не самой истории, а истории истории, дает оценку исторических повествований
и пытается исследовать их истинность и достоверность. (Кстати, этот подвид
историографии стал особенно популярным у нас в России в течение последнего
десятилетия.) И, наконец, последним подвидом рефлективной истории является
обобщающая (не всеобщая!), которая руководствуется общими точками зрения на
отдельные общественные предметы и явления (например, история искусства,
история права и т.д.). Такие обобщающие рефлексии естественно находятся в
тесной связи со всей историей народа, и весь вопрос в том, «…выявляется ли
связь целого или этой связи ищут лишь во внешних отношениях». Если
срабатывает первый вариант, то такая рефлективная история превращается в
третий вид, философскую историю.
Далее Гегель обосновывает как само понятие философской истории, так и
его кажущуюся противоречивость. Ведь история, по определению, занимается
лишь тем, что было и есть, а философия — наоборот, порождает собственные
мысли, не принимая в расчет того, что есть. И если бы философия подходила к
истории таким образом, то фактически это было бы не изучение, а
конструирование истории, чего как бы не наблюдается. Поэтому Гегель
говорит, что философия привносит с собой в историю лишь мысль о том, что в
мире господствует разум, а потому всемирно-исторический процесс совершался
и совершается разумно. Разум господствует как в мире вообще, так и в
истории в частности. Это умозаключение является одной из основополагающих
предпосылок всей работы.
Таким образом, Гегель характеризует свое понимание истории как
мыслящее рассмотрение ее. Мир не предоставлен случаю и случайным внешним
причинам, а управляется провидением. Всемирная история с его точки зрения
не есть простое нагромождение тех или других событий, не поле, где
господствуют случайность, произвол и хаотичное переплетение отдельных
человеческих устремлений и чувств и не случайный круговорот общественных
состояний и формаций. По мысли философа, собственно развитие свойственно
только человечеству, так как человеческая история есть высшая сфера, в
которой развивается духовное, мысль, познание. А вместе с этим и
господствующий во вселенной абсолютный разум находит средства своего
конкретного и сознательного воплощения в действительности, средства
познания самого себя как вечной и неисчерпаемой силы совершенствования,
прогресса и возникновения нового. Природе же присущи только простое
изменение и вечное повторение явлений. Поступательного движения в ней нет,
ибо нет в ней и духовной жизни: «…абстрактное изменение вообще,
совершающееся в истории, давно уже было понимаемо в общем виде в том
смысле, что в нем вместе с тем заключается переход к лучшему, к более
совершенному. При всем бесконечном разнообразии изменений, совершающихся в
природе, в них обнаруживается лишь круговращение, которое вечно
повторяется; в природе ничего не ново под луной, и в этом отношении
многообразная игра ее форм вызывает только скуку. Лишь в изменениях,
совершающихся в духовной сфере, возникает новое». То есть всемирная история
совершается исключительно в духовной сфере. Физическая природа, конечно,
тоже играет некоторую роль, но все же субстанциальным является дух и ход
его развития, а, следовательно, необходимо определиться с понятием природы
духа.
Природу духа Гегель объясняет все тем же диалектическим методом:
поскольку сущностью материи (антитезы духа) является тяжесть, постольку
сущностью духа является свобода, и все его свойства соответственно
определяются именно свободой, а, следовательно, свобода является
единственно истинным духом. Отсюда логически вытекает, что история есть
процесс осознания свободы. Каждый народ и каждая эпоха в своем духовном
принципе достигают в осознании свободы только определенной ограниченной
ступени и поэтому должны передать эстафету осознания свободы последующим,
более глубоко охватывающим истину народам и эпохам.
«Восточные народы знали только, что один свободен, а греческий и
римский мир знал, что некоторые свободны, мы же знаем, что свободны все
люди в себе, то есть человек свободен как человек».
Затем философ ставит правомерный вопрос о средствах, благодаря которым
идея свободы реализуется в мире, и ответом на него определяет именно
историческое явление. «Если свобода как таковая, прежде всего, есть
внутреннее понятие, то средства, наоборот, оказываются чем-то внешним, тем,
что является, что непосредственно бросается в глаза и обнаруживается в
истории». Делая далее указание на то, что главную роль в действиях людей
играют их потребности, интересы и страсти, Гегель приходит к
неутешительному выводу о том, что вообще ничто и никогда не осуществлялось
в истории без интереса самих участников — людей. А поскольку интерес
философ логически отождествляет со страстью, то и вывод звучит как «ничто
великое в мире не совершалось без страсти».
