Рефераты. Фейербах






Фейербах

Содержание.

Введение.

Часть - 1.

1.Творческая биография Людвига Фейербаха.

2. Критика христианской религии.

Часть – 2.

3. Сложность позиции.

4. Этика.

Заключение.

Литература.

Введение.

Учение Л. Фейербаха (1804—1872) — крупнейшего материалиста

домарксистской эпохи, последнего представителя немецкой классической

философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал

материалистический взгляд на природу. Материализм так же стар и столь же

повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как свет, так же

необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, непреложен, неминуем, как

воздух. Однако критика им Гегеля носила односторонний характер: за

отрицанием идеализма он недооценил гегелевскую диалектику. Материализм

Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной чертой был

антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта

природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с природой. Природа —

основа духа. Она же должна явиться основой и новой философии, призванной

раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и

разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая

вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим

процессам. Антропологизм Фейербаха имел большое значение и в борьбе против

идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического

противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против

вульгарного материализма. Однако «природная» сторона в человеке

гипертрофировалась, а социальная — недооценивалась.

Критикуя агностицизм, Фейербах исходил из того, что мышление человека

верно отражает вне сознания существующую действительность. Основную роль в

познании философ отводил чувствам: ясно, как солнце, только чувственное.

Мыслить — значит связывать одно показание органов чувств с другим. Все

формы познания (ощущения, представления, понятия, идеи) он рассматривал как

образы, копии вещей, их свойства отношений. Метафизичность

антропологического материализма Фейербаха выразилась в том, что он носил

пассивно-созерцательный характер, не учитывал общественно-исторической

практики, за что и подвергся критике со стороны Маркса в «Тезисах о

Фейербахе».

К заслугам Фейербаха относится то, что он вскрыл связь идеализма с

религией, показав, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в

превращении идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому и

яркому анализу происхождение и сущность религии. Однако он сводил ее корни

к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувству

любви. Сам человек есть бог для другого человека. Хотя Фейербах и отмечал,

что политические, экономические, этические и другие общественные факторы

накладывают свой отпечаток на содержание религии, однако подлинные ее

социальные корни остались нераскрытыми им.

1. Творческая биография Людвига Фейербаха.

Творческая биография Людвига Фейербаха (1804— 1872) началась с его

учебы на теологическом факультете Гейдельбергского университета. Однако

Фейербах быстро разочаровался в теологии и уже через год переехал в Берлин,

где стал слушать лекции Гегеля по философии. В 1830 году анонимно вышло

сочинение Фейербаха «Мысли о смерти и бессмертии», в котором он выступил

против христианства с позиции объективного идеализма Гегеля. Но это

сочинение было конфисковано властями, а вскоре стало известно имя автора. В

результате гонений Фейербах был вынужден уволиться из университета и больше

никогда не преподавал.

В течение двадцати пяти лет Фейербах жил в глуши в деревне Брукберг, где

у его жены была небольшая фарфоровая фабрика. Хотя Фейербах продолжал

принимать участие в журнале младогегельянцев «Гаальские ежегодники», многие

считали, что культурная изоляция отрицательно сказывается на творчестве

Фейербаха. Сам он был другого мнения. «Я лучшую часть моей жизни, — писал

он впоследствии, — провел не на кафедре, а в деревне, не в университетских

аудиториях, а в храме природы, не в салонах и не на аудиенциях, но в

уединении моего рабочего кабинета»[1].

То, что годы затворничества не прошли даром, стало ясно, когда в 1841

году вышла фундаментальная работа Фейербаха «Сущность христианства»,

которая сразу же сделалась знаменем демократической общественности. «Надо

было пережить освободительное действие этой книги, — писал через много лет

Ф. Энгельс, — чтобы составить себе представление об этом. Воодушевление

было всеобщим: все мы сразу стали фейербахианцами». После выхода «Сущности

христианства» Фейербах развил свое понимание религии и человека в работах

«Основные положения философии будущего» и «Сущность религии». Чем же

Фейербах сумел привлечь к себе прогрессивную молодежь тогдашней Германии?

