софию как философское понятие, Вл. Соловьев одновременно

представлял ее совершенно наглядно — в виде прекрасной женщины. Она трижды

в течение жизни являлась ему в видениях, о чем он рассказал в стихотворении

«Три свидания». Можно сказать, что образ Софии был для него своеобразной

музой, вдохновлявшей его. Одновременно София — важнейшее понятие

философской системы. При помощи столь ненаучного понятия, которое гораздо

ближе стоит к области поэтического творчества, чем к науке, Вл. Соловьев

сознательно стремился избегнуть односторонне-рационалистического характера

своей философии. Мыслитель всегда стремится избегать всякой

односторонности. Это было его программным положением, прямо вытекающим из

принципа всеединства

Понятие Софии прямо или косвенно фигурирует во всех произведениях Вл.

Соловьева. Это означает, что без него философ не мог обойтись при решении

самых разнообразных вопросов. В понятии Софии заключено множество смыслов.

Оно выполняет в философской системе Вл. Соловьева также и разнообразные

функции.

София играет роль своеобразного «соединительного моста» между рациональным

содержанием философии и ее поэтически-возвышенной стороной. Дело в том, что

София это первообраз мира, иначе говоря, идеальный план мира. С помощью

понятия Софии Вл. Соловьев утверждает, что мир не сводится к хаотической

стороне: в нем существен момент упорядоченности. Закономерности мира,

однако, не могут быть сведены к законам механической причинности, известным

естествознанию. Эти законы (а не только их проявления) бесконечно

многообразны и изменчивы. Это значит, что мир одушевлен, подобно тому как

одушевлен отдельный человек, отдельное живое существо. Понятие Софии

индивидуализирует понятие Души мира. Всякая душа индивидуальна. Но когда

речь идет о душе лишь как об абстрактном понятии, то познать ее во всей

полноте невозможно. Для этого ее надо представить конкретно — в виде

определенного лица, личности. Абстрактную душу невозможно и любить — любить

можно лишь конкретное лицо, которое можно ощутить или представить наглядно.

Именно поэтому Душа мира получает у Соловьева конкретно-наглядное

выражение.

С другой стороны София - символ и наглядный образ любви. Любовь же — то,

что объединяет. София и есть объединяющее начало. Мир не рассыпается на

отдельные части, хотя и состоит из множества разнообразных и

разнокачественных предметов. При внимательном рассмотрении мы видим, что

все части взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, существует то,

что его объединяет. Это София — начало любви.

Наибольшую роль София играет не по отношению к природе как таковой (т.е.

взятой вне человека), а по отношению к человеческому обществу и истории.

София есть то, что объединяет человечество, всех людей, причем не только

живущих в настоящее время, но все поколения, прошлые и нынешние. В развитии

общества София впервые являет себя непосредственно.

Соловьев также показывает в образе Софии — «тело Христово», или

христианскую церковь. Церковь является обязательным посредником между Богом

и человеком. Вне церкви никакая вера в Христа невозможна. Церковь есть

соборное объединение людей. Это добровольное объединение, возникающее на

основе общей веры, общих идеалов и ценностей. Церковь — это единение в

любви. Поэтому церковно-соборное объединение является положительным

образцом для всякого творческого объединения, предполагающего не ущемление

прав и достоинства личности, а, наоборот, утверждающего свободу индивида.

«Русская идея». Вл.С. Соловьев

Вл. Соловьеву принадлежит заслуга в постановке и разработке проблемы,

которую с тех пор принято обобщенно обозначать словосочетанием «русская

идея», она как бы является конкретным выражением принципа всеединства.

Вл. Соловьев считал, что каждая нация, объединенная в соответствующее

государственное единство, призвана выполнять в составе человечества

определенную миссию, или роль. Под нацией он понимал не этнос, а

совокупность народов, объединенных в одном государстве. Миссия, или роль,

нации в составе мирового целого есть ее национальная клея. Каждая нация

должна обрести свою идею, в противном случае существование нации не

оправдано. Национальная идея — это определенное задание, данное Богом; это

долг народа, объединенного в государстве, перед Богом. Одновременно это

вклад, который нация призвана внести в копилку общечеловеческих достижений.

Национальная миссия тем более высока и значительна, чем более она

способствует достижению всечеловеческого единства на христианских

основаниях.

