Рефераты. Эстетические взгляды Платона на проблемы развития искусства и его роль в развитии древнегреческого общества






определенный настрой — "этос", предусмотренный философом-законодателем.

Живопись (да и все то, что теперь называем прикладными искусствами)

должна так организовать предметную среду поющих и танцующих

свободнорожденных, чтобы ничего в ней не противоречило Справедливости,

воспеваемой "самой прекрасной Музой", как нечто совершенно тождественное

Красоте и даже — личному счастью каждого отдельного человека.

Искусство таким образом должно замкнуть, сцементировать в некое

непротиворечивое целое государственную идеологию, согласно которой Закон и

политическая добродетель целиком совпадают с Красотой и личным счастьем

отдельного индивида. Оно должно дать универсальную, охватывающую все связи

индивида с окружающим миром форму, "надевая" которую, индивид "овнутрял" бы

эту идеологию, и с помощью которой философ-законодатель мог бы заранее

определить всю систему внешних проявлений каждого индивида, приведя ее в

соответствие со своими "Законами".

Теперь, когда мы изложили программу мероприятий в области искусства,

предусмотренную Платоном для идеального государства, встает вопрос: каков

же реальный смысл эстетической программы Платона?

Вся совокупность проблем, возникших в связи с отделением изящных

искусств от остальных ремесел, эстетических переживаний, в связи с

выделением художественного сознания в особую сферу, подчиненную принципу

наслаждения, как высшему и абсолютному, решалась Платоном столь же

радикально, сколь и однозначно. Борьба против "подражательных искусств",

наиболее отчетливо выразивших эту тенденцию искусства к замыканию в

специфическую сферу, свидетельствовала о том, что античный мыслитель хотел

сохранить только те области искусства, которые не были еще затронуты

процессами прогрессирующей дифференциации, проникшими в духовную культуру.

Иначе говоря, перспективу решения эстетических проблем, возникающих в его

время, Платон видел на пути ликвидации самих условий, их порождающих, на

пути возвращения общества к такому состоянию, которое исключало бы самую

возможность возникновения этих проблем.

Но поскольку эта перспектива выдвигалась в тот период, когда процессы,

которые хотел бы предотвратить Платон, практически уже полностью

господствовали в сфере художественной культуры, поскольку был неизбежен

разрыв между тем, чего хотел бы достичь сам философ и тем, что должно было

произойти из этого реально, что должно было бы означать осуществление

платоновских мероприятий на деле.

АКТУАЛЬНОСТЬ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ ЭСТЕТИКИ ПЛАТОНА

П

латон — философ, живший в IV в. до нашей эры. Но почему же проблемы,

поставленные им, уже в течении многих веков вызывают интерес, споры и

разногласия? О Платоне философствуют и спорят, его критикуют, оспаривают

и... возносят до небес, как идеал. В чем же тысячелетняя значимость его

философии?

Если говорить о философских взглядах Платона вообще (не только в

области искусства), то подобный вопрос выглядит таким образом: Платон —

самый первый представитель одного из крупнейших течений философской мысли —

объективного идеализма. Объективный идеализм жив и по сей день, и получил

широкое распространение среди буржуазных ученых. Поэтому спор о философии

Платона, о его отдельных философских взглядах — это и есть спор об

объективном идеализме вообще, а выявление корней объективного идеализма —

есть детальный разбор философских концепций Платона, как отца и основателя

этой философии.

Но в философии Платона есть еще и другая, не менее важная сторона. Она

тоже очень прочно связана с его идеализмом и его мифологией, хотя

отличается не столько научно-теоретическим, сколько жизненно-практическим

характером. Как мы видели выше, Платон жил и действовал в ту роковую эпоху

античного мира, когда погибал старый, но культурно-передовой и

свободолюбивый классический полис. Вместо него нарождались огромные

империи, абсолютно подчинявшие себе отдельную личность в политическом

отношении, но предоставлявшие ей широкое поле для разнузданной интимно-

субъективной жизни. Утопия, к которой обратился Платон, недовольный

разложением современных ему общественных и частных устоев жизни, была

реакционной, да и прямо связанной с мистикой, с упованиями на потусторонний

мир, а главное — с надеждой на перевоплощение человеческих душ (при помощи

искусства), с проповедью самоотверженного служения вечным идеям. Однако и

здесь при всем критическом отношении к платонизму можно обнаружить

положительную тенденцию.

