общественных отношений" [5]. Качество нового ("экономического") человека
автор обозначает термином "годность", что, по его мнению, соответствует
таким значениям, как направленность, действенность, эффективность,
продуктивность. Индивидуализированная годность — это главная конструирующая
экономического развития, ключевая характеристика работника.
С более широких мировоззренческих позиций к проблеме качества подошел
И. А. Ильин, который увязал в одно целое качество и судьбу России. Это
позволило увидеть многогранность качества, необходимость целостного,
синтетического подхода к решению проблемы качества. 'Качество необходимо
России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая
организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный
продукт; высокий уровень жизни, Новая, качественная эпоха нужна ношей
Родине, эпоха, которая исцелила бы, зарастила бы все язвы революционного
времени" [б]. Предпосылкой такому развитию, по мнению И. А. Ильина,
является природная даровитость и духовная гениальность русского народа.
Функциональное понимание качества, закономерность выражать
качественные характеристики через количественные показатели было тесно
связано с экономическими процессами, практикой хозяйствования.
В этой связи поучителен мировой опыт, опыт ряда стран, вставших уже в
первые десятилетия XX века на путь интенсивного экономического развития. 20-
е годы ознаменовались изменением отношения к проблеме качества продукции.
Начинает развиваться инженерная наука управления качеством в процессе
производства, начинают применяться статистические методы управления на
основе контрольных карт, предложенных американским специалистом У.
Шухартом.
В 30-х годах в мировой практике промышленного производства
выдвигается идея совместной деятельности рабочего, контролера и менеджера в
решении проблем качества изделий. Одним из важнейших условий повышения
качества продукции выдвигается качество "рабочей жизни", то есть условий, в
которых работает производственный персонал.
В конце 50-х годов, когда в ряде развитых стран были удовлетворены
первые жизненные потребности на селения, важнейшим условием выживания фирм
стало качество изделий. В это время Дж. Джураном, американским специалистом
в области управления качеством, выдвигается идея бездефектности как
основного показателя качеств продукции. В 1 976 г. известный японский
специалист К. Исикава публикует свои работы, где описываются методы
построения причинно-следственных диаграмм для решения проблемы качества. В
это же время другой не менее известный японский ученый Г. Тагути публикует
работы, в которых выдвигаются идея и методы обеспечения высшего уровня
качества. путем принятия оптимальных решений на этапе проектирования
изделий.
Итогом этих процессов стало утверждение в мировом производстве идеи
приоритета качества. Обостренное внимание к качеству продукции вызывалось
не только конкуренцией товаров, но и рядом других факторов: эргономических,
экологических, технологических. Конец 80-х годов отмечен формированием идеи
всеобщего управления качеством (Total Quality Management — ТQМ), главным
содержанием которой является ответственность за качество всех работников
предприятия, на всех стадиях создания изделий. В практику внедряется
система ИСО 9000, в соответствии с которой качество определяется как
"совокупность свойств и характеристик изделий или услуг, обеспечивающих
удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей".
Опыт решения проблемы качества в хозяйственной практике имеется и в
России, где обращается вниманий на интеграцию усилий всех участников
технологического процесса по изготовлению изделий и на системные и
функциональные свойства качества.
Это важный рубеж в решении проблем качества. Однако его недостаточно.
В российской культуре есть все возможности для более всестороннего,
интегрального понимания качества, для возрождения России на качественной
основе, охватывающей все стороны жизни талантливого, самобытного народа.
1.3 Цель качества
Цель качества — внести осмысленность в жизнь человека, сделать ее
более творческой и радостной. Человек не только участвует в действии
природных сил, и его деятельность приобрела все качества мощной
геологической силы, но он должен знать цель планетарно-космического
процесса, что придает осмысленность и свободу его действиям.