Таким образом, «русская идея» в понимании Вл. Соловьева — это миссия

России в составе мирового сообщества. Она выступает долгом или моральным

обязательством, а не вытекает непосредственно из материальных условий

существования России. Анализ исторического пути России позволит определить

те моменты истории, в которые она вносила наибольший вклад в развитие

христианской цивилизации. Именно эти моменты дадут возможность определить

миссию России в будущем: «Что Россия должна сделать во имя христианского

начала и во благо христианского мира».

В чем же состоит, по Вл. Соловьеву, «русская идея», или историческая

миссия России? Конечно, она должна быть связана с задачей усиления роли

христианства и христианских ценностей. Вл. Соловьев полагает, что следует

использовать мощь российского государства не для узконациональных целей, а

во благо христианского человечества. Россия как крупнейшее государство

должна стать инициатором и главной опорой духовного объединения

христианских стран. В этом и состоит «русская идея»: «Христианская

Россия... должна подчинить власть государства... авторитету Вселенской

Церкви и отвести подобающее место общественной свободе... Русская империя,

отъединенная в своем абсолютизме, есть лишь угроза борьбы и бесконечных

войн. Русская империя, пожелавшая служить Вселенской церкви и делу

общественной организации... внесет в семейство народов мир и

благословение».

«Русская идея» мыслится Соловьевым в контексте его учения о Вселенской

теократии и всеединстве. Поэтому «русская идея требует от нас обращения

всех наших национальных дарований, всей мощи нашей империи на окончательное

осуществление социальной троицы, где каждое из трех главных органических

единств — церковь, государство и общество», будет находиться «в безусловной

внутренней связи» с двумя другими. Церковь (первое лицо социальной троицы)

олицетворяет собой начало единства и солидарности. Она является также

носителем традиции или предания. Государство, или светская власть (второе

лицо социальной троицы), должно стать могучим орудием «истинной социальной

организации». Для этого государству следует перестать быть защитником

эгоистических национальных интересов. Государство не должно быть целью само

по себе. Оно должно быть средством, прежде всего законодательно

регулировать частную инициативу лиц п организаций. Наконец, общество, или

общественность (третье лицо социальной троицы), есть свободная и

совершенная организация, выражающая самодеятельность и самоорганизацию

свободных граждан. Общественность направляется деятельностью пророков. Три

лица социальной троицы должны быть «безусловно солидарны между собой»,

поскольку являются органами единого организма, выполняющими жизненно важные

функции общественного целого.

Место и значение Вл. Соловьева в истории русской мысли

Величие творчества и личности Вл. Соловьева было очевидно многим его

современникам и непосредственным преемникам, на которых мыслитель оказал

значительное влияние.

Место и значение творчества Вл. Соловьева в истории русской мысли

определяются тем, что он явился завершителем и систематизатором русской

философской классики. Его система — вершина русской классической философии.

Без творчества Вл. Соловьева едва ли мы вообще имели бы возможность

говорить о русской классической философии как о реальном факте культуры.

Реализуя принцип всеединства, он стремился к максимальному теоретическому

обобщению опыта предшествующего философского и культурного развития. В его

философии нашли отражение в переосмысленном виде идеи едва ли не всех

выдающихся западноевропейских и русских мыслителей.

Общим для Вл. Соловьева и западноевропейской философской классики явилась

и постановка в центр философствования вопроса об идеале. Классическую

философскую мысль интересует не столько вопрос «что есть», сколько «что

должно быть». Идеал определяется христианским мировоззрением, поэтому

вполне очевиден и не требует особых усилий, чтобы быть понятым. Это

гармония души и тела, братство и солидарность людей, любовь, сострадание и

милосердие, стыд, совесть, благоговение перед высшим и другие ценности

христианского мировоззрения. Но почему наблюдаемая действительность столь

далеко отстоит от идеала?

Уверенность в конечном торжестве идеала над уродствами и безобразиями

видимого мира лежит в основе ощущения прочности бытия, его незыблемости

перед лицом возможных катастроф и потрясений. Ничто не может нарушить

поступательного движения мира в целом, а следовательно, общественного

развития, истории человечества. Историческая закономерность пробьет себе

дорогу. Поэтому катастрофы и неурядицы носят временный, преходящий

характер. В этом же русле развивается основная тенденция философского

творчества Вл. Соловьева.

Используемая литература:

Лосев А.Ф. «Владимир Соловьев и его время»

Вл. С. Соловьев «Избранные произведения»

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.