Рефераты. Философия и ее роль в развитие общества






прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В

истории мысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное

восхождение от абстрактного знания к знанию все более и более конкретному.

Последовательность философских учений – в основном и главном – такова же,

как и последовательности в логических определениях самой цели, то есть

история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.

Особого объяснения и внимания к себе требует сам факт существования и

развития – в относительной самостоятельности по отношению к мировой

философии – философии национальной. Это еще одно отличие философии от

науки. Нет и не может быть немецкой математики. Не может быть национальной

таблицы умножения или таблицы тригонометрических функций. Однако русская,

немецкая, французская философия – понятия не только допустимые, но и

совершенно необходимые для того, чтобы вести речь о реальном процессе

рождения и жизни философских идей в мире культуры и цивилизации. Идеи

философии глубочайшим образом выражают «душу» народа, его внутренний

духовный опыт, его сокровенные мечты и чаяния, осмысливая этот опыт и

заключающиеся в нем тенденции, как грань, момент общечеловеческого.

Составляя стержень национального самосознания, национальная философия

открывает такие истины, вырабатывает такие ценности, которые невозможно

понять и принять, не соучаствуя в жизни и делах своих сограждан и

соотечественников. Такие императивы и ценности не усваиваются и не

передаются «книжным» путем, подобно любой иной информации. Вопреки

представлению просветителей, простой «экспорт» философских

мировоззренческих идей из одной страны в другую, с иным историческим опытом

и социальным образом жизни, с иным линталететом и иной психологией не

возможен, такие идеи не привьются, не среагируют с духом народа, с массовым

сознанием, не вызовут широкого интереса, оставаясь – и то лишь для

любителей – интеллектуалов – отвлеченным не жизненным знанием ( как к

примеру, философия йоги для европейцев 20 века).

Идейные построения философии обладают огромной притягивающей силой.

Идеи выражают потребности времени, и если это время пришло, то никакие

преграды и препятствия не в силах сдержать, остановить натиск философских

идей, их мощное влияние на умы и сердца современников.

Интернационализация, глобализация общественной жизни в 19 – 20 веках

сблизили мировые цивилизации и культуры, сделали более общезначимым, более

общечеловеческим содержание и смысл исторического опыта. Мир стал более

цельным и единым. Более прямым и коротким стал путь трансляции,

распространения философских идей от страны к стране, от народа к народу. Но

и сегодня судьбы философских идей во многом сложна и не однозначна, так как

и в наши дни идеи испытывают на себе глубокое влияние со стороны

социальных, вне теоретических факторов.

Отличительной чертой философского творчества является еще и то, что

оно глубоко личностно. Личность, образ жизни философа не отделимы от его

мысли.

Специфика философского знания и его функции. Основные разделы философии.

Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знаний,

обретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. У стоиков ( 4 в. до н.

э.) эта структура приняла следующий вид:

1. философия начиналась с логики;

2. после логики следовала физика или учение о природе;

3. после физики – этика.

Последняя часть была главной, поскольку и логика, и физика при всей

важности практикуемых в них проблем, лишь подготавливает, предваряет

основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и

судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру.

Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день.

Хотя время внесло в нее свои корректировки. В 17в. в лоне общих систем

философии углубленную разработку и развитие получила теория познания. В

понимании того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала

не только абстрактно – теоретический, но чувственный уровень познания. То,

что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков

получило иное название – онтология.

Существенную перестройку, пере осмысливание структуры философского

знания осуществил основоположник классической немецкой философии И. Кант. В

одной из готовых своих сочинений- «Критике способности суждения» – он

говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души»,

понимая под последним познавательную, практическую и эстетическую

способности, присущие человеку от рождения. Кант понимает философия как

учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее

узкорационалистическую трактовку как только теорию или методологию научного

знания, высказывавшуюся сначала просветителями, затем позитивистами.

Гегель строит свою систему в виде «энциклопедии философских наук».

Как и стоики, и Кант, Гегель тоже называет три части философского знания,

обозначаемые им в строгой последовательности:

1. логика;

2. философия природы;

3. философия духа.

Как видим, логика, методология познания давно составляют теоретическое

ядро философии. Однако структура современной философии только к своему ядру

не сводится. Социальная философия, философские вопросы естествознания,

этика, философская культурология, история философии – круг философских

дисциплин может быть и расширен. Но отменяет ли многокомпонентная структура

философского знания его целостность? Нет, не отменяет, потому что

философские дисциплины – не механические части целого, которые можно

отделить от него и рассматривать вне связи с другими его частями. Здесь

более подходит иной образ: драгоценный кристалл и его грани. С поворотом

кристалла высвечиваются все новые и новые его грани, хотя сам кристалл

остается все тем же. В этом отношении философия являет собою полную

противоположность всем иным формам и сферам человеческой активности. Она

возможна лишь в постоянном процессе самообращенности, самовоспоминания. И

то, и другое совершается как акт рефлексии, то есть осознанно. А это

значит, что современный философ, как бы оригинален он не был, смыслит не

только от своего имени, но и от имени философов прошлых веков, от имени

философии в целом.

Вот почему история философии – не «часть» ее, а основа, ее суть, ее

самосознание.

Что значит – идеалистическом варианте? Идеализм – есть такой тип и

такой способ философствования, которой активную, творческую роль в мире

отводит исключительно духовному началу, лишь за ним признавая способность к

саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает ее как низший

род бытия – не как творческое, а как вторичное начало.

Безусловно, творческая природа духовного производства «заметнее» , внешне

ярче, более открыта и для взгляда теоретика, и для общественного сознания в

целом, по сравнению с историко – творческим характером «грубого», не

элитарного, повседневно – привычного процесса – производства материального.

Дух – есть высокий цвет материи, без чего материя не полна, не выражена во

всю мощь своих глубинных возможностей. Диалектика природы – только «пролог»

к диалектике духа. Поэтому идеалистическая диалектика в истории философии

предшествует диалектике материалистической. Критическое преодоление

идеализма материализмом не могло быть лишь внутрифилософским делом – оно

осуществлялось как сторона и составляющая часть более общего социального

движения, выводящего на сцену истории новые силы: трудящиеся массы,

непосредственно занятые материальным производством, производительным

трудом. В то же время истинный, диалектический материализм не отбрасывает

рациональное зерно идеализма, а понимает и принимает его как глубочайшее

самовыражение мысли, как вечное свидетельство того, что духовные ценности

непреходящи, что они выше, значительней любых материальных благ.

Со своей стороны материализм, корни которого уходят в материально –

производственную и социально – преобразовательную практику человека, есть в

конечном счете не что иное, как убежденность познающего сознания в его

производности от природной и социальной реальности, которая для

материалистов самоценна и самодостаточна, никем не сотворена, то есть

существует вечно!

Материализм и идеализм – основные направления философии.

Формы материализма и идеализма многообразны. Так, различают

объективный и субъективный идеализм, метафизический и диалектический

материализм и т. д.. Рассмотрим в качестве примера, как в рамках одной из

форм материализма, а именно в рамках диалектико – материалистического

учения, решалась одна из важнейших философских проблем – проблема материи.

Определение, данное В. И. Лениным, является наиболее общепризнанным в

современном материализме.

Материя – есть философская категория для обозначения объективной

реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,

фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от

них.

Понятие «материя» выполняет ту же функцию, что и понятие «бытие».

Парлинида в античности или Бога в средневековье: выступает гарантом

существования мира. Дело в том, что материи приписываются те же

характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожаемость, несотворенность.

Следовательно, она может рассматриваться в качестве своеобразного

обоснования существования не только материального мира, но и духовного.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.