Рефераты. Философия, ее предназначение, сущность и функции






Философия, ее предназначение, сущность и функции

Философия, ее предназначение, сущность и функции.

Введение

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное

место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла

многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали

самые различные философские школы и течения.

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к

мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас

действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем

человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что

представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека,

определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум

проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей

могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и

вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к

самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы

давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой

борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего

многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма

выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных

классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В

VММ-VМ вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла

высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не

существовала, она была частью богословия. XV-XVМ века знаменуют собой

начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному

исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли,

великие географические и астрономические открытия и достижения в других

областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения,

опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея,

Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед.

Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в

себя частицы фантазии.

Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет

борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас. Почему

же идет эта борьба, каковы ее причины?

Мир и человек. Основной вопрос философии.

Мир един и многообразен – в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Не

существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи,

движущейся во времени и пространстве. Материальный мир, природа – это

бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Это

неорганическая природа, органический мир, общество во всем их неисчерпаемом

богатстве и многообразии. Многообразие мира заключается в качественном

различии материальных вещей и процессов, в многообразии форм движения

материи. Вместе с тем качественное разнообразие мира, многообразие форм

материального движения существует в единстве. Действительное единство мира

состоит в его материальности. Единство мира и его разнообразие находятся в

диалектическом соотношении, они внутренне и неразрывно связаны между собой,

единая материя не существует иначе, как в качественно многообразных формах,

все многообразие мира – это многообразие форм единой материи, единого

материального мира. Все данные науки и практики убедительно подтверждают

единство материального мира.

Философия - теоретически сформулированое мировоззрение. Это система самых

общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм

отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения

не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью

интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому

при определении философии употребляются понятия теоретическое

мировоззрение, система взглядов.

На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания

философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В

отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала

своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные

объяснения, а свободное, критическое, основаное на принципах разума

размышление о мире и человеческой жизни.

В мировозрении всгда присутвуют два противоположных угла зрения:

направление сознания «вовне» - формирование картины мира, универсума и, с

другой стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление

понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире.

Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть,

радоваться и печалиться, надеяться, желать, испытывать чувство долга, укоры

совести и т.д. Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю

философию.

Возьмем к примеру вопрос о человеческой свободе. На первый взгляд он

касается только человека. Но он предполагает также понимания не зависящих

от человеческой воли природных процессов и реалий общественной жизни, с

которыми люди не могут не считаться.

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и

человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение

этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы

философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на

осмысление отношений человека к миру.

Эта большая многоплановая проблема «мир – человек», по сути, выступает как

универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное

выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть

в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об

отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к

материальному. Когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не

что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идет о бытии,

материальном, то сюда относится все то, что существует объективно,

независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления

и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании

идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими

научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе

с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира.

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным

вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит

истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на

природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его

стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное?

Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому

что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать

ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать

окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны

основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого

мышления верно отражать объективную действительность.

Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в

зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное.

Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а

вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление,

называемое материалистическим. В философии существует и противоположное

материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты

признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е.

идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии –

дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют

отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще вторую сторону – вопрос о

познаваемости мира: может ли человек познать окружающий мир?

Идеалистическая философия, как правило, отрицает возможность познания мира.

Парвый вопрос с которого начиналось философское познание: что собой

представляет мир, в котором мы живем? По сути он равнозначен вопросу: что

мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная

ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все

новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю

философии выпадали особые познавательные функции. В разные исторические

эпохи они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые

устойчивые общие черты.

Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало

рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления - первых

зрелых форм теоретического мышления. Некоторые другие области знаний

достигли теоретической зрелости значительно позже и притом в разное время.

К философскому познанию мира предъявлялись свои требования. В отличие от

других видов теоретического познания (в математике, естествознании)

философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно

Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия,

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.