Рефераты. Философия Канта. Докритический и критические периоды жизни






Он считает, что идея определяющего основания не противоречит свободе. Он

понимает свободу как сознательную детерминизацию поступка, как приобщение к

воле мотивов разума. В дальнейшем, развивая эту идею, философ придет к

выводу, что человек не может полагаться только на свои влечения, так как

все они жестко детерминированы природой, и поступать в соответствии с ними

- значит оставаться животным. В целом в этой диссертации Кант отстаивает

лейбницианско-вольфианскую точку зрения. Хотя в некоторых существенных

деталях, например при разрешении проблемы взаимоотношения души и тела, ему

ближе идеи Ньютона. Что касается гармонии бытия и его всеобщей

устремленности к благу, то он пока в этом не сомневается.

Значительное влияние на жизнь и творчество Иммануила Канта оказала

война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно, Пруссия

потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими

войсками. В составе Российской империи появилась новая административная

единица, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской

императрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университета

принес присягу и Кант. Войны в XVIII веке почти не затрагивали мирное

население. Несмотря на войну, занятия в университете не прерывались.

Напротив, к обычным лекциям прибавились еще и занятия с русскими офицерами.

Кант читал для русских фортификацию и пиротехнику. Некоторые биографы

философа считают, что его слушателями в это время могли быть такие

известные в российской истории лица, как будущий екатерининский вельможа

Григорий Орлов и А.В. Суворов, тогда подполковник, навещавший в Прусской

столице своего отца генерала В.И. Суворова.

В декабре 1758 года умер профессор философии Кипке. На освободившееся

место объявилось пять претендентов. Среди них был и Кант, выставивший свою

кандидатуру по настоянию давнего благожелателя - пастора Шульца, который

стал к тому времени профессором богословия и ректором университета. Из пяти

кандидатов Академический совет выбрал двух - математика Бука и Канта.

Однако, окончательно вопрос о вакансии был решен не в пользу философа.

Оплачиваемое место получил Бук, который был старше по возрасту и по

преподавательскому стажу. Может быть сыграло роль и другое обстоятельство.

Некий Андрей Болотов, занимавший в то время ответственное положение в

губернской канцелярии, проявлял живой интерес к философии и был ревностным

сторонником философии Крузия. Кант был явным антикрузианцем. Возможно, что

Болотов, в силу своего положения имевший возможность повлиять на решение

данного вопроса, предпочел передать кафедру философии математику Буку,

равнодушному к острым мировоззренческим проблемам, чем вольфианцу Канту. В

этот период начинается постепенный переход Канта ко второму этапу его

творчества. Много лет спустя философ назовет свое состояние в магистерские

годы, свою приверженность к вольфианству "догматическим сном". Он запретит

пользоваться своими ранними трудами, в том числе такими, как "Опыт

некоторых рассуждений об оптимизме (1759) и "Мысли магистра Иммануила Канта

... по поводу безвременной кончины высокородного господина Функа" (1760), в

которых он обосновывал идею полного совершенства нашего мира, высказывал

мысль о том, что сам по себе человек ничего не стоит, а, как и любое другой

отдельное существо, может жить лишь во имя блага целого. Очевидно, что

подобные утверждения противоречат идее: "Человек есть цель сама по себе",

которую он развивал в более поздние годы.

Новый поворот в философских исканиях Канта.

1762 год был переломным для философа. Принято считать, что важнейшую

роль в новых исканиях Канта, которые в дальнейшем привели к созданию его

критической философии, сыграло знакомство с творчеством Жан-Жака-Руссо.

Руссо стал для Канта, по признанию последнего, "вторым Ньютоном". Если по

влиянием ньютоновских формул философ сформировал свои взгляды на космос,

устройство солнечной системы, мир в целом, то парадоксы Руссо помогли ему

заглянуть в тайники человеческой души. Помимо Руссо, Кант в последствии

называл еще и Давида Юма в качестве мыслителя, который "помог ему

пробудиться от догматического сна". Руссо повлиял на Канта как человека и

моралиста, Юм подтолкнул его новым теоретико-познавательным поискам,

пересмотру метафизических догм, формированию новой теории познания.

