Рефераты. Философия Нового времени в работах Ф. Бекона и Р. Декарта






для чего? - то те же вопросы, обращенные к природе, лишены смысла и ничего

не объясняют. В природе все подчинено только действию причин, и здесь

законен лишь вопрос: почему? Наш ум следует очистить от того, что проникает

в него не из природы вещей. Он должен быть открыт Природе и только Природе.

К идолам рода Бэкон относит и стремление человеческого ума к

необоснованным обобщениям. Он, например, указывал, что часто орбиты

вращающихся планет считают некруговыми, что необоснованно.

Идолы пещеры - это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или

некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений.

Например, одни исследователи верят в непогрешимый авторитет древности,

другие склонны отдавать предпочтение новому. "Человеческий разум - не сухой

свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное

каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает…

Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнаются и портят

разум". Идолы пещеры - это предрассудки, заполняющие ум из такого

источника, как наше индивидуальное (и случайное) положение в мире. Чтобы

освободиться от их власти, необходимо достигать согласия в восприятии

природы из разных позиций и при различных условиях. В противном случае

иллюзии и обманы восприятия затруднят познание.

Идолы площади (рынка) - это ошибки, порождаемые речевым общением и

трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому,

что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не

говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о

словах, когда люди принимают слова за вещи.

Идолы театра (или теорий) - это заблуждения, проистекающие из

безусловного подчинения авторитету. Но ученый должен искать истину в вещах,

а не в изречениях великих людей. Борьба с авторитарным мышлением - одна из

основных забот Бэкона. Следует безоговорочно признать лишь один авторитет,

авторитет Священного Писания в делах веры, но в познании Природы ум должен

опираться только на опыт, в котором ему открывается Природа. Разведение

двух истин - божественной и человеческой - позволило Бэкону примирить

существенно различные ориентации познания, вырастающие на почве

религиозного и научного опыта, укрепить автономность и самозаконность науки

и научной деятельности. Искусственные философские построения и системы,

оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это, по мнению Бэкона,

своего рода "философский театр".

Обратим внимание на один важный момент бэконовской критики идолов: все,

что составляет специфику познающего субъекта, объявляется философом

источником заблуждений. Сюда попадают не только индивидуальные особенности

эмпирического субъекта, еще греческими философами объявленные причиной

ложных мнений, но и сама природа разума, этой общей способности

человеческого рода. Бэкон призывает освободиться не только от

индивидуального субъекта, но и от субъекта родового, от субъективности как

таковой. И только при этом условии возможен выход к самому бытию, к

познанию природы. Лучшим средством для этого он считает опыт и основанный

на опыте индуктивный метод.

Разработанный Бэконом индуктивный метод, лежащий в основе науки,

должен, по его мнению, исследовать внутренне присущие материи формы,

являющиеся материальной сущностью принадлежащего предмету свойства –

определенного вида движения. Чтобы выделить форму свойства, надо отделить

от предмета все случайное. Это исключение случайного, конечно, мысленный

процесс, абстракция. Бэконовские формы - это формы "простых природ" или

свойств, которые изучают физики. Простые природы – это такие вещи, как

горячее, влажное, холодное, тяжелое и т.д. Они подобны "алфавиту природы",

из которого многие вещи могут быть составлены. Бэкон ссылается на формы,

как на "законы". Они – детерминанты, элементы фундаментальных структур

мира. Сочетание различных простых форм дает все разнообразие реальных

вещей. Развитое Бэконом понимание формы противопоставлялось им

умозрительному толкованию формы у Платона и Аристотеля, т.к. для Бэкона

форма – своего рода движение материальных частиц, составляющих тело.

В теории познания, для Бэкона, главное – исследовать причины явлений.

Причины могут быть разными: действующими, которыми занимается физика, или

конечными, которыми занимается метафизика.

Методология Бэкона в значительной степени предвосхитила разработку

индуктивных методов исследования в последующие века, вплоть до XIX в.

Однако, Бэкон в своих исследованиях недостаточно подчеркивал роль гипотезы

в развитии знания, хотя в его времена уже зарождался гипотетико-дедуктивный

метод осмысления опыта, когда выдвигается то или иное предположение,

гипотеза и из нее выводятся различные следствия. При этом дедуктивно

осуществляемые выводы постоянно соотносятся с опытом. В этом отношении

большая роль принадлежит математике, которой Бэкон не владел в достаточной

степени, да и математическое естествознание в то время только

формировалось.

