Рефераты. Философские шпаргалки






Медленные темпы исторического развития феодального общества способствовали

возникновению неправильного представления о нем как о периоде застоя и даже

регресса по сравнению с уровнем рабовладельческого античного общества. На

самом же деле научные и философские знания, в значительной своей части были

сохранены и продолжали развиваться в новых условиях. Противостояние

началось между двумя религиозными философскими направлениями: апологетикой

и патристикой. Апологеты - защитники старого христианства, а то, что не

связывалось с "идеями" Платона, отдавалось Богу. Патристика - собрание

сочинений отцов церкви, заложивших основы нового христианства. Она защищала

мир как благое творение Бога, полное целесообразности. Патристика, на

заключительном своем этапе, заложила основы схоластики. В центре внимания

схоластов был вопрос об отношении знания к вере. Они исходили из тезиса о

главенстве веры над разумом. Характерные особенности средневековой

философии проявились в борьбе реализма и номинализма. Под реализмом

подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают

только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы. Согласно

средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой

мысли, идеи в божественном разуме. Противоположное направление было связано

с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма.

Согласно номиналистам, общие понятия только имена; они не обладают никаким

самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем

абстрагирования признаков общих для ряда вещей, а универсалии существуют

после вещей. Но наиболее приемлемым для церкви оказался реализм Альберта

Великого и Фомы Аквинского (13в.), синтезировавших идеи Аристотеля,

Авиценны и христианской теологии. Универсалии, согласно Фоме, существуют,

проявляются божественном разуме, в сущности вещей и в человеческом разуме.

Самый выдающийся номиналист Оккам (14в.), используя некоторые идеи Дунса

Скота, утверждал, что предметом познания могут быть только единичные

индивидуальности.

43. Бог, природа и человек в средневековой философии.

На развалинах рабовладельческого строя в Западной Европе возникло

феодальное общество, между которыми шла борьба по всем направлениям.

Хранительницей письменности и образованности в Европе после торжества

христианства стала церковь. Поэтому она заявила о себе как о ведущем типе

мировоззрения и основным вопросом, волновавшим философов того времени был

вопрос о природе и человеке, как творении Бога.

Согласно христианской религии, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом

своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество

продолжает каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира. Такое

мировоззрение носит название креационизма - от латинского слова "creatio",

что значит "творение", "создание".

Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное

начало. В отличие от античных богов, которые были, как бы родственны

природе, христианский бог стоит над природой Активное творческое начало как

бы изымается из природы, и передается богу. Поэтому космос не является

больше вечным бытием, живым и одушевленным целым, каким его считали многие

из греческих философов.

Другим важным следствием креационизма является преодоление характерного для

античной философии дуализма противоположных начал активного и пассивного:

идей с одной стороны, материи - с другой. На место дуализма приходит

монистический принцип: есть только одно абсолютное начало - бог, а все

остальное его творение. Христианский философ 4-5 веков Августин Блаженный

говорит поэтому, что бог есть высшее бытие, высшее благо. Отождествляя бога

с бытием, Августин следует священному писанию. В Ветхом завете бог сообщает

о себе человеку: "Я есмь Сущий". В отличие от бога, сотворенный мир не

обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а

благодаря другому; отсюда происходит непостоянство, изменчивость,

преходящий характер всего, что мы встречаем в мире.

44. Философия Возрождения и эволюция понятия науки.

Философские и социологические учения, развивавшиеся в Европе (прежде всего

и ранее всего в Италии) в эпоху разложения феодализма и становления раннего

буржуазного общества (15 начало 17 века). Официальной философией в эту

эпоху еще оставалось схоластика, но возникновение культуры гуманизма,

возобновление античного философского наследия и значительные достижения в

области естествознания приводили к тому, что передовая философия

Возрождения перестает играть роль служанки богословия, в ней развиваются

антисхоластические направления. Ранее всего они проявились в этике, в

возобновлении этических учений стоицизма (Ф. Петрарка) и эпикуреизма (Л.

Валла) направленных против господствующей христианской морали. Наибольшую

роль в философии эпохи В. сыграли натурфилософские концепции (Бруно,

Кузанский, Парацельс, Телезио), свидетельствовавшие о крушении

схоластической картины мира и схоластических методов осмысления природы.

Хотя в этих концепциях и отражался переходный характер В. ("увлечение

астрологией, магией, алхимией и др. формами ненаучного истолкования мира),

однако общая линия развития натурфилософии означала все большее торжество

материалистического понимания мира (Бруно, гелиоцентрическая система

Коперника). Наиболее важными результатами естественнонаучного направления

философии эпохи В. были: методы экспериментально-математического

исследования природы, философски обобщенные в произведениях Леонардо да

Винчи и в особенности Галилея, детерминистическое истолкование

действительности противоположное теологическому истолкованию ее схоластами,

формулировка подлинно научных, свободных от элементов антропоморфизма

законов природы (И. Кеплер - в астрономии, Г. Галилей - в механике).

Определяющими чертами естественно - научного направления философии эпохи В.

были: метафизическое понимание последних элементов природы, как абсолютно

бескачественных, неживых; Отсутствие исторического взгляда на природу и в

связи с этим деистическая непоследовательность, сохраняющая обособленное

положение бога в бесконечном мире (Галилей, отчасти Ф. Бекон).

45. Диалектика Николая Кузанского и пантеизм Дж. Бруно.

Философия Н. Кузанского была пантеистична: он утверждал, что бог есть во

всех вещах, и наоборот. Познание высших истин, по Н. Кузанскому,

достигалось не путем схоластических рассуждений, а на основе опыта.

Подобное познание Кузанский называл "ученым незнанием", в противоположность

схоластическому "знанию". Важным разделом философских взглядов Н.

