Рефераты. Философия и ее роль в обществе






1) Что является первичным, определяющим: материальное или

духовное?

2) Соотношение материи и сознания с точки зрения того, как

человеческое сознание относится к действительности? Способно ли

сознание познать мир?

Философы разделились на два лагеря: материалисты и

идеалисты. Оба взгляда являются монистическими (исходящими из

одного). Но в истории философии существует еще и дуалистическое

направление, которое признает материальное и духовное

независимо друг от друга.

И материализм, и идеализм прошли в своем развитии несколько

форм:

. Стихийный материализм.

. Метафизический, механистический материализм 17 века.

. Отечественный материализм 60-х годов 19 века.

(Чернышевский) .

. Современная форма материализма - диалектический

материализм (Маркс, Плеханов, Ленин).

Объективный идеализм - первичность духовного мира, мира

идей, чистой мысли, мирового разума, существующих вне субъекта.

Мир людей, вещей - порождение духовного мира (Платон и Гегель).

Субъективный идеализм - первичны человеческие ощущения,

человеческое сознание, т.е. что-то субъективное, а материальный мир

рассматривается как порождение и результат творческой деятельности

субъекта.

Материалисты считают, что мир познаваем, но процесс познания

сложен, диалектически противоречив.

Есть пессимистические системы взглядов скептицизм,

агностицизм. Первый утверждает, что существует два

взаимоисключающих мнения: утверждение и отрицание. Агностики

принципиально отрицают познаваемость мира.

Кант пришел к выводу о существовании границ познания. Он

предупреждал об опасности всезнайства, о том, что есть граница

между знанием и незнанием. Как бы не натворить чудес для себя? "Я

ограничил возможность науки и дал место вере."

Агностицизм - философское учение согласно которому не может

быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей

человека действительности. Этот термин введен английским

естествоиспытателем Гексли в 1869 г. для обозначения философской

позиции, ограничивающей сферу компетенции философскими рамками

"позитивного знания". Наиболее последовательно в истории философии

агностицизм проведен в скептицизме Юма, который полагал, что все

познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти

за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение

между опытом и реальностью.

Вульгарный материализм - течение в буржуазной философии сер.

19 в. Упрощали положения старого материализма и, отвергая

диалектику, оставались на позициях метафизики и механицизма в ту

эпоху, когда уже сложились исторические условия для преодоления

ограниченности предшествовавшего материализма. Они

популяризировали достижения естествознания, указывали на

атеистические выводы, отрицали специфику сознания, которое

непосредственно сводилось к веществу. Содержание сознания

определялось главным образом химическим составом продуктов

питания.

Деизм - философское воззрение, получившее распространение в

эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не

принимает в нем никакого участия и не вмешивается в закономерности

течения событий.

Дуализм - двойственный. Философское учение, исходящее из

признания равноправными, не сводимыми друг к другу два начала

-дух и материю. Представитель - Декарт.

Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом,

воспроизводящее его так, как он существовал сам по себе вне и

независимо от человека и его сознания, объективное содержание

чувств, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий,

учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. Категория

истины характеризуется как результат процесса познания, так и

методы, с помощью которых осуществляется познавательная

деятельность .

Мифология - форма общественного сознания, способ понимания

природной и социальной действительности на ранних стадиях

общественного сознания. Предпосылки мифологической "логики"

служили неспособностью человека выделить себя из окружающей среды

и нерасчлененного мифологического мышления.....

Монизм - способ, рассматривающий многообразие явления мира,

исходящее из одного начала, единой основы всего существующего и

построение теории в форме логически последовательного развития

исходного положения.

Пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и мир.

Скептицизм - античное, философское направление, основанное

Пирроном. Опираясь на Демокрита о недостоверности знания, не

допускали возможность достоверности знания. Отвергали существующие

причины явлений, объективное существование добра и зла. Считали

всех философов глупцами.

Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, в которой

признается только мыслящий субъект, а все остальное существует

лишь в сознании индивида.

Теизм - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания

абсолюта как бесконечного личностного начала, сотворившего мир в

свободном акте воли и затем им распоряжающегося.

5

В свое время Кант сформулировал три вопросы, которые имеют

принципиальное значение для философии: что я могу знать, что я

должен делать, на что я могу надеяться.

Эти вопросы отражают 3 типа отношений человека к миру:

познавательное (гносеология), практическое (праксиология),

ценностное (аксиология).

Кант подчеркивал, что без знаний нельзя стать философом, но

одних знаний мало, т.к. подлинный философ - практический,

воспитывающийся учением и делом. Любые цели, знания должны

согласовываться с высшими целями человеческого разума. Без этого

стержня достижения людей теряют смысл.

Кант считает, что эти три вопроса сведены к четвертому, "Что

есть человек?" Если существует наука, действительно нужная

человеку, то это та, их которой можно научиться тому, чтобы быть

человеком.

Высшая цель для Канта - человек, как цель, а не средство.

Пока человечество этого не добилось.

В центре внимания философии находится человек с его природным

и социальным миром. Что имеется ввиду?

1.Человечество не как объект в философии, но как субъект

(творец, деятель).

2. Философия рассматривает человека не просто как субъект,

но человека в его отношении к миру.

Она должна определять то конкретное и уникальное место,

которое занимает человек в универсуме бытия. Без общей

мировоззренческой установки невозможна никакая активно-творческая

деятельность человека.

3.Философия должна ответить на центральный вопрос,

возникающий при рассмотрении отношения человека к миру, на

основании вопроса философии о первичности объекта или

субъективности бытия:

. о формах отражения субъектом мира объектов;

. о способах истинности субъективного образа

объективного мира.

4.Философия должна освободить человеческий ум от скрытых в

нем препятствий к адекватному восприятию мира, т.е. выполнить

миссию методологического чистилища для ищущего себе верную дорогу

опытного и вообще частнонаучного знания.

5.Философия должна обосновать свой предмет как универсальный

стержень процесса познания вообще.

Мы говорим: "К Вселенной надо подходить объективно", т.е.

так, как она существует в действительности.

3. Философия и экономика

Современная философия рассматривает многие проблемы

экономической жизни общества, понимая под нею отношения

собственности, распределения, обмена и потребления. Философские

подходы к экономической жизни общества пытаются выявить, каковы

источники развития экономической жизни, каково соотношение

объективных и субъективных сторон в экономических процессах, как

сосуществуют в обществе экономические интересы различных социальных

групп, каково соотношение реформ и революций в экономической жизни

общества и т. д.

Пожалуй, одной из самых обсуждаемых проблем в современной

социальнофилософской мысли России является вопрос о роли способа

производства в жизни общества. Причина в том, что закон

определяющей роли материального производства в жизни общества,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.