"Если мир, - писал Бердяев, - находится в падшем состоянии, то это - не
результат способов познания (как это думал Шестов). Вина лежит в глубинах
мирового бытия. Это лучше всего уподобить процессу разложения, разделения и
отчуждения, которое претерпевает ноуменальный мир. Было бы ошибкой думать,
что объективация происходит только в познавательной сфере. Она происходит
прежде всего в бытии самом. Она порождается субъектом не только как
познающим, но как бытийствующим... В результате нам кажется реальным то,
что на самом деле вторично, объективировано, и мы сомневаемся в реальности
первичного, необъективируемого и нерационализированного". Осознание
первичности духа как творческой реальности и составляет, по мысли автора,
задачу философии, указывает путь решения проблемы свободы человеческой
личности.
“Персоналистическая революция”, к которой стремился философ, “означает
свержение власти объективации, разрушение природной необходимости,
освобождение субъектов-личностей, прорыв к иному... духовному миру”. (2(
Преодоление объективации связывается Бердяевым не столько со спасением,
сколько с творчеством как “обнаружением избыточной любви человека к Богу”,
ответом его “на Божий зов, на Божье ожидание”.
Бердяев убежден, что свобода трагична: если она составляет сущность
человека, то, следовательно, она выступает как обязанность; человек
порабощен своей свободой. Она тяжкое бремя, которое несет человек. Он
ответственен за свои поступки и происходящее в мире. “Свобода есть моя
независимость и определяемость моей личности изнутри... не выбор между
поставленным передо мной добром и злом, а мое созидание добра и зла, -
считает автор. - Само состояние выбора может давать человеку чувство
угнетенности... даже несвободы. Освобождение наступает, когда выбор сделан
и когда я иду творческим путем”. Бердяев воспринимает свободу “не как
легкость, а как трудность”. По мысли писателя, даже простая политическая
свобода, свобода выбора убеждений и поступков - это тяжелая и ответственная
обязанность. Он пишет: “В этом понимании свободы как долга, бремени, как
источника трагизма мне особенно близок Достоевский. Именно отречение от
свободы создает легкость...” “Свобода порождает страдание, отказ же от
свободы уменьшает страдание... И люди легко отказываются от свободы, чтобы
облегчить себя”, - эта идея философа, на мой взгляд, действительно
перекликается со взглядами Достоевского на эту проблему, для которого
проблема свободы духа также имеет центральное значение. У Достоевского
свобода - не право человека, а обязанность, долг; свобода - "не
легкость, а тяжесть". Не человек требует от Бога свободы, а наоборот, "и в
этой свободе видит достоинство богоподобия человека". Именно по этой
причине “свобода аристократична, а не демократична”. Бердяев считает, что
“огромная масса людей совсем не любит свободы и не ищет ее”. Великий
Инквизитор у Достоевского, “враг свободы и враг Христа”, считает, что
“десятки тысяч миллионов существ... не в силах будут пренебречь хлебом
земным ради небесного”, он упрекает Христа в том, что возложив на людей
бремя свободы он не жалеет их.
Таким образом, взгляд Бердяева на проблему свободы человеческой
личности мне представляется следующим. Личность - это ноуменальный центр
мироздания, обнаруживаемый через выявление бесконечности и всеобъемлимости
духа конкретного человека. Даже трансцендентное открывается в духе и через
дух личности. Однако присущая ей свобода двойственна: она дана человеку и
от Бога как просветленная свобода к добру, истине, красоте, вечности и от
Божественного “ничто”, которое заключает в себе возможность зла и отпадение
от Бога.
РАЗДЕЛ 3. Идея Богочеловека в концепции свободы личности.
“Философия свободы есть философия богочеловечества”, - вот идея
Бердяева. В ней “трансцендентный прорыв из необходимости естества в свободу
божественной жизни”. Идея богочеловечества, характерная для русской
философской мысли, восходит к христианскому учению о единстве божественной
и человеческой природы Иисуса Христа. У Вл. Соловьева она выразилась в
“видении целостности, всеединства мира, божественного космоса, в котором
нет отделения частей от целого, нет вражды и раздора, нет ничего
отвлеченного и самоутверждающегося". (3( В "Чтениях о Богочеловечестве" он
отмечает, что христианство есть не только вера в Бога, но и вера в
человека, в возможность раскрытия божественного в человеке. Для Бердяева
эта идея неразрывно связана с творчеством, в котором человек усыновляет
себя Богу. Он пишет: “Тема о творчестве была для меня вставлена в основную
христианскую тему о Богочеловечестве, она оправдана богочеловеческим
характером христианства. ...Идея Бога есть величайшая человеческая идея.
