Рефераты. Философия Древней Греции






Философия Древней Греции

Философия древней Греции

Греческая философия в VII - VI веках до н.э. и явилась по сути

своей первой попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии философии древней Греции выделяют четыре основных

этапа:

I VII-V века до н.э. - досократовская философия

II V-IV века до н.э. - классический этап

Выдающиеся философы классического этапа: Сократ, Платон,

Аристотель. В общественной жизни этот этап характеризуется как

высший подъем

афинской демократии

III IV-II века до н.э.- эллинистический этап.

( Упадок Греческих городов и установление господства Македонии )

IV I век до н.э. - V, VI века н.э. - Римская философия.

----------------------------------------------------------------

Греческая культура VII - V вв. до н.э. - это культура общества, в

котором ведущая роль принадлежит рабскому труду, хотя в отдельных

отраслях, требовавших высокой квалификации производителей, как,

например, художественное ремесло, широко применялся свободный труд.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Мировоззрение широких масс греческого общества рассматриваемого

периода в основном сохранило те представления, которые имели место еще

во втором тысячелетии до н.э. Природа по-прежнему представлялась греку

населенной и управляемой различными существами, о которых народная

фантазия слагала красочные поэтические мифы. Эти существа в основном

можно объединить в три цикла: верховные олимпийские боги-небожители с

Зевсом во главе, многочисленные второстепенные божества гор, лесов,

ручьев и т.п. и, наконец, герои-родоначальники, покровители общины.

Согласно эллинским представлениям, власть олимпийских богов была

ни изначальной, ни беспредельной. Предшественникам олимпийцев считались

старшие поколения богов, свергнутые их потомками. Греки думали, что

первоначально существовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и

Эрос- жизненное начало, любовь. Гея- Земля породила звездное небо Уран,

который стал первоначальным властителем мира и супругом богини

Земли Геи. Уран и Гея родили второе поколение богов- Титанов.

Захватившие власть над миром олимпийские боги разделили вселенную

между собой следующим образом. Верховным богом стал Зевс- властитель

неба, небесных явлений и особенно грома и молнии. Посейдон был

властителем влаги, орошающей землю, властителем моря, ветров и

землетрясений. Аид, или Плутон, был владыкой преисподней- подземного

мира, где влачили жалкое существование тени умерших.

Супруга Зевса- Гера считалась покровительницей брака. Гестия

являлась богиней домашнего очага, наименование которого она и носила

(Гестия по-гречески- очаг ).

С возникновением нового классового общества и установлением

полисов ряд богов, особенно Аполлон, становятся покровителями

государств.. Значение Аполлона еще более выросло в связи с основанием

большого числа новых городов. В результате культ Аполлона стал

оттеснять на второй план культ Зевса; особенно он был популярен в

среде греческих аристократов.

Помимо главных богов, олицетворявших наиболее значительные

явления природы, а также жизни человека и его общественных отношений,

весь окружающий грека мир представлялся ему обильно заселенным

многочисленными божественными существами.

О происхождении людей у эллинов существовал миф, согласно

которому один из титанов- Прометей слепил из глины первого человека, а

Афина наделила его жизнью. Прометей был покровителем и наставником

человеческого рода в первые времена его существования.

Благодетельствуя людям, Прометей похитил с неба и принес им огонь. За

это он был жестоко наказан Зевсом, приказавшим пригвоздить Прометея к

скале, где орел каждый день терзал его печень, пока его не освободил

Геракл ( сын Зевса и земной женщины ).

Местом почитания эллинских богов были храмы, алтари, священные

рощи, ручьи, реки. Культовые обряды у греков были связаны с

общественной и частной жизнью. Почитание богов сопровождалось

принесением в жертву животных на алтарях перед храмами и молитвенными

обращениями к богам. Особенными обрядами сопровождались рождение

ребенка, свадьба и похороны.

НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ

Религиозно- мифологическое объяснение происхождения и развития

мира и окружающей древних греков действительности постепенно вступало

в конфликт с накоплявшимся предметным опытом. Медленно, но неуклонно

делала первые шаги наука, пока еще наивная, но

стихийно-материалистическая в своей естественной непосредственности.

Новые идеи возникли в наиболее экономически и социально развитой в то

время малоазийской Ионии.

