Рефераты. Философия качества






общественных отношений" [5]. Качество нового ("экономического") человека

автор обозначает термином "годность", что, по его мнению, соответствует

таким значениям, как направленность, действенность, эффективность,

продуктивность. Индивидуализированная годность — это главная конструирующая

экономического развития, ключевая характеристика работника.

С более широких мировоззренческих позиций к проблеме качества подошел

И. А. Ильин, который увязал в одно целое качество и судьбу России. Это

позволило увидеть многогранность качества, необходимость целостного,

синтетического подхода к решению проблемы качества. 'Качество необходимо

России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая

организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный

продукт; высокий уровень жизни, Новая, качественная эпоха нужна ношей

Родине, эпоха, которая исцелила бы, зарастила бы все язвы революционного

времени" [б]. Предпосылкой такому развитию, по мнению И. А. Ильина,

является природная даровитость и духовная гениальность русского народа.

Функциональное понимание качества, закономерность выражать

качественные характеристики через количественные показатели было тесно

связано с экономическими процессами, практикой хозяйствования.

В этой связи поучителен мировой опыт, опыт ряда стран, вставших уже в

первые десятилетия XX века на путь интенсивного экономического развития. 20-

е годы ознаменовались изменением отношения к проблеме качества продукции.

Начинает развиваться инженерная наука управления качеством в процессе

производства, начинают применяться статистические методы управления на

основе контрольных карт, предложенных американским специалистом У.

Шухартом.

В 30-х годах в мировой практике промышленного производства

выдвигается идея совместной деятельности рабочего, контролера и менеджера в

решении проблем качества изделий. Одним из важнейших условий повышения

качества продукции выдвигается качество "рабочей жизни", то есть условий, в

которых работает производственный персонал.

В конце 50-х годов, когда в ряде развитых стран были удовлетворены

первые жизненные потребности на селения, важнейшим условием выживания фирм

стало качество изделий. В это время Дж. Джураном, американским специалистом

в области управления качеством, выдвигается идея бездефектности как

основного показателя качеств продукции. В 1 976 г. известный японский

специалист К. Исикава публикует свои работы, где описываются методы

построения причинно-следственных диаграмм для решения проблемы качества. В

это же время другой не менее известный японский ученый Г. Тагути публикует

работы, в которых выдвигаются идея и методы обеспечения высшего уровня

качества. путем принятия оптимальных решений на этапе проектирования

изделий.

Итогом этих процессов стало утверждение в мировом производстве идеи

приоритета качества. Обостренное внимание к качеству продукции вызывалось

не только конкуренцией товаров, но и рядом других факторов: эргономических,

экологических, технологических. Конец 80-х годов отмечен формированием идеи

всеобщего управления качеством (Total Quality Management — ТQМ), главным

содержанием которой является ответственность за качество всех работников

предприятия, на всех стадиях создания изделий. В практику внедряется

система ИСО 9000, в соответствии с которой качество определяется как

"совокупность свойств и характеристик изделий или услуг, обеспечивающих

удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей".

Опыт решения проблемы качества в хозяйственной практике имеется и в

России, где обращается вниманий на интеграцию усилий всех участников

технологического процесса по изготовлению изделий и на системные и

функциональные свойства качества.

Это важный рубеж в решении проблем качества. Однако его недостаточно.

В российской культуре есть все возможности для более всестороннего,

интегрального понимания качества, для возрождения России на качественной

основе, охватывающей все стороны жизни талантливого, самобытного народа.

1.3 Цель качества

Цель качества — внести осмысленность в жизнь человека, сделать ее

более творческой и радостной. Человек не только участвует в действии

природных сил, и его деятельность приобрела все качества мощной

геологической силы, но он должен знать цель планетарно-космического

процесса, что придает осмысленность и свободу его действиям.

