Рефераты. Философия Сократа






аристократии. Сократ, по Ксенофонту, воспевает земледелие. Он дает

возможность сулить "хорошие обещания рабам" и "приохочивать рабочих и

склонять их к послушанию". Сельское хозяйство - мать и кормилица всех

искусств, источник жизненных потребностей для "для благородного господина",

лучшее занятие и лучшая наука. Оно сообщает телу красоту и силу, побуждает

к храбрости, дает отличных и наиболее преданных общему благу граждан. При

этом сельское хозяйство противополагается городским занятиям, ремеслам как

вредящим делу и разрушающим душу. Сократ на стороне отсталой деревни —

против города с его ремеслами, промышленностью и торговлей. Таков идеал

Сократа. Надо было воспитать адептов этого идеала. Отсюда неустанная,

непрерывная, изо дня в день ведущаяся пропагандическая деятельность

Сократа. Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости,

скромности. Он хотел бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но

скромных, не требовательных, благоразумных, справедливых в отношениях к

своим друзьям, но отнюдь не к врагам. Гражданин должен верить в богов,

приносить им жертвы и вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться

на милость богов и не позволять себе "дерзости" изучать мир, небо,

планеты. Словом, гражданин должен быть смирным, богобоязненным, послушным

орудием в руках "благородных господ". Следует, наконец, упомянуть, что

Сократ наметил так же классификацию государственных форм, исходя из

основных положений своего этико-политического учения. Государственные

формы, упоминаемые Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия,

плутократия и демократия.

Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании,

что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а

поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании.

Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и

моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам,

в особенности направляя острие своей критики против античной демократии

как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы государственной

власти.

Как я уже говорил, Сократ - противник афинской демократии. На

место вопроса о космосе, вопроса о человеке со всеми его связями он ставит

антропозитизм. Сократ претендовал на роль просветителя. Он же враг изучения

природы (вмешательства в дело богов). Задача его философии - обоснование

религиозно-нравственного мировоззрения, познание природы - безбожное дело.

По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию

справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание

человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу

(человек), а затем ведет к объективному духу (бог). Опять же по Сократу,

особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о

диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это

нравственность. А истинная нравственность — это знание того, что хорошо. И

элитарность знания ведет к добродетели.

Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была

философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле

жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих

сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было

расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным,

земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и

античного мира.

Но то, чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она

хорошо потрудилась над тем, чтобы каталогизировать одни его высказывания

как этические, другие - как диалектические, одни - как идеалистические,

другие - как стихийно-материалистические, одни - как религиозные, другие —

как еретические. Его признавали "своим" самые разные идеологические

течения, ему в вину ставились философские односторонности и однобокости, в

которых Сократ не мог быть повинен. Те критерии, которыми мы идеологически

расчленяем философию нового времени на различные школы и направления,

Сократу, а тем более к его предшественникам, неприменимы.

Смерть Сократа

После свержения тирании тридцати и восстановления в Афинах

демократии Сократ был обвинен в безбожии. Обвинение исходило от

трагического поэта Мелета, богатого кожевника Анита и оратора Ликона. В

диалоге «Менон» Платон сообщает, что Анит, демократ, изгонявшийся из Афин

тридцатью тиранами и участник их ниспровержения, выказывает крайнюю

неприязнь перед софистами, говоря, что «софисты—это очевидная гибель и

порча для тех, кто с ними водится» Когда Сократ, приведя в пример заурядных

детей выдающихся афинян, высказывает уверенность, что «добродетели обучить

нельзя» Анит грубо его обрывает, после чего Сократ с горечью замечает, что

Анит думает, что и он, Сократ, подобно софистам губит людей, В диалоге

«Эвтифрон» Сократ говорит случайно встреченному им Эвтифрону, что некий

Мелет, человек, по-видимому, молодой и незначительный, написал на него,

Сократа, донос, где обвиняет его в том, что он развращает юношество,

выдумывая новых богов и ниспровергая старых. Эвтифрон успокаивает Сократа.

