право как таковое, т. е. право вообще.”[40]
согласно этому наказание является не только средством восстановления
нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его
деянии - поступке свободной личности. Снятие преступления через наказание,
по гегелевской схеме конкретизация понятия права и морали. На этой ступени,
когда личность абстрактного права становится субъектом свободной воли,
впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование
субъективной свободы состоит лишь в том. чтобы о человеке судили по его
самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности
и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля
ненаказуема.
Абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами,
которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности.
когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи,
гражданского общества и государства.
Глава III
Философское учение Гегеля о государстве
Гегель различает гражданское общество и государство. Философ обобщив и
проанализировав договорные теории о гражданском обществе английских и
французских философов XVIII в.. последние выводы А. Смита и Д. Ринардо,
пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, в
действительности им не является. а образует систему социально-экономических
отношений людей, которых Гегель назвал гражданским обществом.
Отношения людей внутри этого общества определяются их материальными
интересами (системой потребностей), существующим в обществе разделением
труда и различными способами удовлетворения этих потребностей.[41]
“Гражданское общество, пишет Гегель, - создано. впрочем лишь в
современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их
право”.[42] Гражданское общество - сфера реализации особенных, частных
целей и интересов отдельной личности. с точки зрения развития понятия права
реконструируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и
всеобщего.
Развитость идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в
рамках которого противоположности разума. в частности моменты особенности и
всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их
мощи. Этого не было ни в античных государствах, ни в платоновском идеальном
государстве, ни при феодализме.
Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми
интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех.
Три основных момента гражданского общества являются:
- система потребностей;
- отправление правосудия;
- полиция и корпорация.
Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов,
публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуя концепцию
вездесущего полицейского государства.
Гегель выделяет в структуре гражданского общества следующие сословия:
1) субстанциональное (землевладельцы - дворяне и крестьяне);
2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);
3) всеобщее (чиновники).
Анализ сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти опосредующее
звено между деятельностью отдельной личности и интересами государства в
целом. Только человек, принадлежащий к определенному сословию, по мнению
философа, становится в определенное политическое отношение со всеобщностью
государства.
Несмотря на недостатки данного анализа, большим прогрессом в истории
философии была сама постановка проблемы о ней.
Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает
наличие в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны
увеличивается накопление богатства, а с другой усиливается зависимость и
бедственное положение прикрепленного к труду класса.
В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация
“чрезмерных богатств в немногих руках и рост роскоши сопровождает
“бесконечный рост зависимости и нужды”.[43]
Отмечая развитие социальных антагонистских противоречий в современном
ему обществе, Гегель не видит возможности для их преодоления. Гегель не
мыслит иного общества, кроме буржуазного, он всецело остается в плену
представлений о незыблемости основ этого строя.
Гражданское общество и государство, по Гегелевской концепции,
соотносятся как рассудок и разум: гражданское общество - это “внешнее
государства”, “государство нужды и рассудка”[44], а подлинное государство -
разумно. Поэтому в философско-логическом плане гражданское общество
расценивается Гегелем как магнит государства, как то, что снимается в
государстве.
Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие
государства как его основания. “Поэтому в действительности, - подчеркивает
он, - государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в
гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два
момента”.[45]
Гражданское общество в трактовке Гегеля - это опосредованная трудом
система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и
всеобщем формальном равенстве людей. К теоретическим заслугам Гегеля
относится четкая принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи
социально-экономических и политических сфер гражданского общества и
государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих
связей и соотношений.
“Государство есть действительность нравственной идеи, - нравственный
дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и
знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает.”[46]
Государство для Гегеля есть нечто “в себе и для себя разумное в
государстве, свобода достигает наивысшего, подобающего ей права”.[47]
Поэтому государство. по учению Гоголя, есть самоцель.
Из утверждения абсолютного значения государства Гегель делает два
вывода:
во-первых, государство имеет преимущественное значение по сравнению с
интересами отдельного лица, оно “обладает наивысшим правом в отношении
отдельных людей, наивысшей обязанностью которых является быть членом
государства”.[48]
во-вторых, нельзя рассматривать государство лишь как средство для
охраны интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства в
обеспечении и защите собственности и личной свободы отдельного гражданина
означает и признание интересов отдельных лиц окончательной целью их
существования в государстве.
“Государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к
индивидууму, так как оно есть объективный дух”. Отдельная личность черпает
из жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она лишь в
государстве осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по
мнению Гегеля, единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и
субъективной свободы отдельной личности, который в своих действиях
руководствуется законами, нравственными основоположениями, имеющими
всеобщее значение. Свое понимание государства Гегель противопоставляет
идеям французской революции.
Гегель обосновывает разумность существующего государства для того,
чтобы обосновать примирение с окружающей действительностью и показать, что
борьба с существующими порядками является бессмысленными мечтаниями -
“пустым мнением”.
Государство Гегель рассматривает как осуществление подлинной свободы.
“Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно,
между тем как в природе он получает действительность лишь как иной, чем он,
как спящий дух”.[49] Но так как дух в философии Гегеля есть лишь
философский псевдоним бога, то Гегель не только объявляет государство
осуществлением свободы, но и шествием бога в мире. благодаря этому
Гегелевское понятие о государстве приобретает сугубо мистический характер.
Поэтому всякое революционное выступление против существующего государства
Гегель готов был объявить выступлением против самого господа бога”.[50]
Гегелевская идея государства представляет собой правовую
действительность, в иерархической структуре которой государство, само
будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство.
Свобода же означает достигнутость такой ситуации правового государства.
Наличие идеи государства Гегель констатирует лишь применительно к
развитым европейским государствам современной ему исторической эпохи, в
которых реализована христианская идея свободы, достигнуты личная
независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и
конституционное правление.
Представление о таком государстве отражают ряд существенных
характеристик буржуазной государственности в Англии и Франции. В Германии и
в то время были полуфеодальные полубуржуазные общественные государственно-
правовые порядки, иначе говоря, Прусское государство того времени
находилось ниже уровня обоснованной Гегелем идеи государства, поэтому идея
государства была скорее в кантовском, чем в гегелевском, смысле -
долженствованием, а не действительностью.
Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля - не агрегат
атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм,
а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны,
индивида, гражданина, а с другой - государства, не о противостоянии их
автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной свободе
- свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6