Рефераты. Философские взгляды И. Канта






Философские взгляды И. Канта

Министерство высшего и профессионального образования РФ

Костромской Государственный Технологический Университет

кафедра философии

Предмет: философия.

Тема: Немецкая классическая философия.

Философские взгляды И. Канта.

Выполнил:

студент гр. 98-3Ти-356

Смирнов А.Л.

Проверил:

Кострома 1998 г.

ПЛАН

В в е д е н и е

1. Аналитика прекрасного.

а. Суждение вкуса по его качеству и количеству.

б. Суждение вкуса по отношению к целям.

в. Суждение вкуса по модальности удовольствия от предмета.

2. Аналитика возвышенного.

а. Характеристика чувства возвышенного.

б. Возвышенное в природе.

3. Дедукция чистых эстетических суждений.

а. Субъективный принцип способности суждений вкуса.

б. Имперический и интеллектуальный интерес в прекрасном.

в. Характеристика изящных искусств и гения

4. Диалектика эстетической способности суждения.

а. Антиномия вкуса.

б. Об идеализме природы и искусства.

З а к л ю ч е н и е

П р и м е ч а н и е

Самый главный предмет в мире -

это человек, ибо он для себя -

своя последняя цель. Право чело-

века должно считаться священным.

И. Кант

"Критика способности суждения" Канта является основной его работой, как

по ее значению для понимания философии самого Канта, так и по влиянию,

какое она получила в истории послекантовского немецкого идеализма. В этой

работе учение кантовского критицизма применяется, во-первых, к способности

суждения о прекрасном и произведениях искусства, во-вторых, к способности

суждения о целесообразности в природе, или о целесообразном строении

организмов. Вопрос о целесообразности в природе учеными XVIII столетия

решался с точки зрения всеобщих законов развития механики, физики и

астрономии. Механическая причинность стала ключом к научному объяснению

всех процессов и явлений природы, в основе которых лежало представление о

целях. С развитием анатомии и физиологии человека и высших животных

усиливается тенденция распространить принцип механической причинности и на

органическую природу. Но этот метод познания и объяснения органического

мира зашел в тупик в объяснении вопроса возникновения жизни на Земле. Кант

нашел яркое выражение для этого состояния остановившейся на половине пути

современной ему науки. В своем раннем трактате "Всеобщая естественная

история и теория неба" 1755 г. он одновременно выразил и гордую уверенность

науки в законности, силе механического причинного объяснения явлений

неорганической природы, и смиренное признание ее неспособности дать такое

же объяснение явлениям природы органической. Пока наука подчинялась

религии, то естественно все явления и процессы объяснения органического

мира она объясняла с религиозной точки зрения, но все настойчивее наука

искала пути для научного, не религиозного объяснения природы. Так возникло

в научном мировоззрении XVIII века одно из основных для него противоречий.

Наука не смогла признать, как факт, существование целесобразности в

природе, в то же время сама наука признавала, что научное объяснение этого

факта пока невозможно. Это противоречие ослабло к XIX веку, но еще

продолжалось вплоть до середины нашего столетия, пока физические и

математические методы не проникли в биологию. В эпоху Канта указанное

противоречие оставалось в силе. Оно не укрылось от проницательного взора

Канта и стало предметом исследования не только в его ранней космогонии, но

также в первой из его "критик" - в "Критике чистого разума" 1781 г., а

также в последующих его работах "Критика практического разума" и явилось

всесторонним изучением этой проблемы в его главной и основной работе -

"Критика способности суждения" 1790 г. "Критика способности суждения"

завершает построение философии Канта. Если "Критика чистого разума" изучала

законодательства рассудка, а "Критика практического разума" изучала

законодательства разума, то "Критика способности суждения" исследует

способность суждения, которая представляет, как теперь полагает Кант,

промежуточное звено между рассудком и разумом.

Учение Канта о целесообразности в органической природе с его

достоинствами и недостатками выступают в противоречивом сочетании.

Совершенно ясно, что, отрицая применимость к организмам принципа

механической причинности в качестве способа теоретического объяснения, Кант

и в решении этого вопроса становится агностиком, однако в кантовском

отрицании принципа механического объяснения целесообразных органических

структур звучит и другой, принципиально не связанный с агностицизмом (см.

