аристократии. Сократ, по Ксенофонту, воспевает земледелие. Он дает
возможность сулить "хорошие обещания рабам" и "приохочивать рабочих и
склонять их к послушанию". Сельское хозяйство - мать и кормилица всех
искусств, источник жизненных потребностей для "для благородного господина",
лучшее занятие и лучшая наука. Оно сообщает телу красоту и силу, побуждает
к храбрости, дает отличных и наиболее преданных общему благу граждан. При
этом сельское хозяйство противополагается городским занятиям, ремеслам как
вредящим делу и разрушающим душу. Сократ на стороне отсталой деревни —
против города с его ремеслами, промышленностью и торговлей. Таков идеал
Сократа. Надо было воспитать адептов этого идеала. Отсюда неустанная,
непрерывная, изо дня в день ведущаяся пропагандическая деятельность
Сократа. Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости,
скромности. Он хотел бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но
скромных, не требовательных, благоразумных, справедливых в отношениях к
своим друзьям, но отнюдь не к врагам. Гражданин должен верить в богов,
приносить им жертвы и вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться
на милость богов и не позволять себе "дерзости" изучать мир, небо,
планеты. Словом, гражданин должен быть смирным, богобоязненным, послушным
орудием в руках "благородных господ". Следует, наконец, упомянуть, что
Сократ наметил так же классификацию государственных форм, исходя из
основных положений своего этико-политического учения. Государственные
формы, упоминаемые Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия,
плутократия и демократия.
Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании,
что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а
поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании.
Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и
моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам,
в особенности направляя острие своей критики против античной демократии
как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы государственной
власти.
Как я уже говорил, Сократ - противник афинской демократии. На
место вопроса о космосе, вопроса о человеке со всеми его связями он ставит
антропозитизм. Сократ претендовал на роль просветителя. Он же враг изучения
природы (вмешательства в дело богов). Задача его философии - обоснование
религиозно-нравственного мировоззрения, познание природы - безбожное дело.
По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию
справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание
человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу
(человек), а затем ведет к объективному духу (бог). Опять же по Сократу,
особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о
диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это
нравственность. А истинная нравственность — это знание того, что хорошо. И
элитарность знания ведет к добродетели.
Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была
философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле
жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих
сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было
расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным,
земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и
античного мира.
Но то, чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она
хорошо потрудилась над тем, чтобы каталогизировать одни его высказывания
как этические, другие - как диалектические, одни - как идеалистические,
другие - как стихийно-материалистические, одни - как религиозные, другие —
как еретические. Его признавали "своим" самые разные идеологические
течения, ему в вину ставились философские односторонности и однобокости, в
которых Сократ не мог быть повинен. Те критерии, которыми мы идеологически
расчленяем философию нового времени на различные школы и направления,
Сократу, а тем более к его предшественникам, неприменимы.
Смерть Сократа
После свержения тирании тридцати и восстановления в Афинах
демократии Сократ был обвинен в безбожии. Обвинение исходило от
трагического поэта Мелета, богатого кожевника Анита и оратора Ликона. В
диалоге «Менон» Платон сообщает, что Анит, демократ, изгонявшийся из Афин
тридцатью тиранами и участник их ниспровержения, выказывает крайнюю
неприязнь перед софистами, говоря, что «софисты—это очевидная гибель и
порча для тех, кто с ними водится» Когда Сократ, приведя в пример заурядных
детей выдающихся афинян, высказывает уверенность, что «добродетели обучить
нельзя» Анит грубо его обрывает, после чего Сократ с горечью замечает, что
Анит думает, что и он, Сократ, подобно софистам губит людей, В диалоге
«Эвтифрон» Сократ говорит случайно встреченному им Эвтифрону, что некий
Мелет, человек, по-видимому, молодой и незначительный, написал на него,
Сократа, донос, где обвиняет его в том, что он развращает юношество,
выдумывая новых богов и ниспровергая старых. Эвтифрон успокаивает Сократа.
