Рефераты. Древний Рим






Древний Рим

1. Особенности полисной идеологии.

Римская община в начале республиканского периода была одним из полисов

Апеннинскогого полуострова. Полис (по-латыни civitas) - это, как правило,

небольшое рабовладельческое государство с единственным городом - центром

политической и культурной жизни. Город обычно был окружен оборонительными

стенами и представлял собой крепость - убежище окрестных жителей в дни

военных опасностей. Гражданами общины были лишь местные уроженцы, владевшие

земельными участками. Пришельцы и иноземцы, а тем более рабы не имели права

владеть землей и потому не являлись гражданами. Граждане должны были

служить в ополчении, принимать участие в народвых собраниях. Исполнительная

власть исправлялась выборными «магистрантами».

Коллектив граждан решал политические дела на народных собраниях и

защищал границы своего небольшого государства, собираясь в ополчение. Над

гражданином не было давления бюрократии; сама государственная машина не

представлялась ему чем-то чуждым и страшным. Гражданин вместе со своими

рабами обрабатывал свой участок, голосовал в народном собрании и выбирал

магистратов, с оружием в руках отстаивал родной город от врагов.

Для гражданина полисной общины было характерно чувство свободы,

сознательного выбора своих действий. Если нужно было идти в поход, то

гражданин знал, что это не прихоть должностного лица, а суровая

необходимость борьбы с врагом; если народное собрание решало обложить

граждан налогом, то это вызывалось необходимостью, а не произволом

правительства. Главные поступки и меры представлялись жителю города-

государства понятными, реальными. К тому же принимались эти меры на

народном собрании, в котором участвовал сам гражданин. Подобный порядок

порождал чувство свободы, собственного достоинства, уверенности в своих

силах, спокойный реальный взгляд на жизнь и существующие отношения.

Поскольку все политические и военные вопросы решались коллективно на

народном собрании или в ополчении, то это формировало чувство

коллективизма, гражданской общности, мешало развитию индивидуализма.

Отдельная личность, ее мысли и интересы растворялись в гражданском

коллективе.

Для античных рабовладельческих полисов характерно стремление к

обособленности и замкнутости. Особенно ярко это проявляется в жизни

земледельческих общин, одной из которых был Рим. Граждане, обрабатывая свои

земельные участки, вели натуральное хозяйство и мало нуждались в

посторонней помощи. Со стороны соседей могла исходить опасность земельных

захватов, поэтому граждане античных городов-государств обычно находились в

натянутых отношениях как раз с ближайшими соседями. Эта натянутость еще

более усиливала замкнутость общины, ее враждебность, направленную вовне, ее

агрессивность. Этим, в частности, объясняется тесная связь гражданской и

военной организации в античных общинах. Граждане общины, мелкие

землевладельцы, занятые тяжелым сельскохозяйственным трудом, стремились не

к заимствованию новых мыслей и идей, а к сохранению дедовских нравов и

обычаев, с опаской относились ко всему новому, иноземному. Привязанность к

своему местному, дедовскому, исконному - одна из ярких особенностей

идеологии аграрного полиса.

Кризис полисного строя общины начался с проникновения в среду

гражданства пришлых элементов, которые стояли вне общинной политической и

военной организации. Развивающееся рабство и социальное расслоение самого

гражданства разлагали полисные порядки и учреждения.

Постепенно, по мере развития римских завоеваний римская общи-на, город-

государство, расположенное на Тибре, сменилось громадной державой,

включавшей весь Апеннинский полуостров и многие заморские территории с

многомиллионным населением многими городами, сложным хозяйством, разными

классами, постоянной армией, сложным государственным аппаратом.

Разложение античного полиса привело к кризису и идеологии его

гражданства. Наблюдается отход от коллективизма и рост индивидуализма,

противопоставление отдельной личности коллективу, люди теряют спокойствие и

внутреннюю уравновешенность. Старинные дедовские нравы подвергаются

осмеянию и критике, в римскую среду начинают проникать иные нравы,

иноземная идеология и религия.

2. Римская религия.

Начиная с III в. до и. э. на римскую религию очень сильное влияние

стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с гречес-кими

богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс

с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с

Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием

греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог

неба, грома и молнии. Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости,

покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия. Вулкан - бог

огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности. Аполлон - бог

солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник

олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана

- богиня луны.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изоб-ражавшийся

с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские

боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи

же особенно почитали божественную троицу: Цереру, Либору, Прозерпину -

богиню растительности и преисподней и Либора - бога вина и веселья.

Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав

принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает

мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в

конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из

Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических

государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами,

которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и

Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные

религиозные воззрения.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было

приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные

действия. Особые коллегии сведущих людей - жрецы - наблюдали за культом

отдельных богов, за ·порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных,

следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к

какому божеству обратиться с нужной просьбой.

Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от

богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли

установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам

действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание

на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на

духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного

трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия

при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало

затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано

проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся

мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью.

Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса

- Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал

меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что

они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь

Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были

Запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха -

Диониса.

Широкое проникновение греческого влияния во I I в. до н. э. привело не

только к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней

римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого

влияния было распространение греческой философии в римском обществе и

взглядов греческих философов на религию и богов. Было переведено на

латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который

считал, что боги - это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая

римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически

относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривает религию как

необходимое средство управления народом. Распространение мистических

восточных культов в массах, скептическое отношение к римской религии у

аристократии подрывали официальную римскую религию. Бурные события

гражданских войн, частые конфискации, проскрипции вели к изменениям

традиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, о

загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений

в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы - Фортуны, которая

дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные

гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии,

богоспасителя, который придет, дарует блаженство страдающущим, накажет

гонителей.

С раннего времени различные празднества и представления играли важную

роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления

были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью

религиозных праздников.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.