философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не
случайным, а необходимым образом. Все они – лишь грани, моменты единого
целого. Так же, как и в науке, и в других сферах рациональности, в
философии новое знание не отвергает, а диалектический «снимает»,
преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой
частный случай. В истории мысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс:
постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию все более и более
конкретному. Последовательность философских учений – в основном и главном –
такова же, как и последовательности в логических определениях самой цели,
то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого
предмета.
Особого объяснения и внимания к себе требует сам факт существования и
развития – в относительной самостоятельности по отношению к мировой
философии – философии национальной. Это еще одно отличие философии от
науки. Нет и не может быть немецкой математики. Не может быть национальной
таблицы умножения или таблицы тригонометрических функций. Однако русская,
немецкая, французская философия – понятия не только допустимые, но и
совершенно необходимые для того, чтобы вести речь о реальном процессе
рождения и жизни философских идей в мире культуры и цивилизации. Идеи
философии глубочайшим образом выражают «душу» народа, его внутренний
духовный опыт, его сокровенные мечты и чаяния, осмысливая этот опыт и
заключающиеся в нем тенденции, как грань, момент общечеловеческого.
Составляя стержень национального самосознания, национальная философия
открывает такие истины, вырабатывает такие ценности, которые невозможно
понять и принять, не соучаствуя в жизни и делах своих сограждан и
соотечественников. Такие императивы и ценности не усваиваются и не
передаются «книжным» путем, подобно любой иной информации. Вопреки
представлению просветителей, простой «экспорт» философских
мировоззренческих идей из одной страны в другую, с иным историческим опытом
и социальным образом жизни, с иным линталететом и иной психологией не
возможен, такие идеи не привьются, не среагируют с духом народа, с массовым
сознанием, не вызовут широкого интереса, оставаясь – и то лишь для
любителей – интеллектуалов – отвлеченным не жизненным знанием (как к
примеру, философия йоги для европейцев 20 века).
Идейные построения философии обладают огромной притягивающей силой.
Идеи выражают потребности времени, и если это время пришло, то никакие
преграды и препятствия не в силах сдержать, остановить натиск философских
идей, их мощное влияние на умы и сердца современников.
Интернационализация, глобализация общественной жизни в 19 – 20 веках
сблизили мировые цивилизации и культуры, сделали общезначимым, более
общечеловеческим содержание и смысл исторического опыта. Мир стал более
цельным и единым. Более прямым и коротким стал путь трансляции,
распространения философских идей от страны к стране, от народа к народу. Но
и сегодня судьбы философских идей во многом сложна и не однозначна, так как
и в наши дни идеи испытывают на себе глубокое влияние со стороны
социальных, вне теоретических факторов.
Отличительной чертой философского творчества является еще и то, что
оно глубоко личностно. Личность, образ жизни философа не отделимы от его
мысли.
Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знаний,
обретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. У стоиков (4 в. до н.
э.) эта структура приняла следующий вид:
1. философия начиналась с логики;
2. после логики следовала физика или учение о природе;
3. после физики – этика.
Последняя часть была главной, поскольку и логика, и физика при всей
важности практикуемых в них проблем, лишь подготавливает, предваряет
основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и
судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру.
Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день.
Хотя время внесло в нее свои корректировки. В 17в. в лоне общих систем
философии углубленную разработку и развитие получила теория познания. В
понимании того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала
не только абстрактно – теоретический, но чувственный уровень познания. То,
что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков
получило иное название – онтология.
Существенную перестройку, переосмысливание структуры философского
знания осуществил основоположник классической немецкой философии И. Кант. В
одной из готовых своих сочинений - «Критике способности суждения» – он
говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души»,
понимая под последним познавательную, практическую и эстетическую
способности, присущие человеку от рождения. Кант понимает философия как
учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее
узкорационалистическую трактовку, как только теорию или методологию
научного знания, высказывавшуюся сначала просветителями, затем
позитивистами.
Гегель строит свою систему в виде «энциклопедии философских наук».
Как и стоики, и Кант, Гегель тоже называет три части философского знания,
обозначаемые им в строгой последовательности:
1. логика;
2. философия природы;
3. философия духа.
Как видим, логика, методология познания давно составляют теоретическое
ядро философии. Однако структура современной философии только к своему ядру
не сводится. Социальная философия, философские вопросы естествознания,
этика, философская культурология, история философии – круг философских
дисциплин может быть и расширен. Но отменяет ли многокомпонентная структура
философского знания его целостность? Нет, не отменяет, потому что
философские дисциплины – не механические части целого, которые можно
отделить от него и рассматривать вне связи с другими его частями. Здесь
более подходит иной образ: драгоценный кристалл и его грани. С поворотом
кристалла высвечиваются все новые и новые его грани, хотя сам кристалл
остается все тем же. В этом отношении философия являет собою полную
противоположность всем иным формам и сферам человеческой активности. Она
возможна лишь в постоянном процессе самообращенности, самовоспоминания. И
то, и другое совершается как акт рефлексии, то есть осознанно. А это
значит, что современный философ, как бы оригинален он не был, смыслит не
только от своего имени, но и от имени философов прошлых веков, от имени
философии в целом.
Вот почему история философии – не «часть» ее, а основа, ее суть, ее
самосознание.
Что значит – идеалистическом варианте? Идеализм – есть такой тип и
такой способ философствования, которой активную, творческую роль в мире
отводит исключительно духовному началу, лишь за ним признавая способность к
саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает ее как низший
род бытия – не как творческое, а как вторичное начало.
Безусловно, творческая природа духовного производства «заметнее», внешне
ярче, более открыта и для взгляда теоретика, и для общественного сознания в
целом, по сравнению с историко-творческим характером «грубого», не
элитарного, повседневно – привычного процесса – производства материального.
Дух – есть высокий цвет материи, без чего материя не полна, не выражена во
всю мощь своих глубинных возможностей. Диалектика природы – только «пролог»
к диалектике духа. Поэтому идеалистическая диалектика в истории философии
предшествует диалектике материалистической. Критическое преодоление
идеализма материализмом не могло быть лишь внутрифилософским делом – оно
осуществлялось как сторона и составляющая часть общего социального
движения, выводящего на сцену истории новые силы: трудящиеся массы,
непосредственно занятые материальным производством, производительным
трудом. В то же время истинный, диалектический материализм не отбрасывает
рациональное зерно идеализма, а понимает и принимает его как глубочайшее
самовыражение мысли, как вечное свидетельство того, что духовные ценности
непреходящи, что они выше, значительней любых материальных благ.
Со своей стороны материализм, корни которого уходят в материально –
производственную и социально – преобразовательную практику человека, есть в
конечном счете не что иное, как убежденность познающего сознания в его
производности от природной и социальной реальности, которая для
материалистов самоценна и самодостаточна, никем не сотворена, то есть
существует вечно!
Формы материализма и идеализма многообразны. Так, различают
объективный и субъективный идеализм, метафизический и диалектический
материализм и т. д.. Рассмотрим в качестве примера, как в рамках одной из
форм материализма, а именно в рамках диалектико-материалистического учения,
решалась одна из важнейших философских проблем – проблема материи.
Определение, данное В. И. Лениным, является наиболее общепризнанным в
современном материализме.
Материя – есть философская категория для обозначения объективной
реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,
фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от
них.
Понятие «материя» выполняет ту же функцию, что и понятие «бытие».
Парлинида в античности или Бога в средневековье: выступает гарантом
существования мира. Дело в том, что материи приписываются те же
Страницы: 1, 2, 3