Рефераты. Философия государства и права Гегеля






право как таковое, т. е. право вообще.”[40]

согласно этому наказание является не только средством восстановления

нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его

деянии - поступке свободной личности. Снятие преступления через наказание,

по гегелевской схеме конкретизация понятия права и морали. На этой ступени,

когда личность абстрактного права становится субъектом свободной воли,

впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование

субъективной свободы состоит лишь в том. чтобы о человеке судили по его

самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности

и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля

ненаказуема.

Абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами,

которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности.

когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи,

гражданского общества и государства.

Глава III

Философское учение Гегеля о государстве

Гегель различает гражданское общество и государство. Философ обобщив и

проанализировав договорные теории о гражданском обществе английских и

французских философов XVIII в.. последние выводы А. Смита и Д. Ринардо,

пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, в

действительности им не является. а образует систему социально-экономических

отношений людей, которых Гегель назвал гражданским обществом.

Отношения людей внутри этого общества определяются их материальными

интересами (системой потребностей), существующим в обществе разделением

труда и различными способами удовлетворения этих потребностей.[41]

“Гражданское общество, пишет Гегель, - создано. впрочем лишь в

современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их

право”.[42] Гражданское общество - сфера реализации особенных, частных

целей и интересов отдельной личности. с точки зрения развития понятия права

реконструируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и

всеобщего.

Развитость идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в

рамках которого противоположности разума. в частности моменты особенности и

всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их

мощи. Этого не было ни в античных государствах, ни в платоновском идеальном

государстве, ни при феодализме.

Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми

интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех.

Три основных момента гражданского общества являются:

- система потребностей;

- отправление правосудия;

- полиция и корпорация.

Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов,

публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуя концепцию

вездесущего полицейского государства.

Гегель выделяет в структуре гражданского общества следующие сословия:

1) субстанциональное (землевладельцы - дворяне и крестьяне);

2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

3) всеобщее (чиновники).

Анализ сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти опосредующее

звено между деятельностью отдельной личности и интересами государства в

целом. Только человек, принадлежащий к определенному сословию, по мнению

философа, становится в определенное политическое отношение со всеобщностью

государства.

Несмотря на недостатки данного анализа, большим прогрессом в истории

философии была сама постановка проблемы о ней.

Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает

наличие в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны

увеличивается накопление богатства, а с другой усиливается зависимость и

бедственное положение прикрепленного к труду класса.

В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация

“чрезмерных богатств в немногих руках и рост роскоши сопровождает

“бесконечный рост зависимости и нужды”.[43]

Отмечая развитие социальных антагонистских противоречий в современном

ему обществе, Гегель не видит возможности для их преодоления. Гегель не

мыслит иного общества, кроме буржуазного, он всецело остается в плену

представлений о незыблемости основ этого строя.

Гражданское общество и государство, по Гегелевской концепции,

соотносятся как рассудок и разум: гражданское общество - это “внешнее

государства”, “государство нужды и рассудка”[44], а подлинное государство -

разумно. Поэтому в философско-логическом плане гражданское общество

расценивается Гегелем как магнит государства, как то, что снимается в

государстве.

Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие

государства как его основания. “Поэтому в действительности, - подчеркивает

он, - государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в

гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два

момента”.[45]

Гражданское общество в трактовке Гегеля - это опосредованная трудом

система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и

всеобщем формальном равенстве людей. К теоретическим заслугам Гегеля

относится четкая принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи

социально-экономических и политических сфер гражданского общества и

государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих

связей и соотношений.

“Государство есть действительность нравственной идеи, - нравственный

дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и

знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает.”[46]

Государство для Гегеля есть нечто “в себе и для себя разумное в

государстве, свобода достигает наивысшего, подобающего ей права”.[47]

Поэтому государство. по учению Гоголя, есть самоцель.

Из утверждения абсолютного значения государства Гегель делает два

вывода:

во-первых, государство имеет преимущественное значение по сравнению с

интересами отдельного лица, оно “обладает наивысшим правом в отношении

отдельных людей, наивысшей обязанностью которых является быть членом

государства”.[48]

во-вторых, нельзя рассматривать государство лишь как средство для

охраны интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства в

обеспечении и защите собственности и личной свободы отдельного гражданина

означает и признание интересов отдельных лиц окончательной целью их

существования в государстве.

“Государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к

индивидууму, так как оно есть объективный дух”. Отдельная личность черпает

из жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она лишь в

государстве осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по

мнению Гегеля, единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и

субъективной свободы отдельной личности, который в своих действиях

руководствуется законами, нравственными основоположениями, имеющими

всеобщее значение. Свое понимание государства Гегель противопоставляет

идеям французской революции.

Гегель обосновывает разумность существующего государства для того,

чтобы обосновать примирение с окружающей действительностью и показать, что

борьба с существующими порядками является бессмысленными мечтаниями -

“пустым мнением”.

Государство Гегель рассматривает как осуществление подлинной свободы.

“Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно,

между тем как в природе он получает действительность лишь как иной, чем он,

как спящий дух”.[49] Но так как дух в философии Гегеля есть лишь

философский псевдоним бога, то Гегель не только объявляет государство

осуществлением свободы, но и шествием бога в мире. благодаря этому

Гегелевское понятие о государстве приобретает сугубо мистический характер.

Поэтому всякое революционное выступление против существующего государства

Гегель готов был объявить выступлением против самого господа бога”.[50]

Гегелевская идея государства представляет собой правовую

действительность, в иерархической структуре которой государство, само

будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство.

Свобода же означает достигнутость такой ситуации правового государства.

Наличие идеи государства Гегель констатирует лишь применительно к

развитым европейским государствам современной ему исторической эпохи, в

которых реализована христианская идея свободы, достигнуты личная

независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и

конституционное правление.

Представление о таком государстве отражают ряд существенных

характеристик буржуазной государственности в Англии и Франции. В Германии и

в то время были полуфеодальные полубуржуазные общественные государственно-

правовые порядки, иначе говоря, Прусское государство того времени

находилось ниже уровня обоснованной Гегелем идеи государства, поэтому идея

государства была скорее в кантовском, чем в гегелевском, смысле -

долженствованием, а не действительностью.

Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля - не агрегат

атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм,

а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны,

индивида, гражданина, а с другой - государства, не о противостоянии их

автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной свободе

- свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.