1. Особенности полисной идеологии.
Римская община в начале республиканского периода была одним из полисов
Апеннинскогого полуострова. Полис (по-латыни civitas) - это, как правило,
небольшое рабовладельческое государство с единственным городом - центром
политической и культурной жизни. Город обычно был окружен оборонительными
стенами и представлял собой крепость - убежище окрестных жителей в дни
военных опасностей. Гражданами общины были лишь местные уроженцы, владевшие
земельными участками. Пришельцы и иноземцы, а тем более рабы не имели права
владеть землей и потому не являлись гражданами. Граждане должны были
служить в ополчении, принимать участие в народвых собраниях. Исполнительная
власть исправлялась выборными «магистрантами».
Коллектив граждан решал политические дела на народных собраниях и
защищал границы своего небольшого государства, собираясь в ополчение. Над
гражданином не было давления бюрократии; сама государственная машина не
представлялась ему чем-то чуждым и страшным. Гражданин вместе со своими
рабами обрабатывал свой участок, голосовал в народном собрании и выбирал
магистратов, с оружием в руках отстаивал родной город от врагов.
Для гражданина полисной общины было характерно чувство свободы,
сознательного выбора своих действий. Если нужно было идти в поход, то
гражданин знал, что это не прихоть должностного лица, а суровая
необходимость борьбы с врагом; если народное собрание решало обложить
граждан налогом, то это вызывалось необходимостью, а не произволом
правительства. Главные поступки и меры представлялись жителю города-
государства понятными, реальными. К тому же принимались эти меры на
народном собрании, в котором участвовал сам гражданин. Подобный порядок
порождал чувство свободы, собственного достоинства, уверенности в своих
силах, спокойный реальный взгляд на жизнь и существующие отношения.
Поскольку все политические и военные вопросы решались коллективно на
народном собрании или в ополчении, то это формировало чувство
коллективизма, гражданской общности, мешало развитию индивидуализма.
Отдельная личность, ее мысли и интересы растворялись в гражданском
коллективе.
Для античных рабовладельческих полисов характерно стремление к
обособленности и замкнутости. Особенно ярко это проявляется в жизни
земледельческих общин, одной из которых был Рим. Граждане, обрабатывая свои
земельные участки, вели натуральное хозяйство и мало нуждались в
посторонней помощи. Со стороны соседей могла исходить опасность земельных
захватов, поэтому граждане античных городов-государств обычно находились в
натянутых отношениях как раз с ближайшими соседями. Эта натянутость еще
более усиливала замкнутость общины, ее враждебность, направленную вовне, ее
агрессивность. Этим, в частности, объясняется тесная связь гражданской и
военной организации в античных общинах. Граждане общины, мелкие
землевладельцы, занятые тяжелым сельскохозяйственным трудом, стремились не
к заимствованию новых мыслей и идей, а к сохранению дедовских нравов и
обычаев, с опаской относились ко всему новому, иноземному. Привязанность к
своему местному, дедовскому, исконному - одна из ярких особенностей
идеологии аграрного полиса.
Кризис полисного строя общины начался с проникновения в среду
гражданства пришлых элементов, которые стояли вне общинной политической и
военной организации. Развивающееся рабство и социальное расслоение самого
гражданства разлагали полисные порядки и учреждения.
Постепенно, по мере развития римских завоеваний римская общи-на, город-
государство, расположенное на Тибре, сменилось громадной державой,
включавшей весь Апеннинский полуостров и многие заморские территории с
многомиллионным населением многими городами, сложным хозяйством, разными
классами, постоянной армией, сложным государственным аппаратом.
Разложение античного полиса привело к кризису и идеологии его
гражданства. Наблюдается отход от коллективизма и рост индивидуализма,
противопоставление отдельной личности коллективу, люди теряют спокойствие и
внутреннюю уравновешенность. Старинные дедовские нравы подвергаются
осмеянию и критике, в римскую среду начинают проникать иные нравы,
иноземная идеология и религия.
2. Римская религия.
Начиная с III в. до и. э. на римскую религию очень сильное влияние
стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с гречес-кими
богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс
с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с
Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием
греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог
неба, грома и молнии. Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости,
покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия. Вулкан - бог
огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности. Аполлон - бог
солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник
олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана
- богиня луны.
Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изоб-ражавшийся
с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские
боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи
же особенно почитали божественную троицу: Цереру, Либору, Прозерпину -
богиню растительности и преисподней и Либора - бога вина и веселья.
Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав
принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает
мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в
конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из
Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических
государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами,
которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и
Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные
религиозные воззрения.
Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было
приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные
действия. Особые коллегии сведущих людей - жрецы - наблюдали за культом
отдельных богов, за ·порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных,
следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к
какому божеству обратиться с нужной просьбой.
Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от
богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли
установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам
действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание
на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на
духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного
трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия
при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало
затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано
проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся
мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью.
Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса
- Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал
меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что
они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь
Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были
Запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха -
Диониса.
Широкое проникновение греческого влияния во I I в. до н. э. привело не
только к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней
римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого
влияния было распространение греческой философии в римском обществе и
взглядов греческих философов на религию и богов. Было переведено на
латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который
считал, что боги - это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая
римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически
относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривает религию как
необходимое средство управления народом. Распространение мистических
восточных культов в массах, скептическое отношение к римской религии у
аристократии подрывали официальную римскую религию. Бурные события
гражданских войн, частые конфискации, проскрипции вели к изменениям
традиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, о
загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений
в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы - Фортуны, которая
дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные
гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии,
богоспасителя, который придет, дарует блаженство страдающущим, накажет
гонителей.
С раннего времени различные празднества и представления играли важную
роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления
были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью
религиозных праздников.
Страницы: 1, 2, 3, 4