Поначалу Фейербах примыкал к левому крылу гегелевской школы,

представители которого, в противоположность правым гегельянцам, пытались

сделать из гегелевской философии революционные выводы, а именно обосновать

буржуазно-демократические преобразования в Германии. ”Многие радикально

настроенные демократы выступили против христианской религии"[2]. И Фейербах

был здесь не первый и не единственный. Но критика христианства при этом

строилась на почве гегелевского философского идеализма. Фейербах же

оказался первым, кто обнажил связь философского идеализма, в особенности

гегелевского, с критикуемой религией, а через нее с реакционными прусскими

порядками.

Здесь следует уточнить, что Гегель отводит религии, прежде всего

христианской, примерно то же место, которое он отводил государству.

Религия, согласно Гегелю, как и государство, выражает всеобщее начало, в

противоположность частным интересам членов «гражданского общества». Нельзя

сказать, что Гегель был прямым и откровенным апологетом христианства. В

молодые годы он относился к христианству весьма критически и

противопоставлял ему как отчужденной форме религиозной веры язычество

древних греков, у которых олимпийские Боги символизировали гордость и славу

народа. В более зрелые годы Гегель уже не признавал какой-либо религии,

кроме христианской в ее лютеранском варианте, тем более он был против

устранения всякой религии, поскольку считал, что без нее не может быть

сознания и чувства единения индивидов в «гражданском обществе».

2. Критика христианской религии.

Итак, критика Фейербахом христианской религии перерастает в критику

гегелевского идеализма, в котором он видит рафинированную религию, а

точнее, теоретическое обоснование религии. В результате Фейербах отвергает

всю философию Гегеля целиком и возвращается на позиции философского

материализма. Нет никакого Бога и надприродного духа, заявляет он. “А есть

бесконечная материальная природа, порождением которой является человек с

его чувствами и мышлением. Причем Фейербах сознательно отказывается

анализировать отвлеченную материю, которой уделяли большое внимание

французские материалисты"[3]. Центральной проблемой философии, согласно

Фейербаху, должен быть человек как телесное, природное существо. Вследствие

такого смещения акцента с природы на человека материализм Фейербаха принято

называть антропологическим материализмом.

В отличие от религии, которая опирается на веру в догматы, философия,

согласно Фейербаху, стремится раскрыть действительную природу вещей, и

прежде всего разобраться в вопросе о сущности человека. А для этого,

считает Фейербах, философия должна заняться жизнью людей как их

материальным, чувственным общением с природой и друг с другом. Таким

образом, центральная проблема всякой философии — соотношение идеального и

материального — решается Фейербахом не на вселенском уровне, как у его

предшественника Гегеля, а на уровне жизнедеятельности отдельного человека.

В результате вопрос о тождестве мышления и бытия, который находится в

центре внимания всей немецкой классики, у Фейербаха обретает вид

психофизической проблемы, то есть вопроса о соотношении души и тела.

Непосредственное тождество души и тела, а значит, идеального и

материального, Фейербах усматривает в головном мозге человека. «...В

мозговом акте, — пишет в связи с этим Фейербах, — как высочайшем акте,

деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность

непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы»[4].

Иначе говоря, Фейербах непосредственно отождествляет душу и тело,

доказывая, что на уровне головного мозга это одно и то же. Тем самым

Фейербах, отказавшись от идеализма, игнорирует и те открытия, которые были

сделаны Фихте, Шеллингом и Гегелем. Ведь серьезным завоеванием немецкого

идеализма явилась трактовка души как системы деятельных способностей

человека. Мозг есть орудие мыслящего субъекта, доказывали они, и как раз

при помощи мозга и других телесных и культурных органов субъект создает

идеальные образы внешнего мира.

Таким образом, только в своей деятельности мозг становится органом

идеального. И не любая, а только культурно-историческая деятельность

рождает в нашем мозгу мысли о прекрасном, возвышенном и многом другом.

Общаясь с миром культуры, мы высекаем из этого деятельного опосредствования

искру мысли. А животные, общаясь с природой, довольствуются повадками,

привычками, элементарными психическими образами. Что касается мозга самого

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.