исследовал все учения нравственности и указал на их иллюзорное основание,
он высказал свое понимание мира : это слепой механизм непрерывно и
бесцельно вертящееся колесо, но между тем, он хочет быть и пророком, хочет
учить о добродетелях и о целях жизни.
Но какие законы, какие скрижали хочет диктовать Ницше? Какие
ценности он возвысит, какие обесценит? Есть ли у него право избирать и
строить здание красоты и добродетели если в природе царит механический
порядок? Это, конечно, право поэта, гений которого, творец иллюзий,
предлагает воображению людей ту или иную любовь или ненависть, то или иное
Добро и Зло.
"Я ХОЧУ УЧИТЬ ЛЮДЕЙ СМЫСЛУ ИХ БЫТИЯ: ЭТОТ СМЫСЛ ЕСТЬ СВЕРХЧЕЛОВЕК,
МОЛНИЯ ИЗ ТЕМНОЙ ТУЧИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
СМОТРИТЕ, Я - ПРОВОЗВЕСТНИК МОЛНИИ, Я - ТЯЖЕЛАЯ КАПЛЯ ИЗ ГРОЗОВОЙ
ТУЧИ; А ИМЯ ТОЙ МОЛНИИ - СВЕРХЧЕЛОВЕК."12
Пусть соединят воедино дух и доброту всех великих душ : и
совокупно не были бы они в состоянии произнести хотя бы одну речь
Заратустры. Велика та лестница, по которой он поднимается и спускается, он
дальше видел, дальше хотел, дальше мог, чем какой бы то ни было другой
человек. Он противоречит каждым словом, этот самый утверждающий из всех
умов, в нем все противоположности связаны в новое единство. Самые высшие и
самые низшие силы человеческой натуры, самое сладкое, самое легкомысленное
и самое страшное с бессмертной уверенностью струятся у него из единого
источника. До него не знали, что такое глубина, что такое высота, еще
меньше знали, что такое истина. Нет ни одного мгновенения в этом откровении
истины, которое было бы уже предвосхищено, угадано кем-либо из величайших.
Не было мудрости, не было исследования души, не было искусства говорить до
Заратустры; самое близкое, самое повседневное говорит здесь о неслыханных
вещах. Самое могучая сила образов, какая когда-либо существовала, является
убожеством и игрушкой по сравнению с этим возвращением языка к природе
образности. Здесь в мгновении преодолевается человек, понятие
"Сверхчеловек" становится здесь высшей реальностью, - в бесконечной дали
лежит здесь все, что называлось великим в человеке лежит ниже его. О
совмещении злобы и легкомыслия и обо всем, что вообще типично для типа
Заратустры, никогда никто еще не мечтал как о существенном элементе
величия. Заратустра именно в этой шири пространства, в этой доступности
противоречиям чувствует себя наивысшим проявлением всего сущего, и когда
услышит как он это определяет, откажутся от поисков ему равного.
"Я ЛЮБЛЮ ТОГО, КТО ЖИВЕТ РАДИ ПОЗНАНИЯ И СТРЕМИТСЯ ПОЗНАВАТЬ ВО ИМЯ
ТОГО, ЧТОБЫ ЖИЛ НЕКОГДА СВЕРХЧЕЛОВЕК. ИБО ТАК ХОЧЕТ ОН ГИБЕЛИ СВОЕЙ."13
"Падающего - толкни." Ницше прежде всего имел в виду критику
христианства, которое считал религией слабых, униженных рабов. Христианская
религия отрицает свободу мышления, самостоятельность действий человека.
Человек свободен, а смирение есть оковы, которые окутывают власти. Вывод
Ницше: не свержение строя, порождающего несвободу, а возрождение идеала
сильной и свободной личности - идеала античности и возрождения, отказ от
культа слабости и униженности, покаяние, жертвы и самопожертвование,
навязанного религией лицемерия. Фашистская интерпретация идей Ницше до
крайности искажала его мысли, превращала мыслителя в шовиниста и
человеконенавистника, каким он не был. Вины философа в такой интерпретации
его трудов нет, читатель может убедиться в этом, внимательно прочитав
перевод "Антихристианина". Нацизм в свое время ухватился за эти рассуждения
Ницше, истолковав их на свой лад и объявив войну "слабым, а именно тем,
кого следовало бы поработить или уничтожить ради процветания высшей расы.
4. "ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА - СВЕРХЧЕЛОВЕК"
Человек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь. Вот эта идея
абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом,
который объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и
ницшеанский идеал человека - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше
может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к
истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы -
"хозяева", люди, представляющие собой совершенство прежде всего в
биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни
социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут
абсолютно свободны.
Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что в
человеческом общежитии считается добром, что составляет для людей ценность,
включая и ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может
объективно обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в
наибольшей мере соответствует требованиям его жизни : мораль одного
оправдывает все, к чему он стремится; мораль другого делает его
умиротворенным; мораль третьего призывает к мщению врагам и т.д. Люди даже
могут не осознавать, каков на самом деле источник их моральных убеждений и
представлений, но это не меняет дела. Всяк имеет тот тип морали, который
больше всего соответствует его природе.
Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше,
состоит в том, что некоторые из них от природы слабы, другие сильны опять-
таки по природе. Соответственно различается и их мораль. Сильные
("хозяева", по терминологии Ницше) ценят личное достоинство, решительность,
настойчивость, самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в
достижении поставленной цели. Слабые ("рабы" по той же терминологии) ценят
то, что в большей мере выражается в их слабости - сострадательность,
мягкосердечие, альтруизм, и рассудительность и т.п.
Некогда хозяева господствовали в жизни. У них была своя мораль,
свои понятия и представления о добре и зле. Но со временем их одолели рабы,
но победили они не силой, а числом. Добром стало признаваться то, что в
большей мере соответствует их интересам; мягкосердечие, любовь к ближнему,
покорность, доброта - все эти и им подобные качества возвышены до уровня
добродетели. В эпоху после восстания рабов господствующей стало и
продолжает оставаться рабская мораль.
В оценке господствующей морали Ницше хотел занять беспристрастную,
научно обоснованную, натуралистическую поэзию. Он отмечал, что все идет
так, как и должно идти в условиях, когда рабы приемлют мораль рабов. Одно
тут плохо : даже хозяева начинают подчиняться этой морали. Однако Ницше не
мог удержаться на этой объективной, беспристрастной позиции, так как ощущал
себя принадлежащим к расе хозяев и признавал их мораль не только более
высокой, но и единственно достойной этого названия. Релятивистская этика с
ее тезисом : "каждый имеет тот тип морали, который подходит ему"
оказывается только внешней видимостью. В ее основании лежит этика
абсолютизма, согласно которой правильной является только одна мораль -
мораль хозяев.
Если попытаться суммировать различные разрозненные оценки, данные
Ницше господствующей морали, то, вероятность их можно свести к некоторому
общему знаменателю и выразить в виде следующих трех претензий.
Господствующая мораль, по мнению Ницше, своим основанием имеет
предположение, во-первых, о всеобщем равенстве; во-вторых, о свободе -
каждый должен быть свободен в той мере, в какой он не посягает на свободу
других; в-третьих, об абсолютности моральной ценности, которая якобы не
требует никаких доказательств, поскольку она не средство, а цель.
Основанная на этих предположениях мораль вполне закономерно
включает в себя принципы справедливости, альтруизма или любви к ближнему,
сострадания, милосердия, превосходства духовных ценностей над
материальными, преимущество общественного блага перед личным и т.п.
Собственная моральная позиция Ницше, позиция хозяина почти прямо
противоположна господствующей в обществе морали. Ее краеугольными камнями
служат : во-первых, ценность жизни в ее биологическом смысле - только жизнь
имеет абсолютную ценность и порождает все то, что имеет ценность; во-
вторых, свобода сильного - свобода принадлежит только тому, кто имеет
достаточно силы, чтобы завоевать и отстоять ее; в-третьих, неравенство -
люди не равны, они лишь лучше или хуже, в зависимости от того, сколько
жизненной силы заключено в каждом из них. Естественно, этим устоям
соответствуют и принципы морали. Справедливость в том виде, как ее понимает
господствующая мораль есть ложь. Истинная справедливость, считает Ницше,
основана отнюдь не на равенстве - каждый имеет столько, сколько
заслуживает, а заслуги его измеряются количеством жизни. Равенство - это
признак упадка. Ложным является и принцип полезности - назначение жизни
состоит не в увеличении добра. Сама жизнь есть высшее и величайшее добро, и
только это имеет значение. Ложью является и принцип альтруизма : если и
может у кого-либо быть великая цель, то она наверняка важнее благополучия
ближнего. Дело не в любви к ближнему; уважения и поклонения достойны лишь
лучшие, а лучшие - это наиболее сильные. Кроме того, альтруизм есть не что
иное, как эгоизм, но только эгоизм слабого. Не видит Ницше каких-либо
достоинств и у принципа милосердия - оно есть пустая трата энергии на
слабых и вырождающихся. Требованием жизни является не спасение и даже не
помощь слабым. Лозунгом, достойным подлинной жизни, должен быть :
"Падающего подтолкни!". То же и в случае с принципом общественного блага –
Страницы: 1, 2, 3, 4