Философия, ее предназначение, сущность и функции.
Введение
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное
место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла
многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали
самые различные философские школы и течения.
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к
мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас
действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем
человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что
представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека,
определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум
проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей
могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и
вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к
самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы
давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.
Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой
борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего
многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма
выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных
классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В
VММ-VМ вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла
высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не
существовала, она была частью богословия. XV-XVМ века знаменуют собой
начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному
исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли,
великие географические и астрономические открытия и достижения в других
областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения,
опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея,
Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед.
Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в
себя частицы фантазии.
Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет
борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас. Почему
же идет эта борьба, каковы ее причины?
Мир и человек. Основной вопрос философии.
Мир един и многообразен – в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Не
существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи,
движущейся во времени и пространстве. Материальный мир, природа – это
бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Это
неорганическая природа, органический мир, общество во всем их неисчерпаемом
богатстве и многообразии. Многообразие мира заключается в качественном
различии материальных вещей и процессов, в многообразии форм движения
материи. Вместе с тем качественное разнообразие мира, многообразие форм
материального движения существует в единстве. Действительное единство мира
состоит в его материальности. Единство мира и его разнообразие находятся в
диалектическом соотношении, они внутренне и неразрывно связаны между собой,
единая материя не существует иначе, как в качественно многообразных формах,
все многообразие мира – это многообразие форм единой материи, единого
материального мира. Все данные науки и практики убедительно подтверждают
единство материального мира.
Философия - теоретически сформулированое мировоззрение. Это система самых
общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм
отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения
не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью
интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому
при определении философии употребляются понятия теоретическое
мировоззрение, система взглядов.
На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания
философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В
отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала
своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные
объяснения, а свободное, критическое, основаное на принципах разума
размышление о мире и человеческой жизни.
В мировозрении всгда присутвуют два противоположных угла зрения:
направление сознания «вовне» - формирование картины мира, универсума и, с
другой стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление
понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире.
Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть,
радоваться и печалиться, надеяться, желать, испытывать чувство долга, укоры
совести и т.д. Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю
философию.
Возьмем к примеру вопрос о человеческой свободе. На первый взгляд он
касается только человека. Но он предполагает также понимания не зависящих
от человеческой воли природных процессов и реалий общественной жизни, с
которыми люди не могут не считаться.
Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и
человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение
этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы
философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на
осмысление отношений человека к миру.
Эта большая многоплановая проблема «мир – человек», по сути, выступает как
универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное
выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть
в определенном смысле названа основным вопросом философии.
Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об
отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к
материальному. Когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не
что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идет о бытии,
материальном, то сюда относится все то, что существует объективно,
независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления
и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании
идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими
научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе
с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира.
Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным
вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит
истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на
природу, общество, а стало быть, и на самого человека.
При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его
стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное?
Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому
что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать
ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать
окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны
основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого
мышления верно отражать объективную действительность.
Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в
зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное.
Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а
вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление,
называемое материалистическим. В философии существует и противоположное
материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты
признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е.
идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии –
дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют
отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.
Вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще вторую сторону – вопрос о
познаваемости мира: может ли человек познать окружающий мир?
Идеалистическая философия, как правило, отрицает возможность познания мира.
Парвый вопрос с которого начиналось философское познание: что собой
представляет мир, в котором мы живем? По сути он равнозначен вопросу: что
мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная
ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все
новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю
философии выпадали особые познавательные функции. В разные исторические
эпохи они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые
устойчивые общие черты.
Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало
рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления - первых
зрелых форм теоретического мышления. Некоторые другие области знаний
достигли теоретической зрелости значительно позже и притом в разное время.
К философскому познанию мира предъявлялись свои требования. В отличие от
других видов теоретического познания (в математике, естествознании)
философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно
Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия,
Страницы: 1, 2, 3, 4