Цель качества, таким образом, определяется:
- мировоззренческими ориентирами: человек живет и действует в
качественно многообразном мире. Системы мироздания, начиная с микроявлений
и кончая галактическими образованиями, представляют собой качественные
явления, имеющие специфические пространственно-временные характеристики;
- логико-гносеологическими и методологическими условиями: познавая те
или иные процессы, которые становятся объектом для научного исследования,
мы прежде всего стремимся выявить их качественную определенность, раскрыть
их свойства, связи и отношения. Применяемые при этом методы и сродства в
той или иной степени учитывают качественные особенности исследуемого
объекта,
- психологическими факторами: качественная, хорошо организованная
деятельность, а также и качество производственной среды вызывают
положительные эмоции и чувства, приносят удовлетворение. Качество тем самым
положительно "заряжает" человека;
- этическими и эстетическими нор-мами и принципами. Нравственно
развитый человек творит, организует свою деятельность, ориентируясь на
принцип качества, и направляет максимум усилий своей душевной энергии на
его достижение. Эстетика качества, красота воспитывают нравственную
чистоту, человеческие качества;
- социальной основой: человек стремится жить в качественном социуме,
в котором созданы условия для его жизни и творчества. Социум должен иметь
такие качественные характеристики: целостность, духовность,
демократичность, гуманистичность и т. п.;
- технологическими условиями. Они определяют значимость качества:
материалов, проектирования, технологий, работающего персонала и т. д.
Итогом этих условий и является качество продукции, процессов, услуг.
2. СТРУКТУРА КАЧЕСТВА
проблема качества в методологическом плане содержит широкие
возможности для изучения. На для этого категория качество должна быть
соотнесена не только с такими традиционными категориями, как количество,
мера, но прежде всего с категориями система, структура, организованность.
Это вполне отвечает современной научной парадигме, научной картине мира.
Наука в своем историческом развитии совершила в XX в, переход от
парадигмы механизма, для которой было характерно механическое понимание
мира и качество сводилось к вещественным характеристикам, к парадигме
организованности. Одним из первых, кто осознал необходимость перехода к
новой парадигме, был русский ученый А. А. Богданов, провозгласивший
концепцию организованности как новый способ мышления [2]. Толкование идей
организованности но основе общесистемных представлений и термодинамики
неравновесных процессов привело к возникновению ряда новых научных
дисциплин — общей теории систем, теории самоорганизации синергетики.
Принципы и идеи организованности всесторонне разрабатывались в биосферно-
ноосферной концепции о роботах В. И. Вернадского [З], В. Н. Сукачева, С Н.
В. Тимофеева-Рессовското и их последователей.
В результате развития отмеченных идей выявляется новое понимание
качества, в котором ведущее значение приобретают системные и структурные
характеристики.
Система представляет собой совокупность элементов и их связей,
образующую определенную целостность (внешнюю и внутреннюю). Качественные же
характеристики системы несводимы к сумме свойств составляющих ее элементов
и связей.
Структурный аспект качества выражает способ связей, расположения и
порядка элементов содержания системы. Это позволяет дать более емкую
характеристику качества.
Категория организованности вводит в характеристику качества
особенности пространственно-временных соотношений, уровни и формы
вещественного, энергетического и информационного обмена между составляющими
целостности системы, а также между системой и средой.
Все это позволяет дать всестороннюю типологию качества, выделить основания
ее классификации.
2.1 Типы качества
Классификацию типов качества можно проводить по том или иным
основаниям:
1). Через соотношение внешнего и внутреннего можно выделить:
- качество как внешнюю определенность, раскрываемую через совокупность
свойств;
- качество как внутреннюю определенность, выражающую целостность
предмета и его сущностные характеристики;
2). По природе носителей качество различается на:
- природное качество, детерминированное естественными
закономерностями;
- социальное качество, обусловленное особенностями социальных
отношений;
- духовное качество, характеризующее духовный мир ценностей;
3). Структурный подход позволяет различать структуры качества:
природное,
социальное и духовное;
4). Системный подход различает системы самоорганизующиеся и
несамоорганизующиеся. Любая сложная система включает три уровня:
субстратный (уровень материальных носителей), структурный (уровень
Страницы: 1, 2, 3, 4