Кузанского было его учение о "совпадении противоположностей". Это учение

свидетельствовало о наличии серьезных элементов диалектики в философии Н.

Кузанского. Вместе с тем он утверждал, что только интуитивным путем человек

доходит до понимания того, что в высшем единстве мира совпадают

противоположности.

Материалистическое и атеистическое мировоззрение великого итальянского

философа Джордано Бруно было заключено в пантеистическую оболочку, основой

всего существующего он считал единое материальное начало, обладающее

безграничной творческой силой. В противоположность схоластам и теологам

Бруно возвеличивал природу, материальный мир, порождающий бесчисленные

формы жизни из самого себя. Но, в то же время, он писал, что природа - это

бог в вещах. С пантеизмом Бруно связана его идея всеобщей одушевленности

мира. Задачей философии, по Бруно, является познание единой субстанции как

причины и начала всех природных явлений. Единое, причина и начало - таковы

основные черты материальной субстанции.

46.Учение о человеке творце в эпоху Возрождения. Теоцентризм и

антропоцентризм.

В эпоху Возрождения всякая деятельность - будь то деятельность художника,

скульптора, архитектора или инженера, мореплавателя или поэта -

воспринимается иначе, чем в античности и в средние века. У древних греков

созерцание ставилось выше деятельности, умозаключение составляла только

государственная деятельность. Это и понятно : созерцание ( по-гречески --

"теория") приобщает человека к тому, что вечно есть, к сам природы, в то

время как деятельность погружает его в преходящий, суетный мир "мнения".

Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей,

обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, огромной

энергией.

Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры,

живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика,

эстетика, педагогика -- таков круг занятий, например , флорентийских

художников и гуманистов.

В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного

человека. Ни в Античности, ни в средние века не было такого жгучего

интереса к человеческому существу во всём многообразии его проявлений. Выше

всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивидуума.

В эпоху Возрождения человек стремится освободиться от своего

трансцендентного корня, ища точку опоры не только в космосе, из которого он

за это время как бы вырос, сколько в себе самом, в своей углубившейся душе

и в своем -- открывшемся ему теперь в новом свете -- теле, через которое

ему отныне по-иному видится и телесность вообще.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, и не

случайно как раз живопись, изображающая, прежде всего прекрасное

человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху

главенствующим видом искусства.

47.Аристотелевская и галилеевская наука.

В Галилеевской науке субъектом познания выступает отдельный индивид с

присущими ему познавательными способностями (данными от природы или от

бога) - чувствами и разумом. Объектом познания выступает самосущая природа,

цель познания - открытие универсальных и вечных законов бытия, которые по

существу сводились бы к законам механики. Галилей опроверг ошибочное учение

о движении, господствовавшее до него в науке, основываясь на своих

тщательно и остроумно проведенных экспериментах, он установил основу новой,

опытной механики. Галилей нашел точные законы падения тел, разрабатывал

метод определения широты и долготы, сделал множество открытий касающихся

устройства Солнечной системы. Галилей был одним из философов средневековья,

разрабатывавших теорию и метод метафизического материализма XVIIв., а наука

его - механико-математической наукой. Аристотель разработал учение о

различных видах (формах) движения и развития, так как до него греческие

философы не различали видов (форм) движения. Аристотель создал своеобразную

натурфилософскую картину мира, основой которого является некий материальный

субстрат, первоматерия, наделенная двумя парами противоположных,

взаимоисключающих свойств. Каждое сложное тело, по Аристотелю, образовано

из четырех стихий. Кроме того, Аристотель был противником атомистики.

Аристотель также изучал растительный и животный мир и предпринял одну из

первых попыток классификации животных. Была предложена Аристотелем и

космологическая теория геоцентрического характера.

Натурфилософия Аристотеля, при всей своей недостаточности экспериментальных

данных, все же сыграла серьезную роль в истории познания людьми природы,

ибо она давала более или менее стройную картину мироздания.

48. Философия Р. Декарта как обоснование математического естествознания.

Одним из наиболее выдающихся философов нового времени был француз Рене

Декарт. Декарт сделал попытку рассматривать космос как систему, постепенно

развивающуюся во времени благодаря своим собственным законам, которая

содержала, таким образом, элементы диалектики, исторического подхода к

природе. Элементы диалектики содержатся также в замечательных

математических открытиях французского ученого. Однако, в целом его

математические изыскания (как и космологические представления) тесно

связаны с метафизическим пониманием им природы как гигантского механизма.

По учению Декарта, метод должен исходить из абсолютного, достоверного

теоретического положения и быть универсальным, неизменным, одинаково

применяющимся во всех областях знания. Это абсолютизирование

геометрического метода наглядно показывает механистическую ограниченность

философии Декарта. Суть происшедшего в XVIIIв. переворота в математике

состояла в том, что в математику вошло представление о переменной,

изменчивой, "текучей" величине. Благодаря этому, в области математики,

пришлось пользоваться, диалектическими категориями мышления, в отличие от

прежней математики, которая оперировала исключительно одними постоянными,

неизменными, застывшими величинами, что позволяло ей полностью оставаться в

рамках формальной логики и метафизики. Анализ бесконечно малых и возник,

прежде всего, как математическое средство для отображения механических

процессов, механического движения. Создание метода бесконечно малых и

аналитической геометрии, обусловившее переход от элементарной математики

постоянных величин к математике величин переменных, имело большое

познавательное значение не только для математики и естествознания, но и для

философии, в частности, для логики. Это была одна из первых предпосылок

того, что философы впоследствии начали осознавать необходимость выработки

иного подхода к явлениям, иного метода их изучения, а именно -

диалектического метода.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.