Это то, что сейчас мы называем просто идейностью и необходимостью во

имя убеждений переделывать окружающую нас действительность. В этом смысле

Платон всегда был врагом только обывателей, которые уже всего достигли, и

которым не нужно ничего, кроме бытового благополучия; ведь всякий человек,

недовольный окружающей его действительностью и желающий хоть как-нибудь ее

изменить, так или иначе должен иметь какую-нибудь идеологию, какие-то

принципы и идеи, что-то высшее, во имя чего необходимо переделывать

настоящее и ради чего только и стоит жить. Идейный порыв, принципиальная

настороженность, самоотверженное служение идеалу — все это на целые

тысячелетия сделало философию Платона популярной, хотя конкретная оценка ее

всегда была разной, и хотя в своем конкретном виде, безусловно, она

заслуживает критики и осуждения. Конкретная мораль Платона ушла в глубины

истории, стала музейным экспонатом. Однако, с формальной стороны идейность,

необходимость которой отстаивал Платон, никогда не умирала. Проблема

идейности жива до сих пор и в нашем обществе. Ведь как часто заходит у нас

разговор об идейности литературы, об идейном содержании искусства.

Оказывается, проблема эта существует уже тысячелетия, решаясь в каждую

эпоху по-разному.

А идея всеобщей гармонии и гармонического воспитания человека? Разве

не проходит она красной нитью через мораль нашего общества? Другой

разговор, что "гармоническую личность" мы понимаем по-иному, чем Платон, но

идея всестороннего воспитания человеческой личности актуальна и для

философии Платона, и для нашей морали.

Таким образом, секрет тысячелетней значимости Платона заключается не в

буквальном содержании его философии и проповедуемой им морали, не в

буквальной направленности его научных, религиозных, эстетических или

социологических теорий. Передовые мыслители всегда производили здесь самый

беспощадный анализ платонизма. Но и при самом беспощадном анализе, после

исключения из него всей архаики и музейности, в нем все же оставалось

немало ценного. Конструктивно-логические принципы, проповедь

самоотверженного служения идее, пафос мировой гармонии, принципиальный

антидогматизм, беспокойный драматический диалог и язык — вот в чем

разгадка тайны тысячелетней значимости Платона.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА

ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

Р Е Ф Е Р А Т

Эстетические взгляды Платона на проблемы развития

искусства и его роль в жизни древнегреческого общества

| |Соискатель: |

| |________________________ |

| | |

Калининград

1998

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асмус В.Ф. Платон (из серии "Мыслители прошлого). - М., 1975.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.

3. Богомолов А.С. Античная философия. - М.: Мысль, 1991.

4. Давыдов Ю. Искусство как социологический феномен. - М., 1968.

5. История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1991.

6. Лосев А.Ф. Историческое время в культуре классической Греции: (Платон и

Аристотель) - В книге "История философии и вопросы культуры". - М., 1975.

7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М.,

1969.

8. Мир философии: книга для чтения. В 2-х частях. - М.: Политиздат, 1991.

9. Нерсесянц В.С. Платон. - М.: Юридическая литература, 1984.

10. Платон.Диалоги. - М.: Мысль, 1986.

11. Платон. Собрание сочинений. - М.: Мысль, 1990.

12. Платон и его эпоха. Сборник статей. - М.: Наука, 1979.

13. Платон. Фидр. - М.: Прогресс, 1989.

14. Шестаков В.П. От этоса к аффекту: История музыкальной эстетики от

античности до XVIII в. - М., 1975.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

Введение...................................................................

............... 1 стр.

1.1. Искусство и общественно-политическая жизнь Афин.

1.2. Место искусства в "идеальном государстве" Платона.

Проблема прекрасного в эстетике Платона...........................2 стр.

2.1. Творческий процесс с точки зрения Платона.

Вопросы эстетического воспитания.......................................3

стр.

3.1. Цель искусства (по Платону).

3.2. Группа запретов.

3.3. Новое в искусстве "идеального государства".

Актуальность ряда положений эстетики Платона...............8 стр.

Список использованной литературы.......................................10

стр.

-----------------------

[1] Эстетические воззрения Платона вливаются в русло основных положений его

философии. Чувственные вещи (по Платону) изменчивы, преходящи. Они

беспрестанно возникают и уничтожаются и уже поэтому не представляют собой

истинного бытия. Подлинное бытие присуще лишь особого рода духовным

сущностям - "видам" или "идеям". Идеи у Платона - это общие понятия. Идея

противостоит материи как небытию. Между материей и идеями существует мир

чувственных вещей. Они - смесь бытия и небытия, идеи и материи. Идеи по

отношению к вещам являются "прототипами", прообразами. Чувственные вещи -

лишь отражение сверхчувственных идей.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.