для чего? - то те же вопросы, обращенные к природе, лишены смысла и ничего
не объясняют. В природе все подчинено только действию причин, и здесь
законен лишь вопрос: почему? Наш ум следует очистить от того, что проникает
в него не из природы вещей. Он должен быть открыт Природе и только Природе.
К идолам рода Бэкон относит и стремление человеческого ума к
необоснованным обобщениям. Он, например, указывал, что часто орбиты
вращающихся планет считают некруговыми, что необоснованно.
Идолы пещеры - это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или
некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений.
Например, одни исследователи верят в непогрешимый авторитет древности,
другие склонны отдавать предпочтение новому. "Человеческий разум - не сухой
свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное
каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает…
Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнаются и портят
разум". Идолы пещеры - это предрассудки, заполняющие ум из такого
источника, как наше индивидуальное (и случайное) положение в мире. Чтобы
освободиться от их власти, необходимо достигать согласия в восприятии
природы из разных позиций и при различных условиях. В противном случае
иллюзии и обманы восприятия затруднят познание.
Идолы площади (рынка) - это ошибки, порождаемые речевым общением и
трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому,
что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не
говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о
словах, когда люди принимают слова за вещи.
Идолы театра (или теорий) - это заблуждения, проистекающие из
безусловного подчинения авторитету. Но ученый должен искать истину в вещах,
а не в изречениях великих людей. Борьба с авторитарным мышлением - одна из
основных забот Бэкона. Следует безоговорочно признать лишь один авторитет,
авторитет Священного Писания в делах веры, но в познании Природы ум должен
опираться только на опыт, в котором ему открывается Природа. Разведение
двух истин - божественной и человеческой - позволило Бэкону примирить
существенно различные ориентации познания, вырастающие на почве
религиозного и научного опыта, укрепить автономность и самозаконность науки
и научной деятельности. Искусственные философские построения и системы,
оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это, по мнению Бэкона,
своего рода "философский театр".
Обратим внимание на один важный момент бэконовской критики идолов: все,
что составляет специфику познающего субъекта, объявляется философом
источником заблуждений. Сюда попадают не только индивидуальные особенности
эмпирического субъекта, еще греческими философами объявленные причиной
ложных мнений, но и сама природа разума, этой общей способности
человеческого рода. Бэкон призывает освободиться не только от
индивидуального субъекта, но и от субъекта родового, от субъективности как
таковой. И только при этом условии возможен выход к самому бытию, к
познанию природы. Лучшим средством для этого он считает опыт и основанный
на опыте индуктивный метод.
Разработанный Бэконом индуктивный метод, лежащий в основе науки,
должен, по его мнению, исследовать внутренне присущие материи формы,
являющиеся материальной сущностью принадлежащего предмету свойства –
определенного вида движения. Чтобы выделить форму свойства, надо отделить
от предмета все случайное. Это исключение случайного, конечно, мысленный
процесс, абстракция. Бэконовские формы - это формы "простых природ" или
свойств, которые изучают физики. Простые природы – это такие вещи, как
горячее, влажное, холодное, тяжелое и т.д. Они подобны "алфавиту природы",
из которого многие вещи могут быть составлены. Бэкон ссылается на формы,
как на "законы". Они – детерминанты, элементы фундаментальных структур
мира. Сочетание различных простых форм дает все разнообразие реальных
вещей. Развитое Бэконом понимание формы противопоставлялось им
умозрительному толкованию формы у Платона и Аристотеля, т.к. для Бэкона
форма – своего рода движение материальных частиц, составляющих тело.
В теории познания, для Бэкона, главное – исследовать причины явлений.
Причины могут быть разными: действующими, которыми занимается физика, или
конечными, которыми занимается метафизика.
Методология Бэкона в значительной степени предвосхитила разработку
индуктивных методов исследования в последующие века, вплоть до XIX в.
Однако, Бэкон в своих исследованиях недостаточно подчеркивал роль гипотезы
в развитии знания, хотя в его времена уже зарождался гипотетико-дедуктивный
метод осмысления опыта, когда выдвигается то или иное предположение,
гипотеза и из нее выводятся различные следствия. При этом дедуктивно
осуществляемые выводы постоянно соотносятся с опытом. В этом отношении
большая роль принадлежит математике, которой Бэкон не владел в достаточной
степени, да и математическое естествознание в то время только
формировалось.