Примечание № 1) мотив, а именно критика односторонности и недостаточности

механизма как метода, призванного объяснить происхождение органических

форм, но все же механизм для Канта остается идеалом. В то же время он с

большой настойчивостью выдвинул перед философией и перед теорией познания

вопрос о целесообразности форм органической природы. Он с редкой

проницательностью показал, что наука не вправе остановиться перед загадкой

целесообразности, и не может и не должна сложить перед ней оружие

причинного теоретического исследования и объяснения, однако агностицизм

Канта парализует ценные выводы из его работ. Кант указывает на

необходимость дополнить принцип механического объяснения теологическим

принципом с внедрением физических методов в биологию. Успехи кибернетики

убедительно показывают нам в настоящее время, насколько принципиален был

Кант, защищая право все более широкого применения к органической природе и

к ее целесообразным структурам методов физической причинности.

Краткая биография Иммануила Канта

Иммануил Кант родился в Прусском королевстве в 1724 году, в городе

Кенигсберге, в семье мастерового - мастера седельного цеха. Окончил

гимназию и Кенигсбергский университет. Поначалу работал домашним учителем,

с 1755 года преподавал в Кенигсбергском университете и лишь в 46 лет (в

1770 году) получил профессорскую кафедру логики и метафизики (был деканом

факультета и дважды избирался ректором университета). В ходе семилетней

войны Кенигсберг был занят русскими войсками, а в 1794 году Иммануил Кант

избирается членом Российской академии.

Хотя книги Канта стали публиковаться в 70-е годы, широкую известность он

получил лишь в последнее десятилетие XVIII века. Чувствуя, что начал

дряхлеть, Кант оставляет преподавательскую деятельность, но продолжает свои

философские исследования.

В 1804 году Кант умер. Он похоронен в Кенигсберге (Калининграде) на

Острове Канта.

Первый раздел.

Чтобы определить, прекрасно нечто или нет, мы соотносим представление не

с объектом посредством рассудка ради познавания, а с субъектом и его

чувством удовольствия или неудовольствия посредством воображения. Суждение

вкуса, поэтому не есть познавательное суждение: стало быть, оно не

логическое, а эстетическое суждение, под которым подразумевается то

суждение, определяющее основание которого может быть только субъективным.

Кант далее подчеркивает, что удовольствие, которое определяет эстетическое

суждение вкуса, свободно от всякого интереса. Он пишет: "Каждый должен

согласиться с тем, что то суждение о красоте, к которому примешивается

малейший интерес, очень пристрастно и не есть чистое суждение вкуса. (В

первом издании "Критики способности суждения" Канта, вышедшей на русском

языке в 1798 году, слово "пристрастно" переведено как "партийно", поэтому

смысл фразы звучит так: "...суждение о красоте, к которому примешивается

малейший интерес, партийно"). Поэтому для того, чтобы быть судьей в

вопросах вкуса, нельзя ни в малейшей степени быть заинтересованным в

существовании вещи, в этом отношении надо быть совершенно безразличным.",

стр.205. (Все ссылки в последующем на высказывания Иммануила Канта будут

даваться по собранию сочинений в шести томах, т. 5, "Критика способности

суждения", изд-во "Мысль", М., 1966.) Всякая заинтересованность ведет не к

эстетическому наслаждению, а к практическому удовольствию от приятной или

хорошей вещи, далее Кант отмечает: "Через это ощущение оно возбуждает

желание обладать такими предметами...", стр.207. Суждение о предмете

удовольствия может быть совершенно незаинтересованным и в то же время очень

интересным, то есть, оно не основывается на интересе, но возбуждает

интерес: таковы все чистые моральные суждения, но суждения вкуса сами по

себе вовсе не обосновывают какого-либо интереса. Несмотря, однако, на все

это различие между приятным и хорошим (первое то, что нравится внешним

чувством в ощущении, второе то, что нравится посредством разума через одно

лишь понятие) они сходятся в том, что всегда связаны с заинтересованностью

в своем предмете.

Суждение вкуса, очищенное от утилитарности, является созерцательным

суждением, то есть, будучи безразличным к существованию предмета, лишь

связывает его свойства с чувством удовольствия и неудовольствия.

Из трех видов удовольствия, означающих, следовательно, три различных

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.