Говоря далее о предмете философии истории, Гегель указывает на то, что
в него входят два момента: идея и человеческие страсти. Для иллюстрации
своего тезиса философ использовал весьма образный пример: «Первый момент
составляет основу, второй является уткум великого ковра развернутой перед
нами всемирной истории». Центральным же пунктом и соединением обоих
моментов Гегель определил нравственную свободу в государстве. Причем
государство он рассматривает именно как результат полной реализации духа
(идеи свободы) в наличном бытии, и сильным и благоустроенным оно становится
тогда, если частный интерес граждан соединяется с его общей целью. Когда
достигается такое соединение, наступает период процветания государства, его
доблести, силы и счастья. Но в то же время Гегель утверждает, что всемирная
история создается, пишется только тогда, когда в обществе идет борьба,
когда оно полно живых противоречий и лишь стремится к счастливой жизни.
Сами же «периоды счастья являются в ней пустыми листами, потому что они
являются периодами гармонии, отсутствия противоположности… ничто великое в
мире не совершалось без страсти…». Нельзя рассматривать человека вне его
страстей и интересов, энергии и определенного характера, потому что
«…индивидуум оказывается таким, каким он конкретно существует, не человеком
вообще, потому что такого человека не существует, а определенным
человеком…». Стоит также обратить внимание на высказывание Гегеля о роли
исторических личностей в истории. Ими, по мысли философа, являются те люди,
которые с величайшей проницательностью понимают перспективу исторического
процесса, они «…преследуя свои цели, не сознавали идеи вообще, являясь
практическими деятелями, но в то же время… понимали то, что нужно и что
своевременно».
Истина, по Гегелю, состоит только «в соединении всеобщего, сущего в
себе и для себя вообще с единичным, субъективным». В философии истории эта
истина рассматривается в соответствии с особенностью всемирно-исторического
процесса. Особенность эта — в том, что объективная абсолютная цель
исторического процесса в самом ходе его развития не может адекватно
осознаваться самими участниками: чистая последняя цель истории еще не
является содержанием потребности и интереса. По отношению к этой цели
интерес отдельных участников всемирно-исторического процесса является еще
бессознательным. Тем не менее всеобщее все же содержится в частных целях
отдельных лиц и даже осуществляется благодаря им. Поэтому в философии
истории вопрос об отношении всеобщей цели исторического процесса к частным
целям его единичных участников, принимает форму вопроса о соединении
свободы и необходимости. По мысли философа, происходит это от того, что в
«философии истории» мы «рассматриваем внутренний, в себе и для себя сущий,
духовный процесс как необходимое, а, напротив, то, что в сознательной воле
людей представляется их интересом, приписываем свободе». Переход от
необходимости к свободе предполагает движение разума от постижения бытия в
аспекте единичности и конечности к постижению его в аспекте всеобщности и
бесконечности.
Таким образом, для развития и процветания любого народа необходимо
достижение полной свободы духа и наоборот, полная реализация идеи свободы
возможна только в сильном и процветающем государстве. Во всемирной истории
может быть речь только о таких народах, которые образуют государство.
Государство существует само для себя, а вся ценность человека, его духовная
действительность существует исключительно благодаря государству. В
противоположность мнению о том, что государство есть структура,
ограничивающая свободу человека, Гегель утверждает и успешно доказывает
мысль о том, что государство — это способ осуществления свободы.
«Государство есть духовная идея, проявляющаяся в форме человеческой воли и
ее свободы. Поэтому исторический процесс изменения вообще по существу дела
совершается при посредстве государства, и моменты идеи являются в нем как
различные принципы». То есть, всемирная история представляет собой ход
развития принципа, содержание которого есть сознание свободы.
Итак, по Гегелю, развитие необходимо связано с возникновением нового,
более совершенного, и что это возникновение не есть продукт случайного
стечения обстоятельств. Наоборот, оно внутренне связано и подготовлено всем
ходом жизни старой, предыдущей формы и идет на смену ему по внутренней,
имманентной обусловленности. Общей категорией, объединяющей бесконечную
смену людей и народов, Гегель называет изменение вообще, и «ближайшим
Страницы: 1, 2, 3