Рефераты. Философия экзастециализма: САРТР






Философия экзастециализма: САРТР

Реферат по философии

на тему

“Сартр (Sartre)”

студента юридического факультета

Международного Университета

12 группы

Бытенского Валентина.

Москва, 1997

Жан Поль Сартр (родился 21 июня 1905 года) - французский философ,

представитель экзистенциализма (так называемого атеистического его

варианта), писатель, драматург и эссеист. Он также был общественным

деятелем, участником Французского движения Сопротивления, в послевоенные

годы - многочисленных демократических движений и организаций. Явился

основателем и директором журнала “Les Temps Modernes” (1945). Образование

получил в лицеях Ла-Рошели, кончил высшую нормальную школу в Париже,

стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал

философию в различных лицеях Франции (1929-39 и 1941-44); с 1944 целиком

посвятил себя литературной работе. Известность Сартру принесли роман

“Тошнота” (1938) и сборник рассказов “Стена”. Основная философская работа -

“Бытие и ничто”. Но популярность Сартр приобрел в послевоенные годы.

Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием прежде всего Бергсона,

Гуссерля и Хейдеггера. Экзистенциальная философия Сартра обнаруживает себя

как одно из современных ответвлений феноменологии Гуссерля, как приложение

его метода к “живому сознанию”, к субъективно-деятельной стороне того

сознания, с каким конкретный индивид, заброшенный в мир конкретных

ситуаций, предпринимает какое-либо действие, вступает в отношение с другими

людьми и вещами, стремится к чему-либо, принимает житейские решения,

участвует в общественной жизни и так далее. Все акты деятельности

рассматриваются Сартром как элементы определенной феноменологичной

структуры и расцениваются фактически в зависимости от задач личностного

самоосуществления индивида. Сартр рассматривает роль “субъективного”

(подлинно-личностного) в процессе человеческой персонализации и

исторического творчества. По Сартру, акт специфически человеческой

деятельности есть акт обозначения, придания смысла (тем моментам ситуации,

в которых проглядывает объективность - “другое”, “данное”). Предметы лишь

знаки индивидуальных человеческих значений, смысловых образований

человеческой субъективности. Вне этого они - просто данность, сырая

материя, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное

индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в

качестве так или иначе очерченной индивидуальности. Внешние предметы -

здесь просто повод для “решений”, “выбора”, который должен быть выбором

самого себя.

Поскольку у Сартра человеческая деятельность - в той мере, в какой она

свободная и творческая, - лишена корней в содержании объективности, в том

числе и в содержании форм опредмеченной человеческой деятельности (то есть

культуры), то содержанием ее оказывается натуралистически взятое содержание

природы самого индивида, его уникальные биологические зависимости, события

и травмы глубокого детства, довлеющие над индивидом, как рок. В этой связи

Сартр развивает метод, называемый им экзистенциальным психоанализом,

который призван прояснить облик индивидуальности путем выявления тех

обстоятельств детства и тех специфических биологических зависимостей, в

ответ на которые она себя строит.

Философская концепция Сартра развивается на основе абсолютного

противопоставления и взаимоисключения понятий: “объективность” и

“субъективность”, “необходимость” и “свобода”. Источник этих противоречий

Сартр усматривает не в конкретном содержании сил социального бытия, а во

всеобщих формах этого бытия (вещественные свойства предметов, коллективные

и обобществленные формы бытия и сознания людей, индустриализация,

техническая оснащенность современной жизни и так далее). Свобода индивида

как носителя беспокойной субъективности может быть лишь “разжатием бытия”,

образованием в нем “трещины”, “дыры”, ничто. Индивида современного общества

Сартр понимает как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в

метафизический статус человеческого существования вообще. Всеобщее значение

космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого

существования, в которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от

исторической самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам

быта, организаций, государства, стихийным экономическим силам, привязана к

ним также и своим рабским сознанием, где место самостоятельного

критического мышления занимают общественно принудительные стандарты и

иллюзии, требования общественного мнения и где даже объективный разум науки

представляется отделенной от человека и враждебной ему силой. Отчужденный

от себя человек, обреченный на неподлинное существование, не в ладу и с

вещами природы - они глухи к нему, давят на него своим вязким и солидно-

неподвижным присутствием, и среди них может себя чувствовать благополучно

устроенным только общество “подонков”, человек же испытывает “тошноту”. В

противовес всяким вообще “объективным” и опосредованным вещами отношениям,

порождающим индивидуальные производительные силы, Сартр утверждает особые,

непосредственные, натуральные и цельные человеческие отношения, от

реализации которых зависит подлинное содержание человечности.

