неповторимости дана истина мироздания. Она раскрывается не за счет
проникновения в сущность путем ее вычленения в чистой аналитической форме,
а за счет улавливания в каждом мимолетном явлении целостности бытия.
Сущность мира не столько фиксируется в понятиях, где она отделена от
явлений, сколько выражается в образах, когда через индивидуальность и
ситуационность явлений просвечиваются неотделимые от них сущности.
Все эти особенности категориального членения мира в сознании человека
древневосточных обществ неразрывно связаны со специфическими для культуры
этих обществ пониманием места человека в мире. Укоренившееся в европейском
мышлении и заложенное в основных чертах еще античной культурой понимание
человека как активного деятельного начала, противоположного пассивности
вещи и проявляющего себя в своих действиях, весьма сильно отличается от
понимания человека в культурах Древнего Востока. Здесь идеалом
человеческого бытия выступает не столько реализация себя в предметной
деятельности, в изменении человеком внешних обстоятельств, сколько
нацеленность человеческой активности на свой собственный внутренний мир.
Идеал углубления в себя путем отказа от активной предметной деятельности
воспринимается как возможность достижения полной гармонии с миром, как
выход из сферы предметного бытия, вызывающего страдания, в сферу, где
обретается покой и отсутствуют страдания.
Гармония человека и Космоса в этих культурах всегда понималась так, что
созвучие человеческих поступков космическому порядку должно быть связано с
минимальным проявлением человеческой активности (человек найдет путь
истины, если он будет придерживаться середины, умеренности, следовать опыту
старших и т.д.). Гармония достигается путем растворения личности в
космическом целом. Ее поступки должны быть выражением космического целого,
а не самовыражением.
Показательно, что античная культура также развивает в эту эпоху тему
гармонии человека и мира, и категория гармонии, соразмерности частей в
рамках целого является фундаментальной для культуры древнегреческого
полиса. Но смысловая ткань этой категории культуры уже иная. Гармония
Космоса соразмерна гармонии самого человека, но человек понимается здесь не
как растворяющийся в таинственном и непостижимом Космосе, а как особая
выделенная его часть, выступающая мерой всех вещей. За этим принципиально
иным пониманием отношений гармонии человека и мира стоит принципиально
иной, чем в восточных цивилизациях, образ жизни греческого полиса, античной
демократии, в которой индивидуальная активность, стремление личности к
самовыражению выступает условием воспроизводства всей системы его
социальных связей.
Для человека, сформированного соответствующей культурой, смыслы ее
мировоззренческих универсалий чаще всего выступают как нечто само собой
разумеющееся, как презумпции, в соответствии с которыми он строит свою
деятельность и которые он обычно не осознает в качестве глубинных оснований
своего миропонимания и мироощущения. Типы миропонимания и мироощущения,
свойственные разным типам общества, определены различным содержанием
категорий, лежащих в основании культуры.
Образованная благодаря их связям и отношениям категориальная модель мира,
обнаруживает себя во всех проявлениях духовной и материальной культуры
общества того или иного исторического типа (в обыденном языке, феноменах
нравственного сознания, в художественном освоении мира, функционировании
техники и т. п.).
Резонанс различных сфер культуры в период формирования новых идей,
имеющих мировоззренческий смысл, был зафиксирован философами,
культурологами, историками при анализе в синхронном срезе различных этапов
развития науки, искусства, политического и нравственного сознания и т. д.
Отмечалась, например, своеобразная перекличка между идеями относительности
в физике (построение теории относительности) и формированием новой
художественной концепции мира в импрессионизме и постимпрессионизме, а
также новыми для литературы последней трети XIX в. способами описания и
осмысления человеческих ситуаций (например, в творчестве Достоевского),
когда сознание автора, его духовный мир и его мировоззренческая концепция
не стоят над духовными мирами его героев, как бы со стороны из абсолютной
системы координат описывая их, а сосуществуют с этими мирами и вступают с
ними в равноправный диалог(. Такое развитие кардинальных мировоззренческих
идей как бы параллельно в различных областях культурного творчества
объяснимо, если учесть особенности категориального строя мышления каждой
культуры, то обстоятельство, что категории не локализованы в какой-то одной
области бытия культуры, а пронизывают все сферы этого бытия. Поэтому
преобразование категориальных смыслов, начавшееся под влиянием новых
социальных потребностей в одной или нескольких сферах культуры, рано или
поздно с неизбежностью отрезонирует в других.
