Рефераты. Эмпиризм и рационализм нового времени






ориентировано на поиск наиболее очевидного и достоверного. Произведя эту

операцию, Декарт получает то самое основание, в очевидности которого никто

не может усомниться. Им является факт мышления: «Cogito ergo sum» (мыслю –

следовательно существую). Это изречение Декарта, ставшее крылатым, выражает

сущность его мировоззрения. Истинность этого исходного пункта познания, по

утверждению Декарта, гарантирована Богом, вложившим в человека естественный

свет разума.

3. Основные направления эмпиризма и рационализма философии нового времени.

Проблемы познания. Противоречие между рационализмом и эмпиризмом философии

нового времени.

Полемика между эмпиризмом и рационализмом была весьма плодотворной для

развития философского знания, обретения им нового социального статуса.

Эмпиризм представлен, в основном, английским естественнонаучным

материализмом, а рационализм был популярен в континентальной Европе, во

Франции и Германии.

Свои требования к методу познания классик философии Нового времени

Ф.Бэкон выражает в форме иллюстрации особенностей работы муравья, паука и

пчелы:

«Путь муравья» – это метод крайнего эмпиризма. Он отличается простым

собиранием фактов без их осмысления;

«Путь паука» – метод радикального рационализма, который, подобно пауку,

извлекает из себя знания;

«Путь пчелы» – метод, снимающий крайности эмпиризма и рационализма.

Ни один из этих путей, сам по себе, не приведет к успеху: истинное

знание есть результат правильного сочетания разума и чувств.

Бэкон предложил оригинальную классификацию наук, в основу которой

положил различие познавательных способностей:

Памяти соответствует наука истории, которую Бэкон понимает как собирание

фактов;

Рассудку соответствуют теоретические науки или «философия» в широком смысле

слова, включающая в себя: соответственно философию; философию природы;

философию человека; естественную теологию или косвенное познание Бога через

факты и гражданскую философию и политику;

Воображению соответствует поэзия, литература, искусство вообще.

Союз опыта и рассудка является базой индукции – метода познания природы

в границах разделения целого на части и последующего их изучения. Следуя в

направлении от единичного к общему, исследователь должен исключать

отрицательные суждения и накапливать положительные. Последние являются

предпосылкой закономерности исследуемого объекта.

Таким образом, главным методом развития науки Ф.Бэкон считал индукцию,

опирающуюся на опыт, полученный в результате наблюдения, сравнения,

эксперимента и анализа. Но как эмпирик, он явно переоценивал опытное знание

и недооценивал роль теории.

Пытаясь соединить элементы эмпиризма и рационализма в единую

методологическую систему, последователь Бэкона Томас Гоббс прибегает к

анализу, позволяющему в эмпирическом опыте выявить общее, и к синтезу,

обеспечивающему постижение исследуемого объекта в целом. Хотя анализ и

синтез взаимосвязаны, но в этой взаимосвязи доминирует анализ, ибо, по

Гоббсу, целое и совокупность всех частей его идентичны. Тем самым предельно

упрощается задача синтеза, и откровенно проявляется механизм методологии

Гоббса.

Методология Гоббса ориентирована на познание природы и общества, т.е.

на то, что имеет свои истоки и свое развитие. Она исключает теологию,

потому что о ее объекте нельзя ничего сказать; она исключает явления, не

имеющие телесности, ибо к ним не применимо научное рассуждение; она

исключает любые формы откровения, пророчества, астрологию, т.е. все то, что

составляет предмет веры, а не науки. Но методология Гоббса ориентированна

только на пассивное восприятие предметной реальности на уровне феномена,

сущность которой сохраняет свою тайну.

Эмпиризм позиции Гоббса проявился и в его социально-философских

взглядах. Он предложил теорию «общественного договора», которая до сих пор

рассматривается как методологическое основание в понимании права и

государства.

Идеалист Беркли, решая проблему конечного конечного и бесконечного,

поднял вопрос о проблеме двух реальностей: объективной и субъективной. Он

разводит идеи (качества) вещей и душу, воспринимающую эти качества. Первые

доступны познанию, вторая – нет.

Последователь Беркли скептик Юм сформулировал тезис о проблематичности

объективного существования вещей. Содержание знания есть совокупность

простых и сложных восприятий, или впечатлений и идей. Ум комбинирует

впечатления и идеи и получает необходимые знания. Главная роль в этом

комбинировании принадлежит принципу ассоциации. Юм выделял три типа

ассоциации: по сходству, по смежности и по причинности.