В мифологизирующем утопическом мышлении Сартра все же на первый план

выступает неприятие действительности современного общества и его культуры,

выражающее сильную струю современного социального критицизма. Жить в этом

обществе, согласно Сартру, как живет в нем “довольное собой сознание”,

можно лишь отказавшись от себя, от личной подлинности, от “решений” и

“выбора”, переложив последние на чью-либо анонимную ответственность - на

государство, нацию, расу, семью, других людей. Но и этот отказ -

ответственный акт личности, ибо человек обладает свободой воли.

Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории “проекта”,

согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, “собирает”

себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою

трусость, и “для человека нет алиби”. Экзистенциализм Сартра стремится

заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя, свое

существование и окружающее, ибо исходит из утверждения, что, не будучи чем-

то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной

субъективности. Он всегда “впереди, позади себя, никогда - сам”. Отсюда то

выражение, которое Сартр дает общему принципу экзистенциализма: “...

существование предшествует сущности...” По сути это означает, что всеобщие,

общественно-значимые (культурные) объективации, которые выступают как

“сущности”, “природа человека”, “всеобщие идеалы”, “ценности” и так далее,

являются лишь отложениями, застывшими моментами деятельности, с которыми

конкретный субъект никогда не совпадает. “Экзистенция” и есть постоянно

живой момент деятельности, взятый в виде внутрииндивидуального состояния,

субъективно. В более поздней работе “Критика диалектического разума” Сартр

формулирует этот принцип как принцип “несводимости бытия к знанию”. Но

экзистенциализм Сартра не находит иной основы, из которой человек мог бы

развить себя в качестве подлинно самодеятельного субъекта, кроме абсолютной

свободы и внутреннего единства “проектирующего я”. В этом своем возможном

развитии личность одинока и лишена опор. Место активной субъективности в

мире, ее онтологическую основу Сартр обозначает как “ничто”. По мысли

Сартра, “... человек, без всякой опоры и помощи, осужден в каждый момент

изобретать человека” и тем самым “человек осужден на свободу”. Но тогда

основой подлинности (аутентичности) могут быть только иррациональные силы

человеческого подполья, подсказки подсознательного, интуиции, безотчетные

душевные порывы и рационально не осмысленные решения, неминуемо приводящие

к пессимизму или к агрессивному своеволию индивида: “История любой жизни

есть история поражения”. Появляется мотив абсурдности существования:

“Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем”. Человек, по

Сартру, - бесполезная страсть.

Все эти темы своей философии Сартр развивает в виде определенной

психологической диалектики жизни индивида в обществе, схемы которой он

переводит также и на язык художественного творчества (для экзистенциализма

характерно вообще слияние философии с формами искусства). По своему

содержанию эта философия очень близка к религиозному переживанию,

воспроизводит его морально-психологическую схему и своеобразную логику, но

освобожденную от теистического аппарата представлений и ритуалов, от бога.

Напряженность атмосферы, царящих в романах и философских трактатах Сартра

(как и других экзистенциалистов), часто выглядит как выражение эмоции

потери бога в отчужденном мире (нечто вроде религии наоборот), а самое ее

содержание легко может быть расшифровано в терминах “греха”, “бренности

существования”, “страдания и искупления”, болезненно ощущаемой “вины”,

“ответственности” и так далее. Такое сочленение экзистенциализма и религии

связано с общими им элементами социального утопизма. Особенно явственными

эти элементы стали у Сартра в послевоенные годы. Теория, сформулированная в

“Критике диалектического разума”, остается экзистенциалистской. В этой

работе Сартр уже включает в “проект” материальную обусловленность

человеческой деятельности и пытается, исходя отсюда, дать картину

общественно-исторического процесса как целого. Проект обладает структурой

практики. Индивид практически “тотализирует” выступающие в поле “проекта”

материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит

историю - в той же мере, в какой она - его. Строение общественно-

исторического процесса должно быть понято и выведено из цельности

индивидуального действия, из его логики. Но зависимость индивида в

диалектике его проекта от бытия, материальную его обусловленность Сартр

понимает как схему отчуждения и продолжает в качестве человеческого

рассматривать лишь субъективность индивида и его “отношения внутреннего” с

другими людьми. Объективные экономические и социальные структуры выступают

в целом как отчужденная надстройка над внутренне-индивидуальными элементами

“проекта”. Объективно-материальное как таковое оказывается чуждым,

“колдовским”, его элементом, приводящим к иррациональному отклонению всех

человеческих намерений и целей. Оно - “античеловеческое”.