Во второй половине VII в. до н.э. в Милете в среде купцов,

ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская

философия.Основоположником древнегреческой философии считается Фалес

(ок. 625-547 гг. до н.э. ), а его продолжателями были Анаксимандр

(ок.610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до

н.э.).Милетские философы были стихийными материалистами.

Фалес первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном

движении, превращения которой создают все вещи, в конечном счете снова

превращающиеся в воду.Богам не было места в этом круговороте состояний

вечной воды.Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на

первоначальной воде.Фалеса также считали основоположником

древнегреческой математики, астрономии и ряда других наук о

природе.Ему приписывают и ряд конкретных научных вычислений.Он

умел предсказывать солнечные затмения и мог дать физическое объяснение

этого процесса.Во время пребывания в Египте Фалес впервые измерил

высоту пирамид, измерив их тень в то время дня, когда длинна тени

равна высоте отбрасывающих ее предметов.

Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел к

мысли, что первичной материей является апейрон: неопределенная, вечная

и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении.Из нее в

процессе движения выделяются присущие ей противоположности- теплое и

холодное, влажное и сухое.Их взаимодействие приводит к рождению и

гибели всех вещей и явлений, которые по необходимости возникают из

апейрона и в него возвращаются.Анаксимандра считают составителем

первой географической карты и первой схемы небесного свода для

ориентировки по звездам, он представлял землю в виде вращающегося

цилиндра, парящего в воздухе.

Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух, который,

разряжаясь или сгущаясь, порождает все многообразие вещей.Все

возникает и возвращается в вечно движущийся воздух, в том числе и

боги,которые подобно всем другим вещам, являются определенными

состояниями воздуха.

Материалистическая философия возникла в среде прогрессивных групп

молодого класса рабовладельцев в борьбе с религиозно-мифологической

идеологией, унаследованной от прошлого.Представители рабовладельческой

аристократии, борясь с этой идеологией, противопоставили ей

философский идеализм.Его первым проповедником в Древней Греции был

Пифагор (ок.580-500 гг. до н.э.) с острова Самоса.После установления

на острове Самосе тирании Пифагор эмигрировал в Южную Италию в город

Кротон, где во второй половине VI в. до н.э.основал из представителей

местной аристократии реакционный религиозно-политический союз,

известный под названием "пифагорейского".

Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не

вещество, а форма определяет сущность вещей.Все можно сосчитать и

таким образом установить количественные особенности и закономерности

природы.Мир состоит в количественных, всегда неизменных

противоположностей: конечное и бесконечное, чет и нечет ... Сочетание

их осуществляется в гармонии, которая свойственна миру.

В борьбе с идеалистической философией Пифагора совершенствовалась

материалистическая философия милетской школы.В конце VI-начале V в. до

н.э. как стихийно-диалектический материалист выступил крупнейший

философ этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.).В

его трудах нашли завершения искания Фалеса,Анаксимандра и Анаксимена.

По своему происхождению и политическим убеждениям Гераклит был

сторонником аристократии.Он резко обрушивался на "чернь".С победой

рабовладельческой демократии на его родине связано пессимистическое

отношение Гераклита к окружающей его действительности.Выступая против

победившей демократии он хотел показать ее преходящий характер.Однако

в своих философских построениях он вышел далеко за рамки этой

цели.Согласно Гераклиту высшим законом природы является вечный процесс

движения и изменения.Стихия, из которой все возникает, это- огонь,

представляющий то закономерно загорающийся, то закономерно потухающий

процесс горения.Все в природе состоит из противоположностей в борьбе

рождающихся из огня переходящих друг в друга и возвращается в

огонь.Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии

материального мира как о необходимой присущей материи

закономерности.Закономерную необходимость Гераклит выразил греческим

словом " логос ", в философском смысле обозначающем "закон".Известно

приписываемое Гераклиту изречение: "Панта рей"- все течет, все

изменяется , которым кратко сформулирована сущность его

философии.Диалектическое единство противоположностей формулируется как

постоянно возникающая гармония взаимно дополняющих друг друга и

борющихся противоположностей.Процесс саморазвития огня не создал никто

из богов или людей, он был, есть и всегда будет.Гераклит высмеивал

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.