Рефераты. Философия Николая Кузанского






и единственное начало: "Абсолютный максимум единственен, потому что он -

все, в нем - все, потому что он - высший предел" [4, с. 8].

Он - максимум, так как он то, более чего не может быть, но так

как он не может быть и менее того, что он есть, то может быть

поименован также и минимумом, и в нем абсолютный максимум и минимум

совпадают. Максимум бесконечен, и поэтому он не только превосходит все

вещи и заключает их в себе, но он "несравненно выше их".

В более поздних сочинениях Николай Кузанский применяет для наименования

бога понятие "неиное" и "бытие-возможность". "Неиное" есть наиболее

полное выражение "отрицательного" определения бога, в качестве "неиного" он

не есть "ни субстанция, ни сущее, ни единое, ни что-либо другое", "ни не-

сущее, ни ничто" [3, с.57]. Именно определение бога

как "неиного" приводит к категоричному выводу отрицательного богословия,

что "бог есть все во всем и в то же время ничто из всего" [4, с. 234].

Понимание бога как "бытия-возможности" (possest) исходит из того,

что "только один бог есть то, чем он может быть" [3, с. 57], т. е.

заключает в себе всю возможность бытия и в то же время всю полноту вечной

актуализации бытия.

Именно такое "отрицательное" определение бога в философии Кузанского

выявляет не потусторонность, трансцендентность бога миру, а его неразрывное

единство с ним. Вопрос о соотношении бога и мира Кузанец решает вне

ортодоксальной креационистской концепции временного творения мира "из

ничего". Он отвергает дуалистическую трактовку мира и бога.

Мир содержится в боге, бог охватывает собой весь мир. Эта позиция

пантеистическая, но склоняющаяся скорее к пантеизму мистическому: не бог

отождествляется с природой, а природа, мир заключены в боге.

2.3 Понятия "развертывания" и "свертывания"

Для характеристики процесса перехода от бога к миру Кузанец

избегает понятия единовременного акта творения из ничего. Не употребляет

он и неоплатонического понятия "эманации", истечения мира из бога.

Применяемый им термин позволяет раскрыть глубокий интерес перехода от бога

к миру и от мира к богу. В этом процессе происходит то, что Николай

Кузанский именует "развертыванием" из бога того, что содержится в нем в

"свернутом" виде [2, с. 61].

Здесь речь идет о "саморазвертывании" абсолюта, что ведет к более

глубокому пониманию мира как единства, к преодолению иерархических

представлений о мире. Однако божественное первоначало не находит своего

исчерпывающего воплощения в мире природы: Кузанец подчеркивает, что

"никакое создание не есть в смысле акта все то, чем оно может быть, так

как творческая потенция бога не исчерпывается в его творении" [4,

с.294]. Бог есть все, но он "есть все в свернутом виде". Созданный же богом

мир, "все, что создано и будет создано, развертывается из того, в чем оно

существует в свернутом виде". Если бог "есть все во всем", но "в свернутом

виде", то это же "все", будучи "развернуто", существуя "в развернутом виде

в мирской твари", - "есть мир".

Подобно тому, как линия есть развертывание точки, время -

развертывание мгновения, движение - развертывание покоя, так и весь мир

предстает как развертывание собственной сущности, свернутой в боге, как

раскрытие или развитие (термин evolutio также встречается в сочинениях

Кузанца в качестве синонима "развертывания) заключенной в боге развития

бытия. В учении о "развертывании" заключена онтологическая основа

диалектического представления о "совпадении противоположностей" в бытии

бога и мира [2, с. 48].

Понимаемое как развертывание творение не может быть временным:

"Поскольку творение есть бытие бога, никто не подвергает сомнению, что

оно - вечность", оно "не могло в самом бытии находиться в вечности" [4,

с. 64]. Но в таком случае и сам акт творения, не будучи временным, не

будучи творением "из ничего", становится проявлением заключенной в боге

необходимости, а не проявлением божественной воли, как учила религия

откровения.

Поэтому, сославшись на мнение "благочестивых авторов" о том, что бог

создал мир, "чтобы дать узреть свою доброту". Кузанец сопоставляет с этим

суждением свое положение о том, что бог создал мир "потому, что он - сама

абсолютная максимальная необходимость" [3, с. 59].

2.4 Проблема бесконечности и новая космология

Вселенная, существующая как вечное развертывание божественного

первоначала, лишь в нем, едином максимуме, "существует в степени

максимальной и наиболее совершенной"; "во множестве", т. е. вне

максимума, она "существует лишь ограниченным образом" [3, с. 60]. Но эта

"ограниченность" - лишь показатель отличия Вселенной от бога.