“...Материальность вещи или института есть радикальное отрицание

изобретения или творчества...” и “через социальную материю и материальное

отрицание как инертное единство человек конституируется в качестве другого,

чем человек”. Таким образом, исторический процесс рассматривается в плане

экзистенциалистской антитезы социальных отношений и отношений

непосредственно “человеческих”, а объективно-социальное бытие введено в

структуру индивидуального проекта в виде мифологической силы. Сумма

отношений, складывающихся в этой области, очерченной взаимодействием и

борьбой между “человеческим” и “античеловеческим” внутри проекта, и

является, по Сартру, источником исторических судеб людей, скрытым

двигателем истории. Но это скорее движение судьбы.

Сартр завершил курс философии в 1929, когда разразился мировой

экономический кризис. Он был степендиатом Французского института в Берлине

в 1934, когда гитлеризм угрожал миру разрушением всех человеческих

ценностей. Во французской университетской культуре тогда господствовал

абстрактный идеализм Брюнсвика.

Миропонимание Сартра сформировалось в мире, зашедшем в тупик,

абсурдном, где все традиционные ценности рухнули. Первый акт философа

должен был, следовательно, быть отрицанием, отказом, чтобы выбраться из

этого хаотического мира без порядка, без цели. Отстраниться от мира,

отвергнуть его - это и есть в человеке специфически человеческое: свобода.

Сознание - это именно то, что не увязает “в себе”, это противоположность “в

себе”, дыра в бытии, отсутствие, ничто. Это сознание свободы человека есть

в то же время сознание одиночества человечества и его ответственности:

ничто в “Бытии” не обеспечивает и не гарантирует ценности и возможности

успеха действия. Существование - это именно переживаемый опыт

субъективности и трансцендентности, свободы и ответственности. Воспроизводя

формулу Достоевского “Если бога нет, все позволено”, Сартр добавляет: “Это

отправная точка экзистенциализма”. Этот способ восприятия мира,

подкрепленный у Сартра изучением Кьеркегора, Хейдеггера и Гуссерля, нашел

выражение прежде всего в его психологических этюдах и романах. Он изучает

прежде всего воображение, в котором открывается существенный акт сознания:

суть его в том, чтобы отстраниться от данного мира “в себе” и оказаться в

присутствии того, что отсутствует. “Акт воображения - магический акт: это

колдовство, заставляющее появиться вещь, которая желательна”.

Романы Сартра переводят тот же опыт в план морали или политики: в

“Тошноте” Сартр показывает, что мир не имеет смысла, “Я” не имеет цели.

Через акт сознания и выбора “Я” придает миру значение и ценность.

Докторская диссертация Сартра “Бытие и ничто” - изложение в философской

форме пережитого опыта. Отправляясь от основной идеи экзистенциализма -

существование предшествует сущности, - Сартр пытается избежать одновременно

и материализма, и идеализма. Идеализма потому, что он предстает перед ним

только в гегелианской форме: “Действительность измеряется сознанием” и

потому, что, следуя в этом Гуссерлю, он утверждает, что сознание есть

всегда сознание чего-либо (какой-либо вещи). Материализма - потому, что, по

его мнению, бытие не порождает сознание, “для себя” не может быть

порождением “в себе”.

В действительности концепция Сартра является эклектичной: он дает в

качестве отправного пункта некое “в себе”, о котором мы ничего не знаем,

кроме того, что оно “нацеленное” сознанием и является его основой. Но если

сознание есть цель, то как оно могло родиться, поскольку в себе, по

исходному определению, ничего не происходит.

Это противоречие Сартр никогда не мог преодолеть, хотя не оставлял

попытки это сделать. Причина этого в том, что его отправная точка глубоко

индивидуалистическая. Сартр остается пленником экзистенциалистской,

субъективистской настроенности. По причине своих исходных постулатов Сартр

не может выйти за рамки позитивизма, агностицизма и субъективности. Даже в

своей последней философской работе “Критика диалектического разума” он

противопоставляет “позитивистский разум”, который должен довольствоваться

пределами естественных наук, “разуму диалектическому”, единственно

достойному называться разумом, поскольку он позволяет понимать, а не только

предугадывать, но который применим только для наук о человеке.

В области морали Сартр не смог выйти за пределы своего изначального

индивидуализма. Он может превозносить и ответственность и свободу

индивидуума, но он не может ответить на вопрос, что же нужно делать с этой

свободой.

Сартр, безусловно, заметная фигура в писательском и философском мире.

Он также появлялся и на политической арене. Например, выступал как

сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в

1953 году был избран членом всемирного совета мира. Философ закончил свой

жизненный путь совсем недавно, в 1980 году.



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.