Родоначальник эмпиризма Бэкон ни в коей мере не был склонен
недооценивать значение разума. Сила разума как раз и проявляет себя в
способности такой организации наблюдения и эксперимента, которая позволяет
услышать голос самой природы и истолковать сказанное ею правильным образом.
Поэтому свою позицию Бэкон иллюстрирует сравнением деятельности пчел,
собирающих нектар со многих цветков и перерабатывающих его в мед, с
деятельностью ткущего паутину из самого себя (односторонний рационализм) и
муравьев, собирающих в одну кучу разные предметы (односторонний эмпиризм).
Почему же тем не менее он остается философом эмпиризма? Ценность разума - в
его искусстве извлечения истины из опыта, в котором она заключена. Разум
как таковой не содержит в себе истин бытия и, будучи отрешен от опыта,
неспособен к их открытию. Опыт, таким образом, имеет основополагающее
значение. Разум можно определить через опыт (например, как искусство
извлечения истины из опыта) но опыт в своем определении и пояснении в
указании на разум не нуждается, а потому может рассматриваться как
инстанция от разума независимая и самостоятельная.
В конце своей жизни Бэкон написал книгу об утопическом государстве
"Новая Атлантида" (опубликована посмертно в 1627 г.). В этом произведении
он изобразил будущее государство, в котором все производительные силы
общества преобразованы при помощи науки и техники. В нем Бэкон описывает
различные удивительные научно-технические достижения, преображающие жизнь
человека: здесь и комнаты чудесного исцеления болезней и поддержания
здоровья, и лодки для плавания под водой, и различные зрительные
приспособления, и передача звуков на расстояния, и способы улучшения породы
животных, и многое другое. Некоторые из описываемых технических новшеств
осуществились на практике, другие остались в области фантазии, но все они
свидетельствуют о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума. На
современном языке его можно было бы назвать технократом, т.к. он полагал,
что все современные ему проблемы можно решить с помощью науки.
Несмотря на то, что он придавал большое значение науке и технике в
жизни человека, Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь "вторичных
причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом Бэкон
все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия,
но укрепляют веру. Он утверждал, что "легкие глотки философии толкают порой
к атеизму, более же глубокие возвращают к религии".
Влияние философии Бэкона на современное ему естествознание и
последующее развитие философии огромно. Его аналитический научный метод
исследования явлений природы, разработка концепции необходимости ее
экспериментального изучения сыграли свою положительную роль в достижениях
естествознания XVI-XVII веков. Логический метод Бэкона дал толчок развитию
индуктивной логики. Классификация наук Бэкона была положительно воспринята
в истории наук и даже положена в основу разделения наук французскими
энциклопедистами. Хотя углубление рационалистической методологии в
дальнейшем развитии философии снизило после смерти Бэкона его влияние в
XVII в., но в последующие века идеи Бэкона приобрели свое новое звучание.
Они не потеряли своего значения вплоть до XX в. Некоторые исследователи
даже рассматривают его как предшественника современной интеллектуальной
жизни и пророка прагматической концепции истины (имеется в виду его
высказывание: "что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее
истинно").
Заключение.
Очень трудно сделать вывод об окончательной правоте какой-либо из
описанных концепций познания - полное отрицание значения опыта одной школой
и отрицание организующего начала в качестве более сложной системы
(составной частью которого является и наш трехмерный мир) другой школой не
позволяет нам сделать этого.
Скорее всего, как это не раз доказывала история, истина окажется где-
то в стороне от ристалища, но философы по-прежнему будут пытаться выяснить
«что важнее», «что раньше появилось», «что первично - идея или материя»,
пытаясь запустить колесо истории от какой-то одной абсолютной точки
(«начала времени») пространственных координат.
Занятие увлекательное и достойное уважения, но совершенно непосильное
человеческому разуму на его теперешнем уровне развития, ибо невозможно
найти начало у идеального круга. Идея порождает материю, и наоборот. Этот
процесс был и будет всегда бесконечен.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гуревич П.С. Философский словарь. Москва, «Олимп», 1997 г.
2. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Москва,
«Проспект», 1997 г.;
3. Соколов В.В. «Европейская философия XV - XVII вв». Москва, 1984.
4. Субботин А.Л. «Фрэнсис Бэкон». Москва, «Мысль», 1974 г.
5. Ляткер Я.А. «Декарт». Москва, «Мысль», 1975 г.
6. Декарт Р. «Сочинения в двух томах». Том 1. Москва, «Мысль», 1989 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4