Родоначальник эмпиризма Бэкон ни в коей мере не был склонен

недооценивать значение разума. Сила разума как раз и проявляет себя в

способности такой организации наблюдения и эксперимента, которая позволяет

услышать голос самой природы и истолковать сказанное ею правильным образом.

Поэтому свою позицию Бэкон иллюстрирует сравнением деятельности пчел,

собирающих нектар со многих цветков и перерабатывающих его в мед, с

деятельностью ткущего паутину из самого себя (односторонний рационализм) и

муравьев, собирающих в одну кучу разные предметы (односторонний эмпиризм).

Почему же тем не менее он остается философом эмпиризма? Ценность разума - в

его искусстве извлечения истины из опыта, в котором она заключена. Разум

как таковой не содержит в себе истин бытия и, будучи отрешен от опыта,

неспособен к их открытию. Опыт, таким образом, имеет основополагающее

значение. Разум можно определить через опыт (например, как искусство

извлечения истины из опыта) но опыт в своем определении и пояснении в

указании на разум не нуждается, а потому может рассматриваться как

инстанция от разума независимая и самостоятельная.

В конце своей жизни Бэкон написал книгу об утопическом государстве

"Новая Атлантида" (опубликована посмертно в 1627 г.). В этом произведении

он изобразил будущее государство, в котором все производительные силы

общества преобразованы при помощи науки и техники. В нем Бэкон описывает

различные удивительные научно-технические достижения, преображающие жизнь

человека: здесь и комнаты чудесного исцеления болезней и поддержания

здоровья, и лодки для плавания под водой, и различные зрительные

приспособления, и передача звуков на расстояния, и способы улучшения породы

животных, и многое другое. Некоторые из описываемых технических новшеств

осуществились на практике, другие остались в области фантазии, но все они

свидетельствуют о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума. На

современном языке его можно было бы назвать технократом, т.к. он полагал,

что все современные ему проблемы можно решить с помощью науки.

Несмотря на то, что он придавал большое значение науке и технике в

жизни человека, Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь "вторичных

причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом Бэкон

все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия,

но укрепляют веру. Он утверждал, что "легкие глотки философии толкают порой

к атеизму, более же глубокие возвращают к религии".

Влияние философии Бэкона на современное ему естествознание и

последующее развитие философии огромно. Его аналитический научный метод

исследования явлений природы, разработка концепции необходимости ее

экспериментального изучения сыграли свою положительную роль в достижениях

естествознания XVI-XVII веков. Логический метод Бэкона дал толчок развитию

индуктивной логики. Классификация наук Бэкона была положительно воспринята

в истории наук и даже положена в основу разделения наук французскими

энциклопедистами. Хотя углубление рационалистической методологии в

дальнейшем развитии философии снизило после смерти Бэкона его влияние в

XVII в., но в последующие века идеи Бэкона приобрели свое новое звучание.

Они не потеряли своего значения вплоть до XX в. Некоторые исследователи

даже рассматривают его как предшественника современной интеллектуальной

жизни и пророка прагматической концепции истины (имеется в виду его

высказывание: "что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее

истинно").

Заключение.

Очень трудно сделать вывод об окончательной правоте какой-либо из

описанных концепций познания - полное отрицание значения опыта одной школой

и отрицание организующего начала в качестве более сложной системы

(составной частью которого является и наш трехмерный мир) другой школой не

позволяет нам сделать этого.

Скорее всего, как это не раз доказывала история, истина окажется где-

то в стороне от ристалища, но философы по-прежнему будут пытаться выяснить

«что важнее», «что раньше появилось», «что первично - идея или материя»,

пытаясь запустить колесо истории от какой-то одной абсолютной точки

(«начала времени») пространственных координат.

Занятие увлекательное и достойное уважения, но совершенно непосильное

человеческому разуму на его теперешнем уровне развития, ибо невозможно

найти начало у идеального круга. Идея порождает материю, и наоборот. Этот

процесс был и будет всегда бесконечен.

СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гуревич П.С. Философский словарь. Москва, «Олимп», 1997 г.

2. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Москва,

«Проспект», 1997 г.;

3. Соколов В.В. «Европейская философия XV - XVII вв». Москва, 1984.

4. Субботин А.Л. «Фрэнсис Бэкон». Москва, «Мысль», 1974 г.

5. Ляткер Я.А. «Декарт». Москва, «Мысль», 1975 г.

6. Декарт Р. «Сочинения в двух томах». Том 1. Москва, «Мысль», 1989 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.