В предверии зимнего семестра 1762 года Кант выпустил, как и раньше,

брошюру - приглашение к лекциям. В предыдущих трактовались в основном

естественно научные проблемы, на этот раз для рассмотрения был взят

философский вопрос. Брошюра называлась "Ложное мудрствование в четырех

фигурах силлогизма" и содержала первую попытку критики формальной логики,

служившей опорой вольфианству. До этого автор разделял вольфианское

преклонение перед дедукцией, несколько преувеличивая значение мыслительной

деятельности человека для познания, и был убежден, что возможности

выведения одних понятий из других путем построения умозаключений

бесконечны. В этой работе он серьезно задумывается над тем, как ввести в

философию опытное знание. Этим же проблемам посвящена написанная также в

1762 году работа "Исследование очевидности принципов естественной теологии

и морали". Она была написана на конкурсную тему, объявленную Берлинской

академией наук. Работа не получила первой премии, однако была признана ее

почти равной той, что одержала победу, и вместе с ней опубликована. В этой

работе, сопоставляя философию с математикой, Кант говорит о качественном

многообразии объектов первой по сравнению с объектами второй. Анализируя

указанную проблему ученый приходит к выводу, что истинная философия еще не

написана. Настоящая философия, по его мнению, должна усвоить метод, который

Ньютон ввел в естествознание и который принес там столь плодотворные

результаты. Следовательно, надлежит, опираясь на достоверные данные опыта,

отыскать всеобщие законы. Опыт, на который должна опираться философия, -

это не только показания чувств, но и "внутренний опыт", непосредственно

очевидное сознание. С точки зрения философа, благодаря последнему

становится весьма достоверным познание бога. В этой работе Кант высказывает

важное для его дальнейшего философского развития соображение: нельзя

смешивать истину и благо, знание и моральное чувство. Грядущую философскую

революцию предвещают и те идеи, которые Кант высказывает в трактате "Опыт

введения в философию понятия отрицательных величин". Внимание мыслителя

привлекает проблема единства противоположностей. Исходный пункт рассуждений

- установленное еще в габилитационной диссертации различие между логическим

и реальным основанием. Кант указывает, что справедливое для логики может

быть неистинным для реальной действительности. Логическая противоположность

состоит в том, что относительно одной и той же вещи какое - либо

высказывание или утверждается или отрицается, одно упраздняет другое, в

результате чего получается ничто. Иное - реальная противоположность,

которая стоит в противонаправленности сил. Здесь также одно упраздняет

другое, но следствием будет нечто реально существующее.

В зимнем семестре 1762 года у Канта появился новый студент, на которого

тот сразу обратил внимание. Молодой человек числился на теологическом

факультете, обладал незаурядными способностями и усидчивостью, писал

неплохие стихи, подражая любимым поэтам Канта - Галлеру и Попу. Это был

Иоганн Готфрид Гердер, сын звонаря и учителя приходской школы в Морунгене.

У Канта Гердер прослушал все его тогдашние курсы - метафизику, мораль,

логику, математику, физическую географию. Старательно записывал их, приводя

дома свои конспекты в порядок. Сохранились все его записи - аккуратные,

ясные, обстоятельно излагающие суть проблем волнующих философа. На

основании этих конспектов и работы Канта "Единственное возможное основание

для доказательства бытия бога", вышедшей в конце в 1762 года, можно судить

о том, какие вопросы пытался разрешить философ в этот период. Кант говорит

о боге. С его точки зрения, ни на собственном, ни на чужом опыте мы не

можем убедится в его существовании. Исследователю остается положится на

разум: только система рассуждений (Кант приводит ее в своей работе)

приводит к выводу, что есть на свете некое высшее, абсолютное и необходимое

существо. Встает, однако, вопрос: не подрывает ли подобное отношение к

религии основ нравственности? Кант утверждает: мораль и религия - разные

вещи. Мораль скорее всеобщий, человеческий, нежели божественный суд. При

воспитании надо сначала пробудить моральное чувство, а потом прививать

понятие о божестве, иначе религия превратится в предрассудок, и вырастет

хитрец, лицемер. Культура морального чувства должна предшествовать культуре

послушания. Из этих рассуждений философ выводит основной закон

человеческого поведения - "поступай в соответствии со своей моральной

природой".

В 1764 году Канту исполнилось сорок лет. Он известен, его ценят и

уважают. Ламберт и Мендельсон обращаются к нему с предложениями вступить в

научную переписку, и Кант их принимает. Лекции пользуются успехом,

аудитория всегда полна, и некоторые курсы он передоверяет своим ученикам.

Книги хорошо расходятся, а написанные в 1762 году "Наблюдения над чувством

возвышенного и прекрасного" принесли ему славу модного автора. Но он все

еще приват-доцент, не получающий ни гроша от университета. В Берлине

понимают неестественность подобной ситуации. В августе 1764 года из

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.