Философия как рефлексия над основаниями культуры
Для переломных этапов человеческой истории всегда характерно радикальное
преобразование категориальной модели мира.
Переустройство общества всегда связано с революцией в умах, с критикой
тех ранее господствующих мировоззренческих ориентаций, которые уже
исчерпали свои возможности в качестве глубинных программ человеческой
жизнедеятельности.
В такие эпохи социального развития происходит переоценка целого ряда
ранее казавшихся очевидными и само собой разумеющимися смыслов универсалий
культуры. Из неосознанных, неявно функционирующих оснований человеческого
понимания и деятельности они должны стать осмысливаемыми предельно общими
категориальными формами, на которые направлено сознание. Именно такого рода
рефлексия над основаниями культуры и составляет важнейшую задачу
философского познания. Философия, эксплицируя и анализируя смыслы
универсалий культуры, выступает в этой деятельности как теоретическое ядро
мировоззрения.
Процесс философского осмысления мировоззренческих структур, лежащих в
основании культуры, содержит несколько уровней рефлексии, каждому из
которых соответствует свой тип знаний и свой способ оформления философских
категорий.
Рациональная экспликация в философии смыслов универсалий культуры часто
начинается со своеобразного улавливания общности в качественно различных
областях человеческой культуры, с понимания их единства и целостности.
Поэтому первичными формами бытия философских категорий как рационализации
универсалий культуры выступают не столько понятия, сколько смыслообразы,
метафоры и аналогии.
В истоках формирования философии эта особенность прослеживается весьма
отчетливо. Даже в относительно развитых философских системах античности
многие фундаментальные категории несут на себе печать символического и
метафорического образного отражения мира («огнелогос» Гераклита, «Нус» Анак-
-сагора и т.д.). В еще большей степени это характерно для древнеиндийской
и древнекитайской философии. Здесь в категориях, как правило, вообще не
отделяется понятийная конструкция от смыслообразной основы. Идея выражается
не столько в понятийной, сколько в художественно-образной форме, и образ
выступает как главный способ постижения истины бытия.
Сложный процесс философской экспликации универсалий культуры в первичных
формах может осуществляться не только в сфере профессиональной философской
деятельности, но и в других сферах духовного освоения мира. Литература,
искусство, художественная критика, политическое и правовое сознание,
обыденное мышление, сталкивающееся с проблемными ситуациями
мировоззренческого масштаба,— все это области, в которые может быть
вплавлена философская рефлексия и в которых могут возникать в первичной
форме философские экспликации универсалий культуры. В принципе на этой
основе могут развиваться и достаточно сложные и оригинальные комплексы
философских идей.
В произведениях великих писателей может быть разработана и выражена в
материале и языке литературного творчества даже целостная философская
система, сопоставляемая по своей значимости с концепциями великих творцов
философии (известными примерами в этом плане является литературное
творчество Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского). Но несмотря на всю
значимость и важность такого рода первичных «философем», рациональное
осмысление оснований культуры в философии не ограничивается только этими
формами. На их основе философия затем вырабатывает более строгий понятийный
аппарат, где категории культуры уже определяются в своих наиболее общих и
существенных признаках.
Таким путем универсалии культуры превращаются в рамках философского
анализа в своеобразные идеальные объекты (связанные в систему), с которыми
уже можно проводить особые мысленные эксперименты. Тем самым открывается
возможность для внутреннего теоретического движения в поле философских
проблем, результатом которого может стать формирование принципиально новых
категориальных смыслов, выходящих за рамки исторически сложившихся и
впечатанных в ткань наличной социальной действительности мировоззренческих
оснований культуры.
В этой работе на двух полюсах — имманентного теоретического движения и
постоянной экспликации реальных смыслов предельных оснований культуры —
реализуется основное предназначение философии в культуре: понять, не
только, каков в своих глубинных основаниях наличный человеческий мир, но и
каким он может быть.
Уже в начальной фазе своей истории философское мышление
Страницы: 1, 2, 3, 4