Цель качества, таким образом, определяется:

- мировоззренческими ориентирами: человек живет и действует в

качественно многообразном мире. Системы мироздания, начиная с микроявлений

и кончая галактическими образованиями, представляют собой качественные

явления, имеющие специфические пространственно-временные характеристики;

- логико-гносеологическими и методологическими условиями: познавая те

или иные процессы, которые становятся объектом для научного исследования,

мы прежде всего стремимся выявить их качественную определенность, раскрыть

их свойства, связи и отношения. Применяемые при этом методы и сродства в

той или иной степени учитывают качественные особенности исследуемого

объекта,

- психологическими факторами: качественная, хорошо организованная

деятельность, а также и качество производственной среды вызывают

положительные эмоции и чувства, приносят удовлетворение. Качество тем самым

положительно "заряжает" человека;

- этическими и эстетическими нор-мами и принципами. Нравственно

развитый человек творит, организует свою деятельность, ориентируясь на

принцип качества, и направляет максимум усилий своей душевной энергии на

его достижение. Эстетика качества, красота воспитывают нравственную

чистоту, человеческие качества;

- социальной основой: человек стремится жить в качественном социуме,

в котором созданы условия для его жизни и творчества. Социум должен иметь

такие качественные характеристики: целостность, духовность,

демократичность, гуманистичность и т. п.;

- технологическими условиями. Они определяют значимость качества:

материалов, проектирования, технологий, работающего персонала и т. д.

Итогом этих условий и является качество продукции, процессов, услуг.

2. СТРУКТУРА КАЧЕСТВА

проблема качества в методологическом плане содержит широкие

возможности для изучения. На для этого категория качество должна быть

соотнесена не только с такими традиционными категориями, как количество,

мера, но прежде всего с категориями система, структура, организованность.

Это вполне отвечает современной научной парадигме, научной картине мира.

Наука в своем историческом развитии совершила в XX в, переход от

парадигмы механизма, для которой было характерно механическое понимание

мира и качество сводилось к вещественным характеристикам, к парадигме

организованности. Одним из первых, кто осознал необходимость перехода к

новой парадигме, был русский ученый А. А. Богданов, провозгласивший

концепцию организованности как новый способ мышления [2]. Толкование идей

организованности но основе общесистемных представлений и термодинамики

неравновесных процессов привело к возникновению ряда новых научных

дисциплин — общей теории систем, теории самоорганизации синергетики.

Принципы и идеи организованности всесторонне разрабатывались в биосферно-

ноосферной концепции о роботах В. И. Вернадского [З], В. Н. Сукачева, С Н.

В. Тимофеева-Рессовското и их последователей.

В результате развития отмеченных идей выявляется новое понимание

качества, в котором ведущее значение приобретают системные и структурные

характеристики.

Система представляет собой совокупность элементов и их связей,

образующую определенную целостность (внешнюю и внутреннюю). Качественные же

характеристики системы несводимы к сумме свойств составляющих ее элементов

и связей.

Структурный аспект качества выражает способ связей, расположения и

порядка элементов содержания системы. Это позволяет дать более емкую

характеристику качества.

Категория организованности вводит в характеристику качества

особенности пространственно-временных соотношений, уровни и формы

вещественного, энергетического и информационного обмена между составляющими

целостности системы, а также между системой и средой.

Все это позволяет дать всестороннюю типологию качества, выделить основания

ее классификации.

2.1 Типы качества

Классификацию типов качества можно проводить по том или иным

основаниям:

1). Через соотношение внешнего и внутреннего можно выделить:

- качество как внешнюю определенность, раскрываемую через совокупность

свойств;

- качество как внутреннюю определенность, выражающую целостность

предмета и его сущностные характеристики;

2). По природе носителей качество различается на:

- природное качество, детерминированное естественными

закономерностями;

- социальное качество, обусловленное особенностями социальных

отношений;

- духовное качество, характеризующее духовный мир ценностей;

3). Структурный подход позволяет различать структуры качества:

природное,

социальное и духовное;

4). Системный подход различает системы самоорганизующиеся и

несамоорганизующиеся. Любая сложная система включает три уровня:

субстратный (уровень материальных носителей), структурный (уровень

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.