Представление о Вселенной в философии Николая Кузанского подвергается

самому радикальному пересмотру. Схоластической картине мира, где

сотворенный во времени конечный мир ограничен сферой неподвижных звезд и

небом эмпиреев, где "перводвигатель" отождествляется с богом

христианской религии, Николай Кузанский противопоставляет свое учение о

космосе, отвечающее его пантеистическим представлениям о боге и мире.

Если бог есть "окружность и центр, так как он везде и нигде", то мир

не имеет самостоятельного, ограниченного от бога существования, а стало

быть, и замкнутой фигуры с самостоятельной окружностью и центром в духе

томистской и аристотелево-птолемеевой космологии. Ибо нигде в космосе

"вне бога нельзя отыскать точной, равно отстоящей от различных точек,

окружности, потому что он один бесконечное равенство" [4, с.100].

В результате такого уподобления природного космоса богу мир "имеет

свой центр повсюду, а окружность нигде". Мир не бесконечен, так как в

таком случае он был бы равен богу, но он не имеет и границ, "ибо если бы он

имел центр и окружность, то имел бы, таким образом, в себе свое начало и

конец, и сам был бы завершен в отношении чего-то другого" [4, с. 97].

Так из принципа зависимости мира от бога Кузанец выводит его

безграничность: мир не может быть обособлен от божественного "свернутого"

начала даже в своем пространсвенно-физическом существовании. Из этого

следует важнейший вывод для космологии, что "Земля не есть центр мира" и

что "окружность его не является сферой неподвижных звезд".

В космологии Николая Кузанского Земля лишается своего

привилегированного положения центра Вселенной: не Земля, а бог "является и

центром земли, и всех сфер, и всего того, что есть в мире". Поэтому

бессмысленно приписывать Земле неподвижность, равно как и полюсам,

замыкающей мир небесной сферы фиксированных звезд: "Нельзя найти для звезд

середины, равно отстоящей от полюсов" [2, с. 81].

Однако, отвергая неподвижность и центральное положение Земли, Николай

Кузанский не отдавал предпочтения какой-либо иной схеме движения небесных

тел. Но расшатывая традиционное представление о мире, он открыл путь к

десакрализации космологии. Тем самым геоцентризм лишался своего

теологического оправдания.

В то же время космология Николая Кузанского не просто умозрительная

концепция, оторванная от астрономических исследований и наблюдений. Она

имела как философское, так и научное обоснование. Им был выдвинут ряд

плодотворных идей, в частности о движении Земли, о том, что небесные тела

движутся не по правильным окружностям. Космология Кузанского вела к

признанию материального единства земной и "небесной" субстанции: и Земля,

и другие небесные тела признавались одинаково "благородными".

Разрушая старое - и религиозное, и свойственное древним неоплатоникам

- иерархическое представление о мире, Кузанец видит в боге не

"нисхождение", не "опускание" божества до низшей материальной ступени

бытия, а проявление божественного могущества. Поэтому мир рассматривается

им в качестве прекраснейшего божественного творения: "... по красоте

и стройности вещей, которые мы лицезреем, искусство и превосходство бога

поражают нас" [3, с. 61]. Мир прекрасен, и "даже тленность" всего земного

"не есть действительное доказательство" недостатка благородства. Это

последнее положение особенно важно: временное и тленное, оказавшись

результатом "развертывания" вечного первоначала, получает свое

оправдание. Красота мира, проявляющаяся в "универсальной связи" всего

сущего, выявляет внутреннюю стройность творения. Бог, говорит Кузанский,

"пользовался при сотворении мира арифметикой, геометрией, музыкой и

астрономией, всеми искусствами, которые мы также применяем, когда исследуем

соотношение вещей, элементов и движений" [4, с. 106].

Гармония мира находит свое выражение и в человеке - величайшем из

божественных творений, в существе, которому суждено познать бога и

созданный им прекрасный мир. Антопология и гносеология Николая

Кузанского теснейшим образом связаны с его пантеистической онтологией и

космологией.

2.5 Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие

природы и бога

Человеческая природа рассматривается Кузанским в качестве высшего и

наиболее значительного божественного творения: она "помещена над всеми

творениями бога". Как будто поставленный на определенной ступени иерархии

человек оказывается обожествленным и уже потому вне иерархическим

существом: природа его "заключает в себе умственную и чувственную природу

и стягивает в себе всю Вселенную: она есть микрокосм, малый мир, как

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.