Однако весной 399 г. до н. э. философ предстал перед гелиеей—судом
присяжных. В качестве обвинителя выступил Мелет, заявивший, что клятвенно
обвиняет Сократа в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит
новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; и наказание за
то—смерть» Для успеха своего обвинения Мелет должен был набрать по крайней
мере пятую часть голосов тех, кто заседал в Гелие. В ответ на обвинение
Сократ произнес свою защитительную речь, в которой опровергал выдвинутые
против него обвинения, после чего был признан виновным уже большинством
голосов. Теперь Сократу надо было самому себе назначить наказание. Он
предложил присудить ему пожизненный бесплатный обед в Пританее вместе с
олимпийскими чемпионами, а в крайнем случае – штраф в одну мину, после чего
присяжные осудили Сократа на казнь еще большим количеством голосов. Тогда
Сократ произнес свою третью речь, сказав, что он уже стар (ему было тогда
70 лет) и не боится смерти, которая есть или переход в небытие, или жизнь в
Аиде, где он встретится с Гомером и другими выдающимися людьми. В памяти же
потомства он, Сократ, навсегда останется мудрецом, тогда как его обвинители
пострадают (и в самом деле они, согласно Плутарху, повесились). Все три
речи Сократа содержатся в платоновском произведении «Апология Сократа».
Сократа должны были казнить сразу, но накануне суда из Афин ушел на
остров Делос корабль с ежегодной религиозной миссией. До возвращения
корабля казни запрещались обычаем. В ожидании казни Сократу пришлось
тридцать дней провести в тюрьме. Накануне ее ранним утром к Сократу,
подкупив тюремщика, пробирается его друг Критон, сообщивший, что стражи
подкуплены и Сократ может бежать. Сократ отказался, считая, что надо
повиноваться установленным законам, иначе он уже эмигрировал бы из Афин. И
хотя теперь его осудили несправедливо, закон надо чтить. Об этом мы узнаём
из платоновского диалога «Критон». В диалоге же «Федон» Платон повествует о
последнем дне жизни Сократа. Этот день Сократ провел со своими учениками.
Он говорит им, что не боится смерти, потому что был к ней подготовлен всей
своей философией и образом жизни. Ведь само философствование, по его
убеждению, есть не что .иное, как умирание для земной жизни и подготовка к
освобождению бессмертной души от ее смертной телесной оболочки. Вечером
пришла жена Ксантиппа, пришли родственники Сократа, привели его трех
сыновей. Он с ними простился и отпустил их. Затем в присутствии своих
учеников Сократ выпил чашу растительного яда. Согласно Платону, Сократ
скончался тихо. Его последними словами была просьба принести петуха в
жертву Асклепию. Такую жертву обычно приносили богу медицины выздоровевшие.
Сократ же хотел этим подчеркнуть, что смерть тела – это выздоровление души.
Нетрудно заметить, что «федоновский» Сократ по-другому представляет себе
смерть, чем Сократ из «Апологии». Это неудивительно. Сократ из «Апологии»
ближе к историческому Сократу. В «Федоне» же Платон приписал Сократу уже
свои, более идеалистические взгляды, вложив в его уста свои четыре
доказательства бессмертия души. Такова внешняя сторона жизни и смерти
Сократа. Внутренняя жизнь Сократа. Сократ любил задумчивую
созерцательность. Нередко он настолько уходил в самого себя, что становился
неподвижным и отключался от внешнего мира. В платоновском диалоге «Пир»
Алкивиад рассказывает, что однажды во время осады Потидеи Сократ
задумавшись простоял, нс сходя с места, сутки. Сократ пережил духовную
эволюцию. Ему никогда не приходило в голову, что он мудр, пока на вопрос
одного его почитателя, есть ли кто мудрее Сократа, дельфийский оракул
ответил, что нет, чем Сократ был очень озадачен. Желая опровергнуть пифию,
Сократ стал общаться с теми, кого считал умнее себя, но с удивлением
увидел, что мудрость этих людей кажущаяся. Но и тогда Сократ не
возгордился. Он решил, что Аполлон устами пифии хотел сказать, что Сократ
мудрее других не потому, что он действительно мудр, а потому, что он знает,
что его мудрость ничего не стоит перед мудростью бога. Другие же не мудры,
потому что думают, что они что-то знают. Сократ так формулирует свое
превосходство над другими людьми: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Заключение
философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о
смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех
прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было
Список использованной литературы
1. «Философия». В.А. Канке. М., «Логос», 1996.
2.« 106 философов. Жизнь, судьба, учение », «Таврия» Симферополь, 1995. 1-
ый том, Анатомия мудрости.
3.« Сократ, Платон, Аристотель, Сенека » Жизнь замечательных людей,
биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Издательство
«Республика» 1995.
4. « Истории античной философии » в конспективном изложении. А. Ф. Лосев.
Москва. «Мысль» 1989.
5. «Курс лекций по древней философии». А.Н.Чанышев. Москва.«Высшая
школа».1981.
1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5