Однако весной 399 г. до н. э. философ предстал перед гелиеей—судом

присяжных. В качестве обвинителя выступил Мелет, заявивший, что клятвенно

обвиняет Сократа в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит

новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; и наказание за

то—смерть» Для успеха своего обвинения Мелет должен был набрать по крайней

мере пятую часть голосов тех, кто заседал в Гелие. В ответ на обвинение

Сократ произнес свою защитительную речь, в которой опровергал выдвинутые

против него обвинения, после чего был признан виновным уже большинством

голосов. Теперь Сократу надо было самому себе назначить наказание. Он

предложил присудить ему пожизненный бесплатный обед в Пританее вместе с

олимпийскими чемпионами, а в крайнем случае – штраф в одну мину, после чего

присяжные осудили Сократа на казнь еще большим количеством голосов. Тогда

Сократ произнес свою третью речь, сказав, что он уже стар (ему было тогда

70 лет) и не боится смерти, которая есть или переход в небытие, или жизнь в

Аиде, где он встретится с Гомером и другими выдающимися людьми. В памяти же

потомства он, Сократ, навсегда останется мудрецом, тогда как его обвинители

пострадают (и в самом деле они, согласно Плутарху, повесились). Все три

речи Сократа содержатся в платоновском произведении «Апология Сократа».

Сократа должны были казнить сразу, но накануне суда из Афин ушел на

остров Делос корабль с ежегодной религиозной миссией. До возвращения

корабля казни запрещались обычаем. В ожидании казни Сократу пришлось

тридцать дней провести в тюрьме. Накануне ее ранним утром к Сократу,

подкупив тюремщика, пробирается его друг Критон, сообщивший, что стражи

подкуплены и Сократ может бежать. Сократ отказался, считая, что надо

повиноваться установленным законам, иначе он уже эмигрировал бы из Афин. И

хотя теперь его осудили несправедливо, закон надо чтить. Об этом мы узнаём

из платоновского диалога «Критон». В диалоге же «Федон» Платон повествует о

последнем дне жизни Сократа. Этот день Сократ провел со своими учениками.

Он говорит им, что не боится смерти, потому что был к ней подготовлен всей

своей философией и образом жизни. Ведь само философствование, по его

убеждению, есть не что .иное, как умирание для земной жизни и подготовка к

освобождению бессмертной души от ее смертной телесной оболочки. Вечером

пришла жена Ксантиппа, пришли родственники Сократа, привели его трех

сыновей. Он с ними простился и отпустил их. Затем в присутствии своих

учеников Сократ выпил чашу растительного яда. Согласно Платону, Сократ

скончался тихо. Его последними словами была просьба принести петуха в

жертву Асклепию. Такую жертву обычно приносили богу медицины выздоровевшие.

Сократ же хотел этим подчеркнуть, что смерть тела – это выздоровление души.

Нетрудно заметить, что «федоновский» Сократ по-другому представляет себе

смерть, чем Сократ из «Апологии». Это неудивительно. Сократ из «Апологии»

ближе к историческому Сократу. В «Федоне» же Платон приписал Сократу уже

свои, более идеалистические взгляды, вложив в его уста свои четыре

доказательства бессмертия души. Такова внешняя сторона жизни и смерти

Сократа. Внутренняя жизнь Сократа. Сократ любил задумчивую

созерцательность. Нередко он настолько уходил в самого себя, что становился

неподвижным и отключался от внешнего мира. В платоновском диалоге «Пир»

Алкивиад рассказывает, что однажды во время осады Потидеи Сократ

задумавшись простоял, нс сходя с места, сутки. Сократ пережил духовную

эволюцию. Ему никогда не приходило в голову, что он мудр, пока на вопрос

одного его почитателя, есть ли кто мудрее Сократа, дельфийский оракул

ответил, что нет, чем Сократ был очень озадачен. Желая опровергнуть пифию,

Сократ стал общаться с теми, кого считал умнее себя, но с удивлением

увидел, что мудрость этих людей кажущаяся. Но и тогда Сократ не

возгордился. Он решил, что Аполлон устами пифии хотел сказать, что Сократ

мудрее других не потому, что он действительно мудр, а потому, что он знает,

что его мудрость ничего не стоит перед мудростью бога. Другие же не мудры,

потому что думают, что они что-то знают. Сократ так формулирует свое

превосходство над другими людьми: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Заключение

Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была

философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о

смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех

прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было

расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным,

земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и

античного мира.

Список использованной литературы

1. «Философия». В.А. Канке. М., «Логос», 1996.

2.« 106 философов. Жизнь, судьба, учение », «Таврия» Симферополь, 1995. 1-

ый том, Анатомия мудрости.

3.« Сократ, Платон, Аристотель, Сенека » Жизнь замечательных людей,

биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Издательство

«Республика» 1995.

4. « Истории античной философии » в конспективном изложении. А. Ф. Лосев.

Москва. «Мысль» 1989.

5. «Курс лекций по древней философии». А.Н.Чанышев. Москва.«Высшая

школа».1981.

1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.