определенный настрой — "этос", предусмотренный философом-законодателем.
Живопись (да и все то, что теперь называем прикладными искусствами)
должна так организовать предметную среду поющих и танцующих
свободнорожденных, чтобы ничего в ней не противоречило Справедливости,
воспеваемой "самой прекрасной Музой", как нечто совершенно тождественное
Красоте и даже — личному счастью каждого отдельного человека.
Искусство таким образом должно замкнуть, сцементировать в некое
непротиворечивое целое государственную идеологию, согласно которой Закон и
политическая добродетель целиком совпадают с Красотой и личным счастьем
отдельного индивида. Оно должно дать универсальную, охватывающую все связи
индивида с окружающим миром форму, "надевая" которую, индивид "овнутрял" бы
эту идеологию, и с помощью которой философ-законодатель мог бы заранее
определить всю систему внешних проявлений каждого индивида, приведя ее в
соответствие со своими "Законами".
Теперь, когда мы изложили программу мероприятий в области искусства,
предусмотренную Платоном для идеального государства, встает вопрос: каков
же реальный смысл эстетической программы Платона?
Вся совокупность проблем, возникших в связи с отделением изящных
искусств от остальных ремесел, эстетических переживаний, в связи с
выделением художественного сознания в особую сферу, подчиненную принципу
наслаждения, как высшему и абсолютному, решалась Платоном столь же
радикально, сколь и однозначно. Борьба против "подражательных искусств",
наиболее отчетливо выразивших эту тенденцию искусства к замыканию в
специфическую сферу, свидетельствовала о том, что античный мыслитель хотел
сохранить только те области искусства, которые не были еще затронуты
процессами прогрессирующей дифференциации, проникшими в духовную культуру.
Иначе говоря, перспективу решения эстетических проблем, возникающих в его
время, Платон видел на пути ликвидации самих условий, их порождающих, на
пути возвращения общества к такому состоянию, которое исключало бы самую
возможность возникновения этих проблем.
Но поскольку эта перспектива выдвигалась в тот период, когда процессы,
которые хотел бы предотвратить Платон, практически уже полностью
господствовали в сфере художественной культуры, поскольку был неизбежен
разрыв между тем, чего хотел бы достичь сам философ и тем, что должно было
произойти из этого реально, что должно было бы означать осуществление
платоновских мероприятий на деле.
АКТУАЛЬНОСТЬ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ ЭСТЕТИКИ ПЛАТОНА
П
латон — философ, живший в IV в. до нашей эры. Но почему же проблемы,
поставленные им, уже в течении многих веков вызывают интерес, споры и
разногласия? О Платоне философствуют и спорят, его критикуют, оспаривают
и... возносят до небес, как идеал. В чем же тысячелетняя значимость его
философии?
Если говорить о философских взглядах Платона вообще (не только в
области искусства), то подобный вопрос выглядит таким образом: Платон —
самый первый представитель одного из крупнейших течений философской мысли —
объективного идеализма. Объективный идеализм жив и по сей день, и получил
широкое распространение среди буржуазных ученых. Поэтому спор о философии
Платона, о его отдельных философских взглядах — это и есть спор об
объективном идеализме вообще, а выявление корней объективного идеализма —
есть детальный разбор философских концепций Платона, как отца и основателя
этой философии.
Но в философии Платона есть еще и другая, не менее важная сторона. Она
тоже очень прочно связана с его идеализмом и его мифологией, хотя
отличается не столько научно-теоретическим, сколько жизненно-практическим
характером. Как мы видели выше, Платон жил и действовал в ту роковую эпоху
античного мира, когда погибал старый, но культурно-передовой и
свободолюбивый классический полис. Вместо него нарождались огромные
империи, абсолютно подчинявшие себе отдельную личность в политическом
отношении, но предоставлявшие ей широкое поле для разнузданной интимно-
субъективной жизни. Утопия, к которой обратился Платон, недовольный
разложением современных ему общественных и частных устоев жизни, была
реакционной, да и прямо связанной с мистикой, с упованиями на потусторонний
мир, а главное — с надеждой на перевоплощение человеческих душ (при помощи
искусства), с проповедью самоотверженного служения вечным идеям. Однако и
здесь при всем критическом отношении к платонизму можно обнаружить
положительную тенденцию.