Идея человека есть величайшая Божья идея. Человек ждет рождения в нем Бога.
Бог ждет рождения в нем человека. ...Необычайно дерзновенна мысль, что Бог
нуждается в человеке, в ответе человека, в творчестве человека. Но без
этого дерзновения откровение Богочеловечества лишается смысла”. С явлением
Богочеловека Христа “прекращается самодержавие Бога, ибо сыновний Богу
человек призывается к непосредственному участию в божественной жизни.
Управление мира становится богочеловеческим.” (1( Таким образом, мировой
процесс у Бердяева становится не возвращением к изначальной полноте, а
творческим приращение к ней, “восьмым днем творения”.
“Преображение и обожествление” возможны только путем достижения
свободы, “проникнутой любовью к Богу”. Бердяев считает, что “они не могут
быть достигнуты принудительно; они предполагают свободную любовь человека к
Богу. Поэтому христианство является религией свободы”. По его мнению, вера
в Бога есть не почитание церковных канонов, а стремление к Божьему царству,
мысль о том, что следуя заветам Христа, "с Христом в сердце" можно достичь
духовной свободы. Для достижения Царства Божьего, по мнению писателя,
необходимо творчество. “Новое, завершающее откровение будет откровением
творчества человека. Это и будет чаемая эпоха Духа”. Именно в ней
“реализуется христианство как религия Богочеловечества”, так как
“совершенное соединение человечества с Божеством может явиться лишь как
результат проникновения Св. Духа в путь истории и культуры” (1(.
Для Бердяева важна “проблема индивидуальной судьбы в вечности”.
“Растворение личности, неповторимой индивидуальности в безликой
божественности... противоположно христианской идее”. “Тайна христианства
есть тайна Богочеловечности, тайна встречи двух природ, соединяющихся, но
не смешивающихся. Человек не исчезает... но наследует свою человечность в
вечной жизни”.
"Лишь путь Богочеловечества и Богочеловека ведет к утверждению
человеческой личности и свободы",- пишет Бердяев. (3( Человечество,
оторванное от Бога, отвергшее Христа, перерождается в бесчеловечное
(пример этого в "Бесах" Достоевского, в его “легенде о Великом
Инквизиторе”).
Христианство Бердяева антропологично, оно основано на идее богоподобия
человека и очеловечивании Бога. Если это так, то человек призван к
соучастию в Божественном творчестве и, следовательно, история становится
продолжением миротворения. Причем “конец истории и путь к концу - не
исключительно божественный, а богочеловеческий, и в богочеловечности таится
возможность осмыслить божественный план истории, не погасив индивидуальной
свободы человека”.
РАЗДЕЛ 4. Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации
бытия.
Суть “персоналистической революции”, объявленной Бердяевым,
раскрывается им в концепции творчества, центральным стержнем которой
становится идея творчества как откровения человека, совместно с Богом
продолжающего творения. Философия христианского творческого антропологизма
Бердяева получила свое первое развернутое выражение в книге “Смысл
творчества”, основная тема которой - идея творчества как религиозной задачи
человека. Впечатления современницы писателя Е.К. Герцык о книге: “Сотни
пламенных, парадоксальнейших страниц. Книга не написана - выкрикнута.
Местами стиль маниакальный: на иной странице повторяется пятьдесят раз
какое-нибудь слово, несущее натиск его воли: человек, свобода, творчество.
Он бьет бешено молотком по читателю, Не размышляет, не строит
умозаключений, он декретирует.” (2(
В этой книге Бердяев ставит вопрос об отношении творчества и греха,
творчества и искупления, об оправдании человека в творчестве и через
творчество. Он считает, что “оно оправдывает человека, оно есть
антроподицея”. Антроподицея, согласно Бердяеву, это "третье
антропологическое откровение", возвещающее о наступлении "творческой
религиозной эпохи". Оно упраздняет откровение Ветхого и Нового заветов
("Христианство так же мертвеет и коснеет перед творческой религиозной
эпохой, как мертвел и коснел Ветхий завет перед явлением Христа"). Но
третьего откровения нельзя ждать, его должен совершить сам человек; это
будет делом его свободы и творчества. Творчество не оправдывается и не
допускается религией, а само является религией. Его целью служит искание
смысла, который всегда находится за пределами мировой данности; творчество
означает "возможность прорыва к смыслу через бессмыслицу". Смысл есть
ценность, и потому ценностно окрашено всякое творческое стремление.
Творчество создает особый мир, оно "продолжает дело творения", уподобляет
человека Богу-Творцу. Бердяев считает, что “все достоинство творения, все
Страницы: 1, 2, 3, 4