Одним из объектов анализа Юма является эмпирическая индукция, которую

он критикует за ее ограниченность. Индуктивный вывод опирается только на

сосуществующие вещи и процессы и не может претендовать на всеобщность и

необходимость.

Скептицизм Юма был одной из важнейших теоретических предпосылок

философии И.Канта. Именно сомнения Юма относительно возможности получать

всеобщие и необходимые суждения на основании обобщения опытных данных

послужили отправной точкой для знаменитого вопроса Канта: «Как возможны

синтетические априорные суждения?»

Подводя итог рассмотрению сущности эмпиризма Нового времени, можно

сказать, что он не решил проблемы происхождения всеобщих идей. Более того,

в крайних субъективистских вариантах он вообще пришел не только к отрицанию

возможности познать мир, но и выразил сомнение в его существовании, что

дало повод английскому философу Б.Расселу заявить: «Д.Юм развил

эмпирическую философию Локка и Беркли до ее логического конца и, придав ей

внутреннюю последовательность, сделал ее неправдоподобной. Взгляды Юма

представляют в некотором смысле тупик в развитии философии; в развитии его

взглядов дальше идти невозможно».

Для рационализма, признающего только разум, есть только еще не

разрешенные, но не принципиально не разрешимые проблемы. Исторически

рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии. Как

целостная система гносеологических воззрений, рационализм начал

складываться в Новое время. В результате развития математики и

естествознания рационализм приобретает статус универсального метода

познания мира. В этот период складывается новое понятие науки, свободной от

религиозных догм, суеверий и предрассудков. «Научным» называют то, что

может быть представлено, изображено с помощью математического и

естественнонаучного языка. Рационализм предоставляет разуму право на

неограниченное господство над природой и социальным бытием. Именно с верой

в неограниченную силу человеческого познания связана вера в бесконечный

научно-технический и социальный прогресс.

По Декарту, учение о природе – физика – входит органической частью в

систему философских знаний, являясь их стволом Ветвями этого дерева знания

служат механика, медицина и этика, а также философские науки, опирающиеся

на физику и имеющие непосредственный выход в практическую жизнь людей.

Корнем дерева знания выступает метафизика. Все знания – от метафизики до

этики – строится единым методом рационального, подобного геометрического,

рассуждения. К опыту необходимо прибегать, чтобы выяснить, что из

возможного подлинного предмета разума – реализовалось в нашем мире,

являющемся лишь одним из возможных миров.

Для рационалистов исходным пунктом познания является интуиция, из

которой по определенным правилам метода выводится истина. Сущность метода

Декарта выражается в требованиях, которые он предъявляет ему:

метод должен быть ориентирован на получение ясного и очевидного знания;

всякая сложная вещь, ради успешного ее изучения, согласно требованию

метода, должна расчленяться на простые части;

в познании надо идти от простого к сложному;

знание должно стремится к полноте своего содержания.

В вопросе соотношения души и тела позиция Декарта дуалистична и

получила название «психофизического параллелизма». Телесная и духовная

субстанции взаимно несводимы друг к другу и несоизмеримы. Тело не может

воздействовать на душу, а душа не в состоянии влиять на тело. Однако эта

точка зрения при объяснении человека привела к трудностям. Декарт пытался

разрешить проблему соотношения души и тела чисто механически, т.е. он

предполагал наличие у человека шишковидной железы, служащей вместилищем

души.

Как реакция на неспособность Декарта решить проблему соотношения

телесной и духовной инстанции появился окказионализм. Если Декарт все же

пытался найти точки соприкосновения души и тела, то окказионалисты исходили

из утверждения, что это в принципе не возможно. Взаимодействие происходит

только в результате божественного вмешательства в каждом конкретном случае

и является не правилом, а случаем (отсюда и название). Главные

представители: А.Гейлинкс и Н.Мальбранш.

Арнольд Гейлинкс (1624–1669 гг.) считал, что духовная субстанция

обладает абсолютным единством, неделимостью и самодетерминированностью. Не

только идеи, но и ощущения не имеют телесной причины. Соответствие

физиологических и психических явлений Гейлинкс сравнивал с двумя часовыми

механизмами: их показания и ход совпадают, потому что они заведены одним

мастером (имеется ввиду Бог).

Николай Мальбранш (1638–1715 гг.) считал, что связь души и тела

происходит случайно. Божественная субстанция является единственной причиной

всякой деятельности, как душевной, так и телесной. Естественной

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.