Это то, что сейчас мы называем просто идейностью и необходимостью во
имя убеждений переделывать окружающую нас действительность. В этом смысле
Платон всегда был врагом только обывателей, которые уже всего достигли, и
которым не нужно ничего, кроме бытового благополучия; ведь всякий человек,
недовольный окружающей его действительностью и желающий хоть как-нибудь ее
изменить, так или иначе должен иметь какую-нибудь идеологию, какие-то
принципы и идеи, что-то высшее, во имя чего необходимо переделывать
настоящее и ради чего только и стоит жить. Идейный порыв, принципиальная
настороженность, самоотверженное служение идеалу — все это на целые
тысячелетия сделало философию Платона популярной, хотя конкретная оценка ее
всегда была разной, и хотя в своем конкретном виде, безусловно, она
заслуживает критики и осуждения. Конкретная мораль Платона ушла в глубины
истории, стала музейным экспонатом. Однако, с формальной стороны идейность,
необходимость которой отстаивал Платон, никогда не умирала. Проблема
идейности жива до сих пор и в нашем обществе. Ведь как часто заходит у нас
разговор об идейности литературы, об идейном содержании искусства.
Оказывается, проблема эта существует уже тысячелетия, решаясь в каждую
эпоху по-разному.
А идея всеобщей гармонии и гармонического воспитания человека? Разве
не проходит она красной нитью через мораль нашего общества? Другой
разговор, что "гармоническую личность" мы понимаем по-иному, чем Платон, но
идея всестороннего воспитания человеческой личности актуальна и для
философии Платона, и для нашей морали.
Таким образом, секрет тысячелетней значимости Платона заключается не в
буквальном содержании его философии и проповедуемой им морали, не в
буквальной направленности его научных, религиозных, эстетических или
социологических теорий. Передовые мыслители всегда производили здесь самый
беспощадный анализ платонизма. Но и при самом беспощадном анализе, после
исключения из него всей архаики и музейности, в нем все же оставалось
немало ценного. Конструктивно-логические принципы, проповедь
самоотверженного служения идее, пафос мировой гармонии, принципиальный
антидогматизм, беспокойный драматический диалог и язык — вот в чем
разгадка тайны тысячелетней значимости Платона.
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
Р Е Ф Е Р А Т
Эстетические взгляды Платона на проблемы развития
искусства и его роль в жизни древнегреческого общества
| |Соискатель: |
| |________________________ |
| | |
Калининград
1998
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асмус В.Ф. Платон (из серии "Мыслители прошлого). - М., 1975.
2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.
3. Богомолов А.С. Античная философия. - М.: Мысль, 1991.
4. Давыдов Ю. Искусство как социологический феномен. - М., 1968.
5. История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1991.
6. Лосев А.Ф. Историческое время в культуре классической Греции: (Платон и
Аристотель) - В книге "История философии и вопросы культуры". - М., 1975.
7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М.,
1969.
8. Мир философии: книга для чтения. В 2-х частях. - М.: Политиздат, 1991.
9. Нерсесянц В.С. Платон. - М.: Юридическая литература, 1984.
10. Платон.Диалоги. - М.: Мысль, 1986.
11. Платон. Собрание сочинений. - М.: Мысль, 1990.
12. Платон и его эпоха. Сборник статей. - М.: Наука, 1979.
13. Платон. Фидр. - М.: Прогресс, 1989.
14. Шестаков В.П. От этоса к аффекту: История музыкальной эстетики от
античности до XVIII в. - М., 1975.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
Введение...................................................................
............... 1 стр.
1.1. Искусство и общественно-политическая жизнь Афин.
1.2. Место искусства в "идеальном государстве" Платона.
Проблема прекрасного в эстетике Платона...........................2 стр.
2.1. Творческий процесс с точки зрения Платона.
Вопросы эстетического воспитания.......................................3
стр.
3.1. Цель искусства (по Платону).
3.2. Группа запретов.
3.3. Новое в искусстве "идеального государства".
Актуальность ряда положений эстетики Платона...............8 стр.
Список использованной литературы.......................................10
-----------------------
[1] Эстетические воззрения Платона вливаются в русло основных положений его
философии. Чувственные вещи (по Платону) изменчивы, преходящи. Они
беспрестанно возникают и уничтожаются и уже поэтому не представляют собой
истинного бытия. Подлинное бытие присуще лишь особого рода духовным
сущностям - "видам" или "идеям". Идеи у Платона - это общие понятия. Идея
противостоит материи как небытию. Между материей и идеями существует мир
чувственных вещей. Они - смесь бытия и небытия, идеи и материи. Идеи по
отношению к вещам являются "прототипами", прообразами. Чувственные вещи -
лишь отражение сверхчувственных идей.
Страницы: 1, 2, 3